Метод проектов в обучения математике в начальной школе




Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ–прагматик, психолог и педагог.

На рубеже 1910 - 20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы, названный сначала - «перспективный», а вскоре и «универсальный метод», через пять с небольшим лет стал «легкомысленным прожектерством».

В настоящее время, в период введения ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно–деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.

С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Суть проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к
определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных
знаний.

Таким образом, проект - это «пять П» (см. Рис. 9) и шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Рис. 9. Этапы проектной деятельности

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».

В различных педагогических источниках представлено множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них (см. Таблица 4).

Таблица 4. – Определение понятия проекта.

Автор Определение
С.В. Митрохина Проект - мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Е.Г. Новолодская Проект - реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них.
Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина Проект - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.
Е.Н. Землянская Проект - обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.

Из всех перечисленных определений можно сделать вывод, что проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода творческого продукта.

Метод проектов рекомендуется к применению на уроках и во внеурочной деятельности, в качестве метапредметного компонента образовательного пространства. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Понятием «метод проектов» в науке обозначают и способ обучения, и педагогическую технологию. Рассмотрим несколько трактовок этого понятия (см. Таблица 5).

Таблица 5. – Определение понятия «метод проектов»

Автор Определение
Л.Ю. Бритвина Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Е.С. Полат Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Н.Ю. Пахомова Метод проектов - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Л.О. Филатова Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта.

Сделаем вывод, метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большоеколичество видов и подвидов. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, четыре различные классификации (см. Таблица 6), (см. Приложение 1)

Таблица 6. - Классификации видов проектов

Классификация Виды
По содержанию Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
По комплексности (по предметно содержательной области) Монопроекты
Межпредметные проекты
По продолжительности выполнения Краткосрочные проекты
Недельные проекты
Годичные проекты
Мини–проекты
По количеству участников Персональный (индивидуальный) проект
Коллективный (групповой) проект

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. В процессе обучения математике младших школьников наблюдается приблизительно похожая последовательность. Чаще всего используются кратковременные индивидуальные и групповые творческие, практико-ориентированные, и информационные проекты. Например, по программе М. И. Моро УМК «Школа России» в 1 классе учащимся предлагаются проекты на тему «Числа в загадках, пословицах, поговорках» и «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», во 2 классе «Узоры и орнаменты на посуде» и «Оригами: знакомство с техникой оригами и изготовление изделий», в 3 классе «Составляем математические сказки» - они, в основном, творческие, практико-ориентированные, чаще индивидуальные и краткосрочные, чем групповые и среднесрочные, но некоторые из данных тем предполагают и информационный проект, например, «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Узоры и орнаменты на посуде» и «Оригами: знакомство с техникой оригами и изготовление изделий», а в 4 классе проект на тему «Составляем математический справочник «Наш город (село)»» подразумевает серьёзный анализ достаточно обширной краеведческой информации. При этом проекты на тему «Задачи-расчёты с недостающими данными» в 3 классе и «Составляем «Сборник математических задач и заданий»» в 4 классе, скорее практико-ориентированные.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. По мнению некоторых исследователей, творческая проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская - практически невозможна.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого–физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. Учитель не сводит метод проектов к самостоятельной работе учеников по теме. Учитель формулирует тему проекта так, чтобы вызвать к ней интерес. Это может быть сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Метод проектов эффективно используется на уроках математики с целью реализации воспитательных задач, так как предполагает такие формы работы, как парная, групповая, коллективная. Работая коллективно, ученики усваивают правила поведения (этические нормы). Вступая в речевое взаимодействие, они учатся выбирать целесообразные для ситуации речевые средства, доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и приводить аргументы. В конечном итоге ребенок приобретает речевой опыт, который поможет ему в дальнейшем договариваться с любым собеседником. Данную технологию можно использовать как на уроках изучения нового материала, так и на уроках повторения и закрепления. Критериями оценки проектов могут служить: логика изложения, качество наглядных материалов, компетентность в проблеме исследования, качество аргументации при ответах на вопросы, использование информационно-коммуникационных технологий.

Для многих обучающихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Обучающиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Что касается учителей, преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Учитель должен не только хорошо знать документы, но и владеть терминологией, уметь строить урок с учетом формирования и развития УУД у обучающихся, знать и использовать технологии, которые позволят осуществить требования ФГОС второго поколения. Метод проектов значительно повышает активность каждого ученика, его занятость, соответственно и степень усвоения материала.

Тематика проектов должна быть известна заранее. Например, «Сказка о числе», «Происхождение математических знаков», «Математическая пословица», «Как появились числа», «Мой друг–квадрат» и т.д. Обучающиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Принципиальной основой педагогического проекта является ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков–проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся с первого класса:

- умения планировать, анализировать свои действия;

- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;

- способность к сотрудничеству;

- чувства ответственности за конечный результат.

Для этого важно обеспечить требования:

- учитель должен сам чётко спланировать деятельность свою обучающихся;

- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;

- учитель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и направляет их на сотрудничество;

- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;

- урок должен быть здоровье сберегающим и времясберегающим;

- дети сами делают взаимооценку и самооценку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: