Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ–прагматик, психолог и педагог.
На рубеже 1910 - 20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы, названный сначала - «перспективный», а вскоре и «универсальный метод», через пять с небольшим лет стал «легкомысленным прожектерством».
В настоящее время, в период введения ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно–деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.
С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Суть проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к
определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных
знаний.
Таким образом, проект - это «пять П» (см. Рис. 9) и шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Рис. 9. Этапы проектной деятельности
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».
В различных педагогических источниках представлено множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них (см. Таблица 4).
Таблица 4. – Определение понятия проекта.
Автор | Определение |
С.В. Митрохина | Проект - мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. |
Е.Г. Новолодская | Проект - реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. |
Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина | Проект - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. |
Е.Н. Землянская | Проект - обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. |
Из всех перечисленных определений можно сделать вывод, что проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода творческого продукта.
Метод проектов рекомендуется к применению на уроках и во внеурочной деятельности, в качестве метапредметного компонента образовательного пространства. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Понятием «метод проектов» в науке обозначают и способ обучения, и педагогическую технологию. Рассмотрим несколько трактовок этого понятия (см. Таблица 5).
Таблица 5. – Определение понятия «метод проектов»
Автор | Определение |
Л.Ю. Бритвина | Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. |
Е.С. Полат | Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. |
Н.Ю. Пахомова | Метод проектов - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. |
Л.О. Филатова | Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта. |
Сделаем вывод, метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большоеколичество видов и подвидов. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, четыре различные классификации (см. Таблица 6), (см. Приложение 1)
Таблица 6. - Классификации видов проектов
Классификация | Виды |
По содержанию | Практико-ориентированный проект |
Исследовательский проект | |
Информационный проект | |
Творческий проект | |
Ролевой проект | |
По комплексности (по предметно содержательной области) | Монопроекты |
Межпредметные проекты | |
По продолжительности выполнения | Краткосрочные проекты |
Недельные проекты | |
Годичные проекты | |
Мини–проекты | |
По количеству участников | Персональный (индивидуальный) проект |
Коллективный (групповой) проект |
В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. В процессе обучения математике младших школьников наблюдается приблизительно похожая последовательность. Чаще всего используются кратковременные индивидуальные и групповые творческие, практико-ориентированные, и информационные проекты. Например, по программе М. И. Моро УМК «Школа России» в 1 классе учащимся предлагаются проекты на тему «Числа в загадках, пословицах, поговорках» и «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», во 2 классе «Узоры и орнаменты на посуде» и «Оригами: знакомство с техникой оригами и изготовление изделий», в 3 классе «Составляем математические сказки» - они, в основном, творческие, практико-ориентированные, чаще индивидуальные и краткосрочные, чем групповые и среднесрочные, но некоторые из данных тем предполагают и информационный проект, например, «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Узоры и орнаменты на посуде» и «Оригами: знакомство с техникой оригами и изготовление изделий», а в 4 классе проект на тему «Составляем математический справочник «Наш город (село)»» подразумевает серьёзный анализ достаточно обширной краеведческой информации. При этом проекты на тему «Задачи-расчёты с недостающими данными» в 3 классе и «Составляем «Сборник математических задач и заданий»» в 4 классе, скорее практико-ориентированные.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. По мнению некоторых исследователей, творческая проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская - практически невозможна.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого–физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. Учитель не сводит метод проектов к самостоятельной работе учеников по теме. Учитель формулирует тему проекта так, чтобы вызвать к ней интерес. Это может быть сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Метод проектов эффективно используется на уроках математики с целью реализации воспитательных задач, так как предполагает такие формы работы, как парная, групповая, коллективная. Работая коллективно, ученики усваивают правила поведения (этические нормы). Вступая в речевое взаимодействие, они учатся выбирать целесообразные для ситуации речевые средства, доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и приводить аргументы. В конечном итоге ребенок приобретает речевой опыт, который поможет ему в дальнейшем договариваться с любым собеседником. Данную технологию можно использовать как на уроках изучения нового материала, так и на уроках повторения и закрепления. Критериями оценки проектов могут служить: логика изложения, качество наглядных материалов, компетентность в проблеме исследования, качество аргументации при ответах на вопросы, использование информационно-коммуникационных технологий.
Для многих обучающихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Обучающиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Что касается учителей, преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Учитель должен не только хорошо знать документы, но и владеть терминологией, уметь строить урок с учетом формирования и развития УУД у обучающихся, знать и использовать технологии, которые позволят осуществить требования ФГОС второго поколения. Метод проектов значительно повышает активность каждого ученика, его занятость, соответственно и степень усвоения материала.
Тематика проектов должна быть известна заранее. Например, «Сказка о числе», «Происхождение математических знаков», «Математическая пословица», «Как появились числа», «Мой друг–квадрат» и т.д. Обучающиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Принципиальной основой педагогического проекта является ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков–проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся с первого класса:
- умения планировать, анализировать свои действия;
- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- способность к сотрудничеству;
- чувства ответственности за конечный результат.
Для этого важно обеспечить требования:
- учитель должен сам чётко спланировать деятельность свою обучающихся;
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- учитель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и направляет их на сотрудничество;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровье сберегающим и времясберегающим;
- дети сами делают взаимооценку и самооценку.