Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ.




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

«Методика обучения и воспитания»

Выполнила: Цыляева Е.С.

Специальность 44.03.01

«Безопасность жизнедеятельности»

Группа БЖ-1801z

Екатеринбург

Тема 3. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими образовательными предметами

 

1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.

 

 

2. Межпредметные связи приносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления. Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.

 

3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение обучающихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и мира лишь в процессе системного освоения основ наук.

 

 

4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея Межпредметные связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики.

 

Виды межпредметных связей:

№ п/п Вид межпредметных связей Краткая характеристика Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем)
  Предшествующие При раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. «Изображение чрезвычайных ситуаций природного характера в литературных произведениях» (7 класс, ОБЖ и литература), «Шум и его воздействие на человека» (8 класс, ОБЖ и физика), «Наименее экологически опасные средства бытовой химии» (9 класс, ОБЖ, экология).
  Сопутствующие Ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и других предметах. ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими фактам: например, с историей пожарного дела (5 класс); историей гражданской обороны нашего государства (9 класс); Днями воинской славы России (9 класс).
  Перспективные Изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. физика: «Звуковые волны» 9 класс; «Электричество» 8 класс; «Электро-магнитные поля» 9 класс.

 

 

Педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?

1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.

2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.

3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.

4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.

5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.

 

Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ.

Широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.

Межпредметные связи реализуются при выполнении следующих методических и педагогических условий:

- выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;

- включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;

- опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;

- закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;

- обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ;

- реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: