Психология трудотерапии при психических заболеваниях




Специфические особенности дефекта при разных заболевани­ях учитываются в психодиагностике, а также в реабилитационных мероприятиях. Причины многих форм психических заболеваний до сих пор окончательно не установлены, и поэтому лечение психопатологии ведется сим­птоматически. Среди разных форм терапии наряду с психотерапи­ей применяется лечение целенаправленными видами занятости, включая ручной труд.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раз­дел психологии труда, так как это направление, в котором изуча­ется «труд как фактор развития и восстановления» (Геллерштейн С.Г. и др., 1965).

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации [8]:

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профес­сиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»);

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособ­ленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых ща­дящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь ра­бота во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обя­занностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах пси­хики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дос­тиг максимально высокого, доступного для него уровня реадапта­ции.

Опыт 30-х гг. XX в., когда в психиатрических клиниках вводи­лась терапия занятостью в самых простых формах (больным пред­ложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эф­фективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные по Калининской психоневрологической больнице им. Литвинова, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. лишь 63 % больных были заняты трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась по сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78 %, а в женском – на 49 %.

Ручной труд является разновид­ностью лечебно-восстановительного средства по отношению к психически больным.

Трудотерапия (по С.Г. Геллерштейну) – разновидность средств психологии воздей­ствия, стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть ценных при­знаков ручного труда в следующем:

соответствие человеческим потребностям;

целевой характер деятельности;

мощное воздействие упражнения;

мобилизация активности, внимания и т.д.;

необходимость приложения усилия, напряжения;

широкие возможности компенсации;

преодоление трудностей и препятствий, возможность регу­лирования их и дозировки;

включение в жизненно полезный ритм;

результативность, предпосылки организации обратной свя­зи и совершенствования функций;

благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

рождение положительных эмоций – чувства удовлетворе­ния, полноценности и др.;

коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состоя­ние больного, это зависит от его состояния, используемой фор­мы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации тру­да и его содержания. Так, трудотерапия:

абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстрой­ством сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях;

временно противопоказана во время активно­го медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и ас­тенических состояниях;

относительно противопоказана для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии).

Во всех этих случаях нужен индивидуаль­ный подход к личности больного. Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов тру­да, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представ­ленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом ха­рактера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготскому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллер-штейн предлагал психологу, проектирующему программу трудо­терапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная мо­дификация профессиографии. Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем познать связи между кон­кретными формами трудовой активности и патологическим состо­янием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно обоснованному программированию рацио­нально построенной трудовой терапии».

С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасма­н придерживались двух основных принципов использования трудотерапии.

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентирован­ным на негативные симптомы, свойственные разным видам пси­хических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по со­держанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию боль­ного в намеченном, доступном для него прогрессивном направ­лении социально-трудовой реадаптации.

Примеры подбора видов труда при различных дефектах и стадиях болезни приведены в таблице 1.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: