Контрольный тест к МБ №8




МБ №8. Учет и оценка производственного обучения

 

Изучив данный блок, Вы будете

знать:

– методику учета производственного обучения;

уметь:

– разрабатывать критерии оценки учащихся на изучение операции, на выполнение комплексной работы;

– заполнять документы учета по производственному обучению.

УЭ №20.Объекты учета производственного обучения.

Изучив данный учебный элемент, Вы будете

знать:

– как осуществляется учет выполнения учебного плана;

– как осуществляется учет посещаемости;

– как ведется учет успеваемости, методы учета успеваемости;

– уровни усвоения деятельности в процессе производственного обучения;

– алгоритм разработки тестов.

 

Основные функции (компоненты) учета производственного обучения

 


Учет выполнения учебного плана

 

Дает возможность установить, насколько правильно организован учебный процесс, как используется время, отводимое на каждый предмет, сроки и последовательность изучения предметов, их взаимосвязи, соотношение и характер чередования теории и практики.

Применительно к производственному обучению учет выполнения учебного плана позволяет определить, проводится ли оно в установленные сроки, каков его режим, сколько времени затрачено, как это соответствует учебному плану.

Осуществляется путем анализа записей в журнал учета производственного обучения.

% выполнения учебного плана ·100, где

Тф – количество времени в часах, фактически использованное учебной группой на производственное обучение за данный отрезок времени (месяц, полугодие, учебный год, курс обучения); пропуски занятий отдельными учащимися не учитываются.

Тп – количество времени в часах, отведенное на производственное обучение за данный отрезок времени по учебному плану.

 

Учет выполнения программы производственного обучения

 

Цель – установление соответствия содержания учебных занятий, а также выполняемых учащимися учебно-производственных работ требованиям учебной программы.

Производятся путем анализа и сравнения записей в журнале учета производственного обучения о содержании и времени проведенных занятий с рекомендациями и установками программы производственного обучения.

Одной из возможных форм учета выполнения программы производственного обучения (дополнительно к журналу учета) является следующая.

 

Индивидуальный учет выполнения программы производственного обучения

 

№ фамилии учащихся № работ № и содержание работ
                 
4…                   4…

 

Применительно к теме «Нарезание резьбы» (токари) производится учет следующих видов работ.

1. Нарезание резьбы плашками.

2. Нарезание резьбы метчиками.

3. Нарезание треугольной резьбы резцами.

4. Нарезание прямоугольной резьбы.

5. Заточка резьбовых резцов.

6. Нарезание трапецеидальной резьбы.

7. Нарезание многозаходных резьб.

8. Нарезание модульной резьбы.

9. Нарезание упорной резьбы.

Учет производится путем выставления мастером оценок за выполненные работы.

 

Учет посещаемости

 

Производится при обучении в учебной мастерской мастером ежедневно (в дни производственного обучения) в журнале учета производственного обучения, а при обучении в условиях производства и практики – на основе табельного учета в цехе, на участке.

% посещаемости = ·100, где

– суммарное количество человеко-часов, которые учащиеся группы фактически присутствовали на занятиях.

– суммарное количество человеко-часов по учебному плану на группу за соответствующий отрезок времени.

% пропусков = ·100, где

– суммарное количество часов (человеко-часов), пропущенных за данный отрезок времени (всего по уважительным, по неуважительным причинам) одним учащимся или всей группой.

– суммарное количество часов (человеко-часов) за соответствующий отрезок времени (на учащегося или группу в целом) по учебному плану.

 

Учет выполнения норм времени и выработки

 

Данные для учета выполнения норм времени и выработки берутся из записей, зафиксированных в нарядах на выполненные сданные годные учебно-производственные работы.

Подсчеты выполнения норм времени и выработки в зависимости от необходимости производятся или для каждого учащегося, или по группе в целом по суммарным данным.

% выполнения нормы времени = ·100, где

Тп – норма времени на работу (партию работ)

Тф– время, фактически затраченное на выполнение работы (партии работ)

% выполнения нормы выработки ·100, где

Вф –фактическая выработка (шт и т.д.) за единицу времени (час, смена).

Вп- норма выработки за соответствующую единицу времени.

 

Учет выполнения плана производственного обучения (производственной деятельности)

 

Данные для учета выполнения плана производственного обучения (производственной деятельности) берутся из нарядов на сданные годные учебно-производственные работы и планов производственной деятельности (группы, учащегося) в ученических нормо-часах.

% выполнения плана производственного обучения (производственной деятельности = ·100, где

- суммарное время в ученических нормо-часах, подсчитанное по сданным в течение определенного времени (рабочий день, смена, месяц т.д.) годным учебно-производственным работам.

– плановое время на производственную деятельность (группы, учащегося) на данный отрезок времени.

Средний процент выполнения производственного плана подсчитывается по суммарным данным.

Учет успеваемости

 

 

 


Виды учета успеваемости

 

Текущий Периодический Итоговый
Цель– получение объективных текущих данных о ходе процесса производственного –обучения учащихся. Включает: текущие наблюдения за учащимися в процессе выполнения ими учебно-производственных работ; Беседы с учащимися в ходе вводного, текущего и заключительного инструктирования: Проверку и оценку выполняемых и выполненных учащимися учебно-производственных работ: Проверку домашних заданий учащихся.   Цель – систематический контроль за уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. Учащихся, выполнением программы обучения;. Получение данных для оценки учащихся за соответствующий период обучения; поэтапная аттестация учащихся Включает: Проверочные работы по итогам каждого полугодия и учебного года. Контрольные работы, проводимые по решению органов профтехобразования, директора училища или по указанию инспекции при проверке или аттестации училища. Цель – итоговая проверка уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта; присвоения учащимся профессии и уровня квалификации. Включает: выпускные квалификационные работы; выпускные письменные квалификационные работы –разработку и описание технологических процессов выполнения типичных работ по профессии с выбором инструментов, расчетами режимов и т.д. Проверку знаний учащихся в пределах профессиональной характеристики.

 

Практическая работа №15. Разработка критериев оценки учащихся на изучение операций

 

Выполнив эту работу, Вы будете

уметь:

– оценивать работы учащихся при выполнении операций.

 

Задание

1. Из программы производственного обучения выберите «операционную» тему.

2. Назовите работы при изучении операций.

3. Изучите основные критерии оценки.

 

Критерии оценки успеваемости учащихся при изучении

операций

 

– правильность приемов и способов выполнения всех разновидностей операций и операции в целом;

– соблюдение требований к качеству учебно-производственных работ;

– организация труда и рабочего места.

1. Учитывая критерии оценки, заполните таблицу.

Тема №…

Выполнение операции…………………………………..(работ).

 

Оценка Критерии оценки
Правильность приемов и способов Соблюдение требований к качеству Организация труда и рабочего места
       
       
       
       
       

 

Практическая работа №16. Разработка критериев оценки учащихся на выполнение комплексной

работы

 

Выполнив эту работу, Вы будете

уметь:

– оценивать выполнение комплексных работ учащимися.

 

Задание

1. Из программы производственного обучения выберите тему по выполнению комплексной работы.

2. Изучите основные критерии оценки.

При выполнении работ комплексного характера:

Качество работы – соответствие учебно-производственных работ техническим требованиям;

Производительность труда – выполнение установленных времени или выработки;

Самостоятельность в работе;

Правильность выполнения приемов и способов труда; соблюдение технологической дисциплины;

Организация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда.

 

2. Учитывая критерии оценки, заполните таблицу:

Тема №…

Выполнение работы

 

Оценки Критерии оценки
         
           
           
           
           
           

 

3. При выставлении оценок постарайтесь помнить о правилах.

 

Памятка мастеру по контролю и оценке учащихся

 

Во время контроля и оценки нужно всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности мастера.

Необходимо всегда объяснить учащемуся и группе выставляемые оценки.

При контроле и оценке «слабого» учащегося не следует резко реагировать на неправильные ответы или действия. Как бы слаб ни был ученик, никогда нельзя закрывать перед ним возможность выправиться.

Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на дальнейший успех, поддержать веру в свои силы.

Хорошую работу учащихся следует оценивать «во весь» голос.

Такое поощрение – это эталон и назидание для расслабленной, вяло работающей «серединки».

Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Это может противопоставить их коллективу группы. Хвалить и поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше.

Никогда нельзя допускать безразличного отношения к выставляемой оценке, ибо ничто так не ущемляет трудолюбие учащегося, как равнодушие мастера к его успехам в учебе. Только сопереживание истинная сопричастность педагога к успеху учащегося порождает встречное его движение, усиливает активность.

 

 

Практическая работа №17. Разработка тестовых

заданий

 

Выполнив данную работу, Вы будете

знать:

– алгоритм разработки тестов контроля качества деятельности учащихся в процессе производственного обучения;

– уровни усвоения деятельности (умений и навыков).

 

Задание

1. Изучите уровни деятельности и характер деятельности учащихся.

 

Уровни усвоения деятельности (умения и навыков) в процессе производственного обучения

 

Уровни деятельности Характер деятельности учащихся
1. Репродуктивная, несамостоятельная. Деятельность под непосредственным наблюдением и руководством мастера производственного обучения, на основе его инструктивных указаний и рекомендаций, документов письменного инструктирования.
2. Репродуктивная, самостоятельная. Деятельность на основе типовых алгоритмов: технологической последовательности, чередования этапов, элементов, процедуры с использованием ранее освоенных типичных способов выполнения работы.
3. Продуктивная самостоятельная. Деятельность на основе самостоятельного алгоритма. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных учебно-производственных условиях.
4. Самостоятельная, творческая. В процессе деятельности творчески используются усвоенные знания, умения и навыки. Учащийся самостоятельно,по своей инициативе рационализирует, модернизирует, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудий, средств, способов организации выполнения работы. Выполняемая деятельность характеризуется высоким качеством и высокой производительностью труда.

 

2. Ознакомьтесь с алгоритмом разработки тестов контроля качества деятельности учащихся, порядок разработки тестов.

 

Алгоритм разработки тестов контроля качества деятельности учащихся в процессе производственного обучения

 

Тестирование – способ контроля с применением тестов. Тест состоит из задания на выполнение определенной практической деятельности и талона-образца правильно выполненного задания с эталоном. Исходным документом для разработки теста является программа производственного обучения.

 

№ п/п Порядок разработки Инструктивные указания
1. Определить объект тестирования. Объектами тестирования качества освоения деятельности в процессе производственного обучения является: – правильность выполнения трудных приемов; – полнота и правильность освоения трудных операций (видов работ); – рациональность и качество способов выполнения работ комплексного характера, обслуживание оборудования и т. д.
2. Определить уровень теста (уровень освоения деятельности, контролируемой с помощью теста). 1 уровень – первоначальное освоение приемов операций и способов выполнения простых комплексных работ (ориентировочно 1 курс). 2 уровень – выполнение комплексных работ средней сложности на базе освоенных и закрепленных трудовых приемов и операций; освоение приемов и способов работы на новом оборудовании, применения новых инструментов, приборов, оснастки; освоение новых технологий (ориентировочно 2-3 курс) 3-4 уровень – проверка успешности. Сформированности профессионального мастерства (применяется, как правило, при аттестации учащихся на повышенный уровень квалификации)
3. Сформировать задание. Требования к заданиям: – типичность для профессии; – ограниченность во времени выполнения теста (не более 1-1,5 часа) – посильность для выполнения на соответствующем этапе обучения; – однозначность эталона выполнения теста; – четкость и определенность формулировок и условных обозначений.
4. Определить условия выполнения теста. Указывается место оборудования и оснащение для проведения тестирования; характер заготовок, используемые материалы и другие исходные данные; требования к результатам выполнения теста по качественным и количественным показателям: учебно-техническая документация.
5. Разработать эталон выполнения теста. Для тестов контроля правильности выполнения приемов и операций – перечень и описание правил, способов количественных параметров и другие требования к качеству выполнения приемов и операций. Для тесто-процессов описание технологических операций и переходов в рациональной их последовательности.
  Определить существенные операции эталона. Существенными операциями эталона являются только те операции, которые определяют успешность, т.е. полноту, правильности, качества выполнения задания и является целью контроля, осуществляемого с помощью данного теста.
7. Экспертная оценка и отработка содержания теста. В качестве экспертов следует привлекать опытных мастеров производственного обучения и методистов.

 

3. Для 1-2 уровня усвоения составьте 2-3 тестовых задания.

 

Тест для самопроверки к УЭ №20

 

1. Приведите в соответствие объекты учета с их характеристиками.

1. Учебный план а) Учитывается время, отводимое на обучение.
2. Программа. б) Учитывается содержание занятий и работ, выполняемых учащимися.
3. Посещаемость. в) Ставятся оценки на уроке за выполненные работы.
4. Успеваемость. г) Учитываются пропуски.

2. На уроке производственного обучения мастер осуществляет …

а) текущий учет;

б) периодический учет;

в) итоговый учет.

3. С какой целью проводится периодический учет?

а) итоговой проверки уровня профессиональных знаний, умений, навыков;

б) систематического контроля уровня профессиональных знаний, умений, навыков;

в) получение объективных текущих данных.

4. Можно ли утверждать, что контроль результатов процесса производственного обучения является не только средством оценки успехов учащихся, но и показателем деятельности мастера?

5. Выберите формулу для определения % выполнения учебного плана?

а) % уч.пл.= ·100%; б) % уч.пл.= ·100%;

6. Что относит мастер к основным критериям оценки при изучении операций?

а) организацию труда и рабочего места;

б) производительность труда;

в) правильность приемов и способов выполнения операций.

7. Оценивая работу учащихся, мастер учитывает их самостоятельность при:

а) выполнении работ комплексного характера;

б) изучении операций.

 

Литература

 

Скакун В.А. Методика производственного обучения ч.2. – М., 118-138 с.

 

УЭ №21. Документы учета производственного обучения.

Изучив данный учебный элемент, Вы будете

уметь:

– заполнять журнал учета производственного обучения;

– составлять отчет мастера производственного обучения.

Отчетность мастера.

Основными отчетными документами мастера являются отчет о показателях работы учебной группы за квартал, который мастер подготавливает совместно с классным руководителем группы, и отчет о проведении производственной практики.

Формы-схемы отчета о показателях работы группы за квартал официально не установлены, она определяется местным органом народного образования. В качестве примера приводим одну из возможных форм-схем такого отчета.

 

Отчет (примерная схема)

о показателях производственного обучения группы №… за…квартал 199…/…учебного года

 

1. Количество учащихся на начало квартала… чел., на конец квартала…чел. Фамилии выбывших и причины выбытия.

2. Выполнение учебного плана по производственному обучению: полагалось по учебному плану…час.; дано…час.; % выполнения учебного плана…%.

3. Выполнение учебной программы производственного обучения, Отработка учебных тем программы по группе и каждым учащимся.

4. Применение на уроках производственного обучения высокопроизводительного инструмента, приспособлений, передовых методов труда; проведение конкурсов профессионального мастерства в группе и других мероприятий.

5. Соблюдение правил безопасности труда и промсанитарии (указать имевшие случаи нарушений).

6. Выполнение плана производственной деятельности в процентах и в рублях.

7. Успеваемость в группе в %… Количество неуспевающих…

8. Посещаемость уроков…%

Количество пропущенных часов на всю группу…

Из них:

а) по уважительным причинам…час,…%

б) по неуважительным причинам…час,…%

9. Дисциплинированность учащихся (указать количество и фамилию учащихся, имеющих пониженные оценки по поведению; факты нарушений дисциплины; количество и фамилии учащихся, получивших взыскания).

10. Внеклассная воспитательная работа в группе (количество и тематика проведенных экскурсий, турпоходов, вечеров, диспутов, собраний; характеристика участия учащихся в общественных мероприятиях училища).

11. Количество учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях.

12. Личная активность мастера: участие в общественной работе, в развитии учебно-материальной базы, в КМО учебного процесса, в техническом творчестве, ВОИР; работа по наставничеству; повышение педагогического и профессионального мастерства; педагогическое самообразование; методическая работа.

В отчете о производственной практике мастер подробно освещает работу группы на рабочих местах и в бригадах: выполнение программы производственной практики, результаты работы учащихся, содержание выполняемых учащимися работ, сумму заработка учащихся, изучение и применение учащимися передовых приемов и методов работы, положительные стороны и недостатки в организации и проведении практики, поведение учащихся, участие их в общественной и производственной жизни рабочих коллективов предприятий, строек. организаций. К отчету прилагаются отзывы работников предприятий, где учащиеся проходили производственную практику.

 

Практическая работа №17. Заполнение журнала учета производственного обучения.

 

Выполнив эту работу, Вы сможете:

– заполнить все формы журнала учета производственного обучения.

 

Задание

1. Ознакомьтесь с правилами заполнения журнала учета производственного обучения.

2. Опишите, сколько различных форм в журнале учета и что учитывается в каждой форме журнала?

3. Выберите из программы производственного обучения тему, укажите сколько часов отводится на ее изучение и сколько занятий?

4. В форме №2 журнала запишите содержание занятий, какие работы выполняются?

5. В форме №3 журнала запишите содержание инструктажа по технике безопасности.

6. В форме №5 журнала заполните содержание заданий при обучении на предприятии.

 

Тест для самопроверки к УЭ №21

 

1. Подсчитайте абсолютную успеваемость в группе по производственному обучению, если в группе 20 человек, 2 человека имеют оценку «2».

2. Подсчитайте качественную успеваемость в группе, если в группе 20 человек, 15 человек получили оценки «4» и «5».

3. Допишите, что еще учитывают в журнале учета производственного обучения;

а) выполнение программы производственного обучения;

б) фактическое время на производственное обучение;

в)

г)

4. По каким основным показателям отчитывается мастер?

1.

2.

3.

4.

 

Литература

 

Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992. 138-140 с.

 

Контрольный тест к МБ №8

 

1. Приведите в соответствие объекты учета с их характеристиками.

а) учет выполнения учебного плана; б) учет выполнения программы производственного обучения; в) учет посещаемости; г) учет успеваемости. 1. Как используется время отводимое на каждый предмет? 2. Выполняются ли работы в соответствии с требованиями учебной программы? 3. Производится ежедневно в журнале учета. 4. Бывший текущим, периодическим, итоговым.

 

2. На уроке производственного обучения мастер осуществляет …

а) текущий учет;

б) периодический учет;

в) итоговый учет.

3. С какой целью производится периодический учет?

а) итоговой проверки уровня профессиональных знаний, умений, навыков?

б) систематического контроля уровня профессиональных знаний, умений, навыков;

в) получения объективных текущих данных.

4. Можно ли утверждать, что контроль результатов процесса производственного обучения является не только средством оценки успехов учащихся, но и показателем деятельности мастера?

5. Выберите формулу для определения % выполнения учебного плана

а) % уч. плана= *100%:

б) % уч плана= *100%

6. Что относит мастер к основным критериям оценки при изучении операций?

а) организацию труда и рабочего места;

б) производительность труда;

в) правильность приемов и способов выполнения операций.

7. Оценивая работу учащихся мастер учитывает их самостоятельность при …

а) выполнении работ комплексного характера;

б) при изучении операций.

8. Подсчитайте абсолютную успеваемость в группе по производственному обучению, если в группе 20 человек, 2 человека имеют оценку «2».

9. Подсчитайте качественную успеваемость в группе, если в группе 20 человек, 15 человек получили оценки «4» и «5».

10. Допишите, что еще учитывают в журнале учета производственного обучения?

а) выполнение программы производственного обучения;

б) фактическое время на производственное обучение;

в)

г)

11. По каким основным показателям отчитывается мастер?

1.

2.

3.

4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: