Коренной перелом в ходе войны
1.Продолжить работу над начатой таблицей и самостоятельно заполнить пустые колонки, обращая внимание на итоги, значение и последствия сражений. Выделенное жирным шрифтом – это важнейшие события войны, их надо знать.
Обратите внимание, что это был переломный период войны, когда решалась судьба народов. В результате побед советской армии под Сталинградом и на Курской дуге, а также союзников на Тихом океане и в Африке стратегическая инициатива перешла в руки антифашистского блока, в первую очередь СССР. Сталинградская битва, которая длилась почти полгода, и в ней погибло более 2 млн. человек стала самой крупной за всю историю человечества. До этого немцы всегда наступали и диктовали условия войны, после Сталинграда они стали отступать и перешли к обороне, наступательные операции теперь планировало и проводило советское командование. К концу данного периода сов. армия вышла на границу СССР. Очень советую найти и посмотреть серии «Сталинград» и «Курская дуга» из документального сериала «Великая война» - там настоящая история.
лето | Битва у атолла Мидуэй | Японский флот потерпел поражение от США возле этого острова, с этого момента Япония переходит к обороне |
октябрь | Битва у г.Эль-Аламейна | Союзниками остановлено немецкое наступление в Африке, Взять Суэцкий канал немцам не удалось, они перешли к обороне |
19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г. | Сталинградская битва | |
1 января 1943 г. | Частичный прорыв блокады Ленинграда | Снять блокаду полностью не удалось, но начались частичные поставки продовольствия в город |
май | Контрнаступление англо-американских войск в Африке (Монтгомери, Эйзенхауэр) | |
Июль 5-12.07 Август-сентябрь | Битва на Курской дуге Первый этап битвы Начало контрнаступления. Освобождение Орла, Белгорода, Харькова, Смоленска, Киева | |
Лето-осень | Высадка союзников на Сицилии | Крах режима Муссолини. Капитуляция Италии |
8 ноября | Тегеранская конференция и ее решения | |
1942-43 гг. | Перелом битвы за Атлантику Движение Сопротивления | Уничтожение большей части немецкого подводного флота Поднялось на борьбу население оккупированных территорий в Европе и Азии |
1944 январь | Снятие блокады Ленинграда | Закончилась самая трагическая страница войны – 900 дневная блокада, которая унесла жизни более миллиона человек |
февраль | Корсунь-Шевченковская операция советского командования | Уничтожение крупной группировки немецкой армии «Юг» |
Апрель | Крупное наступление в Белоруссии – операция «Багратион» | |
6 июня | Высадка союзников в Нормандии | Открытие 2го фронта в Европе |
июль | Общее наступление во Франции. | К концу года Франция и Бельгия освобождены, союзники вышли на границу с Германией |
Август | Ясско-Кишиневская операция советской армии | Окончательный разгром группы армии «Юг», выход сов. армии на границу СССР |
Таблицу будем продолжать
2. Опережающее задание, его попрошу сдать через две пары, пока подумайте
Практическая работа «Человек на войне»
Выполнить в виде эссе (небольшое сочинение – размышление по теме). Выберите один вопрос из предложенных и, пожалуйста, пишите покрупнее и яркой пастой
1.Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать. Как вы считаете, какие факторы, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку в кромешном аду? Прочтите воспоминания фронтовиков. За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?
2.Стремление на фронт было всеобщим. Насколько ваши сверстники осознавали, что такое война? А как бы вы поступили в тех условиях? Почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии? Только ли в мирных условиях причина?
3.Человек не мог постоянно воевать и страдать. И в изнурительную жизнь входила радость. Чему могли быть рады солдаты? Как заполняли часы досуга?
4.Кто из ваших родных воевал? В каких операциях участвовал? Как сложилась их дальнейшая судьба?
5.Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Какая роль отводилась человеку в тылу? Можно ли назвать героем человека, который в повсеместных трудностях быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?
6.Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился? Расскажите о Перми в годы войны.
7.Кто из ваших родных работал в тылу, в чем заключалась их работа?
8.Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях. На какие противоречия в советском обществе рассчитывали фашисты, устанавливая разный статус оккупированных земель и создавая русские боевые формирования?
9.Как вы думаете, чем была вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям Советского Союза? Какие цели преследовала политика оккупантов, граничащая с геноцидом?
10.Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы, на ваш взгляд, двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение? Чем вы можете объяснить причины массового размаха партизанского движения в нашей стране?
11.Кто из ваших родных был в оккупации? Как сложилась их судьба?
12.Что еще, помимо экономического и политического потенциала СССР, должен был учесть Гитлер, начиная войну против Советского Союза?