Колокола как музыкальный инструмент




Колокол и колокольчик - древнейшие и по сей день широко распро­страненные самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Первонача­льная их функция - сигнальная. Сразу условимся, что это два раз­ных инструмента, и критерий их отличия - не размер, а простран­ственная закрепленность на одном месте (столбе, колокольне, звонни­це) и возможность войти в подбор аналогичных инструментов. Наше внимание будет сосредоточено именно на колоколе, а также на самостояте­льном инструменте более сложного порядка - подборе колоколов, закре­пленном на звоннице. Колокольчик же мы будем рассматривать как пре­док колокола, широко распространенный до настоящего времени и став­ший основой множества других самостоятельных инструментов (молоточковые колокольчики, треугольник и.т.д.).

Эволюция колокола определялась первоначально поиском оптималь­ного варианта сигнального инструмента - его оптимальной Формы, ма­териала и способа изготовления. Позднее появилось стремление к кра­соте звучания. Надо сказать, что не у всех, народов этот поиск был связан именно с колоколом. Многие народы в качестве основных сиг­нальных инструментов использовали разные виды барабанов или духовых Так что все эти столько несхожие между собой инструменты первонача­льно были родственны по функции.

Прежде чем обрести свой классический вид, колокол прошел дли­тельную эволюцию и отбор, отделившись от родственных инструментов (колокольчиков, кимвалов, гонгов, звонцов, бубенчиков, бил и кле­пал). Общей тенденций было увеличение веса колоколов. Однако разви­тие колокольчиков издавна пошло по особому руслу: они утвердились как самостоятельный инструмент (по назначению и бытованию), и поэто­му их нельзя рассматривать как "маленькие колокола". Таким образом, колокольчики - не только ближайшие предшественники колокола, но и его современники, не вытесненные из обихода своими более мощными собратьями. Общими качествами у этих инструментов являются Форма и материал, из которого их изготавливают, отличия - в размере, быто­вании и назначении.

Современная форма колокола была найдена далеко не сразу. Существовали четырехгранные, цилиндрические, полусферические, бочко­образные колокола (I).1 Поиск в области формы привел к появлению самостоятельной разновидности сигнальных идиофонов, непосредствен­ных предшественников колоколов на Руси - бил и клепал, пришедших к нам из Византии. Била и клепала - металлические или деревянные дос­ки различной формы и толщины, которые, как и колокола, подвешивали или носили в руках. Звук извлекался специальным молотком. Форма их была разнообразна: прямоугольная, дугообразная, секирообразная, круглая, кольцевая, пропеллерообразная с различной толщиной на раз­ных участках (от чего зависела высота звучания). Принципиальной ра­зницы между билом и клепалом нет. В разных источниках как те, так и другие фигурируют то как деревянные, то как металлические. Но мате­риал мог быть и иным.

Звук била не отличался большой силой, но за счет ритмического разнообразия и возможности повышать и понижать его, ударяя в разных местах с разной силой, "клепания" (как называли звон в било и кле­пало) были весьма выразительны (см. пример

Появившиеся позже колокола далеко не везде окончательно вытес­нили била. Их звук больше нравился, например, старообрядцам, кото­рых привлекало, что он не разносится слишком далеко. Поэтому от бил не отказывались, создавая еще большее разнообразие звучания одно­временным использованием этих инструментов.

Не менее сложными и длительными были поиски в области материа­ла и способа изготовления колокола. Хотя металлические колокольчики появились уже в ранний бронзовый век, опыты с друг тли материалами продолжались. Существовали колокола (уже не колокольчики) деревян­ные, стеклянные, фарфоровые, каменные, глиняные. Для металлических литых колоколов далеко не сразу был найден сплав, дающий наиболее красивый, сильный и продолжительный звук. Качество звука и долго-. временность эксплуатации зависели от особенностей технологии отлив­ки не только самого колокола, но и его языка, а также от способа его подвески.

Колокол - инструмент с определенной высотой основного тона, часто весьма завуалированной обертонами, что давало в прошлом повод некоторым авторам относить его к инструментам без определенной вы­соты. Эта особенность - завуалированноеть основного тона сложным и богатым обертоновым рядом - одно из основных качеств, отличающих колокол и ставящих его в обособленное, промежуточное положение меж­ду инструментами со звуком определенной высоты и так называемыми пщумовыми" (с неопределенной высотой звучания).

В разное время разными знатоками выдвигались во многом несхо­жие требования к акустике колокола. Так мастер Гемони из Цютпфена (ХУП век) полагал, что хороший колокол должен иметь три октавы, две квинты и большую или малую терцию. (Сразу отметим возможность малой терций в спектре колокола, к чему еще придется вернуться). Английские литейщики добивались нижних обертонов гармонического спектра, но тоже с малой, а не большой терцией. Именно ее ан­гличане отмечали как признак, отличающий колокол от других инстру­ментов. Д.Рогаль-Левицкий констатирует допустимость не только обе­их терций, но и чистой кварты. Реальные же обертоновые ряды, приводимые в различных источниках, показывают, что единого правила не существовало, колокола по тембру были очень индивидуальны. Сле­довательно, мы можем выводить лишь наиболее общие закономерности, раз и навсегда отказавшись от попыток установить единое непреложное правила.

Рассмотрим качественный состав обертоновых рядов коло­колов, наиболее благозвучных с точки зрения Сараджева. Как уже го­ворилось, при всей несхожести акустических требовании к колоколу в разных источниках, все они указывают на необходимость консонантно­го сочетания нижних обертонов. И Сараджев консонантным сочетаниям отдает явное предпочтение. Двадцать восемь колоколов, имеющих в ни­жней части спектра сочетание квинты и кварты, вошли в эти три груп­пы (а всего среди исследованных Сараджевым колоколов таких нашлось тридцать один). В названных группах они распределились следующим образом: I - 15; 2-3; 3 - 10. Девять из двенадцати случаев терции (большой и малой) после квинты и кварты отнесены звонарем к "хоро­шим или "достопримечательным" колоколам. Точно так же анализ убе­ждает, что те колокола, в спектрах которых есть отдельные гармони­ческие обертоны, фрагменты гармонических спектров, предпочтительнее тех, в которых частоты не кратны частоте основного тона. Очень цен на октава в нижней части спектра, далее по убывающей следует квин­та. Кварта, тритон и малая септима явно не имеют преимущество перед всеми остальными возможными интервалами.

Итак, несмотря на наличие негармонических обертонов, по пред­ставлению К.К. Сараджева, спектр (или, как он называл, - "индивиду­альность") колокола не представлял собой неопределенного смешения гармоник.

Отмечавшаяся нередко слушателями и исследователями диссонантность звука.колокола, по существу, для этого инструмента таковой не является; это характерная черта, определяющая основные закономерно­сти искусства звона.

Классическая гармония учит, что терцовое строение аккорда име­ет обоснование в природе звука. Но почему учитывается звук только с гармоническим спектром? Ведь слуховой опыт им не ограничивается. А не обусловленно ли в какой-го мере усложнение гармонии в процес­се развития (в частности - усложнение» состава аккорда) природой "немузыкальных" звуков, в том числе звука колокола?

Не менее важным выразительным средством колокола, нежели тембр, является ритм. Он был основным средством обновления звучания коло­кола, так как абсолютная высота и тембр могли лишь незначительно варьироваться исполнителем.

В колоколах русского типа последние четыре столетия звук из­влекался ударом языка об поясок колокола. Для часового коло­кола было возможно звукоизвлечение с помощью молотка. Колокола в Древней Руси раскачивались, и при движении стенка колокола соприка­салась с языком. В XX веке в Англии стали применять электронные ко­локола, где звук рождается электронным вибратором.

Классическая русская техника звона раскачкой языка сформирова­лась по мере увеличения веса колоколов и дала новое направление этому искусству. Со временем способ звона раскачкой колокола весьма прочно забылся, хотя и сохранялся в некоторых (преимущественно западных) областях. В Псковско-Печерском монастыре до сих пор совме­стно применяются оба вида техники звона. В Англии существует своя техника звона, при которой колокол не просто раскачивается, а сове­ршает полный оборот вокруг своей оси.

При помощи лишь одного колокола достигалось большое разнообра­зие сигналов культового, магического, общественно-политического, бытового назначения. Сигнальные звоны, адресованные всем и каждому, при всем их разнообразии должны были быть и достаточно простыми для восприятия.

Постепенное усложнение сигналов стимулировало развитие вырази­тельных средств звона, которые, в свою очередь, расширяли возможно­сти инструмента. Заметили, например, что звон двух колоколов бога­че, чем одного. Когда же, после свержения татаро-монгольского ига, наступил расцвет колокололитейного и строительного искусства, коло­кола стали осознанно соединять в подборы. С их появлением не только расширились возможности прикладных звонов, но и эмоциональное воздействие неизмеримо возросло: звоны стали по-настоящему художествен­ным явлением и могли выполнять не только информативную, но и чисто эстигическую функцию.

Рождение качественно нового, по сравнению с отдельным колоко­лом, инструмента следует отнести к тому времени, когда колокол, слишком тяжелый, чтобы его держать в руке, стали подвешивать на сто­лбе или деревянных козлах. Поскольку на перекладине столба можно повесить два и больше колоколов, заметили, что на двух колоколах звон богаче, чем на одном: можно не только закодировать большее ко­личество сигналов, но и сделать их звучание красивее. С соединением в едином комплексе нескольких колоколов встал вопрос о согласова­нии их звучания.

 

Трубчатые колокола

Широкое распространение в наше время получили оркестровые, или трубчатые, колокола. Это два ряда вертикально подвешенных на раме длинных, до­вольно тонких стальных труб, расположенных в хроматической последовательности так, что трубы первого ряда издают звуки, соответствующие белым клавишам фортепиано, а второго — черным в общем диапазоне от с1 до f2 (американские и англий­ские модели) или от f до f2 (инструменты, производимые евро­пейскими континентальными фирмами). Ударяют по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молотком с резиновой прокладкой. Возможны последовательности отдельных звуков,"двойные" ноты, аккорды — с по­мощью другого исполнителя, а также glissando.

 

Звук трубчатых колоколов свет­лый, торжественный, очень богатый обертонами, с длительно затухаю­щим, своеобразно детонирующим ("плывущим") отзвуком. Для заглу­шения отзвуков (при необходимости) имеется общий для всех труб "де­мпфер", приводимый в действие на­жатием педали: con pedale — звук приглушенный, senza pedale — от­крытое звучание. Вот отрывки из "Серенады" для кларнета, скрипки, контрабаса, ударных и фортепиано А.Шнитке — soli на колоколах. В этом произведении ударник выполня­ет функцию дирижера, причем зву­чание колоколов является важным организующим началом. Им же используются колокола в “Концерте для скрипки с оркестром №2”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: