Особенности организации социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в процессе социального проектирования




Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний

На Семипалатинском полигоне

 

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Краевой социально-реабилитационный центр

Для несовершеннолетних «СОЛНЫШКО»

 

Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в процессе социального проектирования

Методические рекомендации

 

Раченкова Л.С.

 

 

 

Барнаул 2013

 

ББК 74.664.6р30

Р 278

 

 

Раченкова Л.С. Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в процессе социального проектирования: Методические рекомендации – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2013, 24 с.

 

Рецензент: Алимова М.А., канд. псих. наук, доцент

 

 

 

 

© Раченкова Л.С., 2013

© Галвалтайсоцзащита, 2013

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………... 3

1. Особенности организации социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в процессе социального проектирования …………………………………………….. ………………………………………………………...5

2. Примеры реализации технологии социального проектирования в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних ……………………………………………….11

3. Список литературы ……………………………………………………………………..23

 

 

Введение

Технология социального проектирования является одной из современных технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках социального проектирования осуществляется проектное обучение и воспитание подростков, направленное на активизацию процесса социализации, обогащение форм воспитания, формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности, обучение собственно проектной деятельности. Особо важно подчеркнуть, что в проектировании мощно осуществляется ее развивающая функция, которая основана на продуктивности воображения, силе и свободе творчества, логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности, стимуле к развитию социальной активности, эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности, что еще раз подчеркивает необходимость организации проектной деятельности несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению. Основаниями для осуществления технологии социального проектирования являются метод проектов и имитационное моделирование. Проекты классифицируются как исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию, нужны особые формы организации проектной деятельности. Ведущей среди них является имитационная игра, функции которой рассматриваются как психологические (снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке), психотерапевтические (помогает изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения, психическое самочувствие), технологические (позволяет частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии).

Технология социального проектирования используется в КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (Алтайский край, г. Барнаул) с 2009 г.:

- участие в реализации проекта краевого уровня;

- разработка сотрудниками центра проектов, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних;

- организация проектной деятельности подростков (с 2012 г.), что является инновацией для центра.

Эффективность внедрения и распространения технологии социального проектирования (деятельности подростков) заключается в более высоком уровне социализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

Особенности организации социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в процессе социального проектирования

В рамках содержания деятельности центров социальной реабилитации несовершеннолетних ведутся серьезные социально-педагогическая, а также психологическая деятельность, направленные на коррекцию личности подростка. Именно эти направления деятельности нужно иметь в виду, говоря об использовании интерактивных методов социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Суть интерактивного взаимодействия в профилактической работе состоит в том, что работа с подростками организована таким образом, что все участники оказываются вовлечёнными в совместную деятельность. Они получают возможность оценивать свои поступки не столько через оценку взрослого человека, сколько через отношение к ним окружающих сверстников.

К интерактивным методам относятся также технология социального проектирования (технология проектного воспитания). Данная технология строится на двух основаниях: методе проектов и имитационном моделировании (игровом подходе в социальной реабилитации).

Имитационное моделирование может рассматриваться как отдельная технология и как средство реализации различных социальных технологий, в том числе технологии социального проектирования или технологии проектного воспитания.

Игровой подход (имитационное моделирование как понятие) в социально-педагогическом, социально-реабилитационном процессе включает в себя создание особого пространства социально-реабилитационной деятельности, в котором несовершеннолетний готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения, что особенно важно для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Игровой подход в социальном воспитании несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, предполагает:

- создание в социально-реабилитационном пространстве модели реальной ситуации, в которой должны быть представлены все существенные признаки реальности (кризиса в учебной, трудовой, коммуникативной и др. деятельности);

- определение ролей (или позиций), взаимодействие которых воссоздает в социально-реабилитационном пространстве различные стороны (аспекты) моделируемой кризисной ситуации;

- создание положительного эмоционального климата, способствующего возникновению мотива, интереса к предстоящей деятельности;

- организацию активной деятельности несовершеннолетних по освоению ролей или позиций;

- осуществление несовершеннолетними рефлексии своей деятельности;

- неоднократное действие несовершеннолетних в рамках моделируемых изменяющихся реальных ситуаций.

Рассмотрим второе основание технологии социального проектирования или технологии проектного воспитания – метод проектов.

Проектирование рассматривается как особый вид мыследеятельности, культурная форма инноваций, полифункциональная деятельность, носящая неклассический, нетрадиционный характер [ 12 ].

Идеи проектирования распространяются на уровень социальных, социально-педагогических, социально-реабилитационных систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и образования, предполагаемых результатов личностного развития. В рамках процесса проектирования формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников проекта. Проектирование становится для социологии, социальной педагогики, социальной реабилитации специфическим способом «будущетворения».

От метода проектов в психологии, социальной педагогике, социальной реабилитации переходят к проектному воспитанию (О. Газман). Проектная среда приобретает свойства воспитательной среды. Использование возможностей логики проектов выступает в качестве основного средства воспитания.

По мере развития общества проектирование охватывает все большее в том числе социально-профилактическое пространство. От единичного средства оно расширяется до воспитательной идеологии в целом.

Проектирование необходимо рассматривать как системное явление, осуществляющееся в социальной сфере, охватывающей по крайней мере образование и социальную реабилитацию.

Социально-педагогический проект:

- итог духовно-преобразовательной деятельности (М. С. Каган) (философский уровень);

- цель и результат проектирования (деятельностный уровень);

- это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков) (общий план).

Материал – знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы.

Инстументальная система проектирования – теория деятельности.

Проектное воспитание — приоритетно построено на основе метода проектов. Проектные действия направлены на:

- активизацию процесса социализации;

- обогащение форм воспитания;

- формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности;

- обучение собственно проектной деятельности;

- изменение воспитательной парадигмы в целом.

Проектное воспитание — ориентировано не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный социально-педагогический, социально-реабилитационный «само-заказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности.

Цель продуктивного проектного воспитания, а также продуктивной проектной социальной профилактики правонарушений несовершеннолетними — предоставить подросткам возможность самим творить знания, создавать проектную продукцию, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.

Задачей продуктивного проектного воспитания является развитие не только подростка, но и содержания его социализации, которое формируется по мере активной деятельности самого несовершеннолетнего. Подросток становится объектом, конструктором и продуктом своей собственной социализации, организатором своих знаний, проектировщиком этапов развития.

Главная особенность продуктивного воспитания (в значении социализации) — создание субъектами процесса воспитания как части социально-реабилитационного процесса личностной продукции: интеллектуальных открытий — изобретений и конструкций, стихов, задач, гипотез, правил, исследований, поделок, сочинений, программ обучения, проектов и т.п.

Метод проектов возник в США в начале 20 века. Определялся также как метод проблем, был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личностным интересом именно в этом знании.

Параллельно возник в России (1905 г., группа сотрудников под руководством С. Т. Шацкого, пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания). В 20-е годы был достаточно широко внедрен, в 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП/б о запрете применения. В зарубежной школе активно и успешно развивался. Основной тезис современного понимания метода проектов: все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить.

Сущность метода проектов:

- в основе лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;

- всегда опирается на потребности и интересы воспитаннгиков;

- ориентирован всегда на самостоятельную деятельность воспитанников – индивидуальную, парную, групповую (за определенный отрезок времени);

- всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств воспитания, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей;

- результат должен быть «осязаемым» - получение конкретного решения, конкретного результата.

Основные требования к использованию:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, задач, выдвижение гипотезы и их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типологические признаки (Е.С. Полат) [15]:

1. Метод, доминирующий в проекте (исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и др.).

2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий, скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

3. Характер контактов (среди участников одного ОУ, группы, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проекта.

5. Продолжительность проекта.

Типы проектов в соответствии с первым признаком:

Исследовательские – структура, цели, актуальность предмета исследования для всех участников, социальная значимость, продуманность методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов (подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (проблема, цель, задачи, этапы, гипотеза, методы исследования).

Творческие – не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Оформление проекта требует четко продуманной структуры в виде, например, сценария.

Приключенческие, игровые – структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты могут намечаться в начале проекта, а могут определяться лишь к концу (высокая степень творчества).

Информационные – (интегрируются в исследовательские), структура:

- предмет информационного поиска;

- поэтапность с промежуточными результатами;

- анализ фактов;

- корректировка направления;

- дальнейший поиск информации;

- анализ новых фактов;

- обобщение;

- выводы;

- заключение, оформление результатов.

Практико-ориентированные – четко обозначен с самого начала результат деятельности его участников, ориентированный на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии и т.д.).

Типы проектов в соответствии со вторым признаком:

С открытой, явной координацией – координатор участвует в проекте, направляя работу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты) – координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

Типы проектов в соответствии с третьим признаком:

Внутренние или региональные (в пределах одной страны) – внутри одного ОУ, либо между ОУ, группами внутри региона, одной страны.

Международные – участники – представители разных стран.

Типы проектов в соответствии с четвертым признаком:

Личностные – между двумя партнерами, находящимися в разных учреждениях социального обслуживания, регионах, странах.

Парные – между парами участников.

Групповые – между группами участников.

Типы проектов в соответствии с пятым признаком:

Краткосрочные – для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы (занятие по отдельной социально-реабилитационной программе).

Средней продолжительности – от недели до месяца (общеучрежденческие, проводятся в свободное от социально-реабилитационных занятий время).

Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев (общеучрежденческие, проводятся в свободное от социально-реабилитационных занятий время).

В практике – смешанные типы проектов.

На основе таблицы Н. Г. Черниговой [17] нами разработана система действий сотрудника и воспитанников на разных стадиях работы над проектом:

 

Стадии Деятельность сотрудника Деятельность воспитанника Формы деятельности
1. Разработка проектного задания      
1.1. Выбор темы проекта   Отбирает возможные темы и предлагает их воспитанникам Обсуждают и принимают общее решение по теме   Групповая работа, ролевая игра
  Предлагает воспитанникам совместно отобрать тему проекта   Группа воспитанников совместно с сотрудником отбирает темы и предлагает всей группе для обсуждения   Групповая работа, ролевая игра
  Сотрудник участвует в обсуждении тем, предло-женных воспитанниками   Воспитанники самостоя-тельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения Групповая работа, ролевая игра
1.2. Выделение тем и подтем проекта   Сотрудник предваритель-но вычленяет подтемы и предлагает воспитанни-кам для выбора Каждый воспитанник выбирает себе подтему или предлагает новую   Индивидуальная
  Сотрудник принимает участие в обсуждении с воспитанниками подтем проекта   Воспитанники активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каж-дый воспитанник выби-рает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)‏ Групповая работа, ролевая игра, анализ конкретной ситуации, деловая игра
1.3. Формирование творческих групп   Сотрудник проводит ор-ганизационную работу по объединению воспитан-ников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Воспитанники уже опре-делили свои роли и группируются в соотве-тствии с ними в малые команды   Групповая работа
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формули-ровка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то сотрудник заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и подбирает литературу   Отдельные воспитан-ники принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуж-дением в группе Индивидуальная работа, групповая работа
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности   Сотрудник принимает участие в обсуждении   Воспитанники в малых группах, а затем в об-щей группе обсуждают формы представления результата исследовате-льской деятельности: видеофильм, натуральные объекты.. Групповая работа
2. Разработка проекта   Сотрудник консульти-рует, координирует ра-боту воспитанников, стимулирует их деятельность Воспитанники осуществляют поисковую деятельность   Групповая рабо-та, ролевая игра, анализ конкрет-ной ситуации, деловая игра
3. Оформление результатов Сотрудник консульти-рует, координирует работу воспитанников, стимулирует их деятельность   Воспитанники вначале по группам, а потом во взаимодействии с дру-гими группами оформ-ляют результаты в соответствии с приня-тыми правилами Групповая рабо-та, ролевая игра, анализ конкрет-ной ситуации, деловая игра
4. Презентация Сотрудник организует экспертизу (приглаша-ются в качестве экспер-тов другая группа) Докладывают о результатах своей работы   Презентация, заседание экспертов
5. Рефлексия Сотрудник оценивает свою деятельность по социально-реабилитаци-онному эффекту и шка-ле уровней профессио-нальной культуры   Осуществляют рефле-ксию процесса, себя в нем с учетом возмож-ностей социально-реа-билитационной среды и уровня своего общего развития Индивидуальная работа, групповая работа

 

В КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» г. Барнаула согласно классификации Е.С. Полат разрабатываются проекты творческие, информационные, практико-ориентированные; с открытой координацией; внутренние; личностные, парные; краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

В целях внедрения технологии социального проектирования были созданы мотивационные, учебно-методические, информационно-методические.

В механизм стимулирования включен один их критериев, определяющий степень адаптации и внедрения современных социально-реабилитационных технологий, в том числе технологии социального проектирования.

Проведен ряд семинаров обучающего и разработнического характера для сотрудников центра. Проводится консультирование разработки и реализации социальных проектов.

Составлен договор о совместной деятельности с Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В.Я. Шишкова, согласно которому сотрудникам центра предоставляются библиотечные услуги.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: