Историография и классификация




Тайны сочинских дольменов

 

 

Введение

 

Иногда занимательно и полезно оглядываться назад и рассматривать ту или иную проблему с применением опыта прошлого и реалий современности. В отношении к изучению и популяризации таких уникальных памятников мегалитической культуры Западного Кавказа, какими являются дольмены, это высказывание становится особенно актуальным. Здесь я говорю именно так опираясь, прежде всего, на собственное видение отношений людей к этим загадочным постройкам древних.

Мое первое знакомство с дольменами произошло в далеком 1983 году, когда отец, работающий в то время геологом в одной из геологоразведочных партий г.Сочи, привел нас с мамой в одно из интереснейших месторасположений дольменных групп, - урочище "Волчьи ворота". В те времена в средствах массовой информации нередко рассказывалось о пирамидах Египта, об ориентировки этих сооружений по странам света или на астрономически значимые направления. Поскольку эта идея нам показалась интересной, мы попытались применить ее в отношении к дольменам. Каково же было удивление, когда один из первых измеренных азимутов фасада дольмена окруженного кромлехом (кольцо камней - прим.авт.) расположенного на "Волчьих воротах " дал направление на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния! Дальше - больше. Интрига, тайна заставляли искать по не очень точным сведениям охотников, лесников, местных жителей месторасположения новых малоизвестных дольменов. Информация, которую мы получали в результате поисков в литературе и в горах, давала пищу для построения различных, порой достаточно фантастических, гипотез. Но так или иначе, постепенно накапливался багаж знаний, позволяющий обобщить и систематизировать полученный материал. Даже проходя по одному и тому же месту мы начинали замечать то новое, на что ранее попросту не обращали внимания.

В восьмидесятых - начале девяностых годах никому не приходило в голову "видеть" в дольменах Западного Кавказа проявления неких сверхъестественных сил,- никто не занимался медитативной практикой на этих памятниках с целью получения "космической информации", никому не являлись загадочные старцы, не наблюдались таинственные "свечения" и т.п.. Между тем, некоторые из дольменов были широко известны и использовались в туристско-экскурсионной сфере, посещались из года в год тысячами людей. Для Сочи одной из популярных экскурсий было ознакомление туристов с достопримечательностями Волконского ущелья, где расположен один из уникальных дольменов Западного Кавказа - дольмен-монолит.

Конец первой половины девяностых годов был ознаменован массовым появлением на книжном рынке литературы эзотерической направленности. Наверное, в человеке всегда будет жив интерес ко всему необычному, выходящему за рамки обыденного, поэтому, здесь мы тоже не составили исключения и одна из первых статей о дольменах Сочи получила свое название "Дольмены - места силы" (1993г., в результате неуместных стараний редакторов и существенной "резки" искажающей смысл многих позиций, статья увидела свет под названием "Тайны богатырских хаток" - прим. авт.). Позже было опубликовано еще несколько статей касающихся рассмотрению в том или ином ракурсе свойств самих мест, в которых расположены дольмены, а также археоастрономических аспектов дольменов и интерпретации встречаемой на них символики. Но так или иначе, конкретная локализованность данных публикаций (первые статьи выходили в краеведческой рубрике "Наше Черноморье" газеты "Черноморская здравница"- прим.авт.), сама констатация их как исследовательских гипотез, естественно, не могла дать какого-либо повода для организации на базе этих гипотез некого общественного движения.

Апофеозом для привлечения дольменов в эзотерическую сферу стала выпущенная еще никому не известным тогда автором Владимиром Мегре книга "Анастасия" (1997г. - прим.авт.). В этой книге повествуется о некой сибирской девушке, - ведунье Анастасии, которая рассказала автору о дольменах Кавказа, о городе Геленджике, святыни окрестностей которого "более значимы, чем пирамиды Египта и храмы Иерусалима". В Москве 19 марта 1997 года возник "Исследовательский центр Анастасия", членами которого, в том же 1997 году, дольменам в окрестностях г.Геленджик были даны личные имена: Год, Инф, Тор, Мая, Пол, Дух, Хан, Мин, Лит. Далее возникли различные другие региональные центры, появился свой сайт в интернете. После выпуска первой книги В. Мегре появились и продолжения, выходящие в серии "Звенящие кедры России". Сейчас они выпускаются повторными тиражами до 50000 экземпляров и распространяются по всей России. Геленджик стал испытывать небывалый подьем туристско-экскурсионной сферы,- к дольменам началось настоящее паломничество. В рамках существующих центров "Анастасии" различными "исследователями" -теософами нового течения выдвигались и выдвигаются, а также пропагандируются, "сенсационные" гипотезы, касающиеся происхождения, использования и предназначенности западнокавказских мегалитов. Видимо, воодушивившись успешным опытом "анастасиевцев", другие общества эзотерического толка взяли на вооружение осуществление своих практик на дольменах. Можно сказать, что популяризация мегалитов Западного Кавказа достигла своего максимума именно в эзотерическом ракурсе. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, пусть лучше уж так, чем никак. Ведь, как бы то ни было, и в подобных общественных организациях встречается немало людей обладающих пытливым умом и обеспокоенных проблемами сохранения дольменов, как памятников наследия древних эпох. Привлечение подобными организациями внимания общественности к проблемам изучения и сохранности дольменов Западного Кавказа, а также, что существенно немаловажно, многочисленных туристов и экскурсантов, - представляется скорее положительными, чем отрицательными качествами. Здесь никто не говорит о том, что профанация,- это хорошо. Скорее наоборот. Но, борьба с профанацией,-это уже задача непредвзятых исследователей различных областей науки, заключающаяся в том, чтобы вовремя публиковать собственные научные изыскания, так или иначе, посвященные проблемам исследования мегалитов, доступные для чтения максимальному количеству граждан. Нет проблемы в том, что книги В.Мегре, да и подобные других авторов эзотерической направленности, издаются многотысячными тиражами. Есть проблема как раз в том, что именно научно-популярные труды нормальной исследовательской направленности издаются в чудовищно малом обьеме.

Благодаря деятельности В.Мегре и других эзотерических популяризаторов дольмены района Геленджика стали чрезвычайно известны, популярны и посещаемы. К сожалению, для основной массы туристов, многочисленные интереснейшие мегалитические памятники регионов Абхазии, Адыгеи, районов городов Новороссийска, Туапсе, Сочи остаются если и не преданными забвению, то, по крайней мере, малоизвестными. Одной из основных задач, к решению которых призвана предлагаемая вниманию читателя книга, я вижу приподнятие создавшейся над дольменами района города Сочи некой завесы тайны и неизвестности. Это совершенно не свидетельствует о том, что мегалиты данного района будут рассмотрены в отрыве от аналогичных памятников других регионов. Да это было бы в большей степени и некорректно, так как не так уж много по настоящему информативных памятников дошли до нашего времени сохранив свою информативность. В настоящей работе автор предпримет попытку интерпретации символики встречаемой на дольменах реконструируя мировоззрение строителей этих памятников. Будут освещены взгляды на происхождение носителей этой культуры. Особое внимание будет уделено метрическим закономерностям в строительстве дольменов и связи этих памятников с археоастрономией. Отдельной главой будет идти повествование о некоторых необычных наблюдениях на дольменах, сделанных самим автором.

 

 

Историография и классификация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: