Конфуцианский канон и его состав. «Пятикнижие» и «Четверокнижие».




Конфуций - великий китайский мыслитель и философ, учение которого конфуцианство, повлияло на жизнь и мышление людей в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. Он является одним из самых влиятельных фигур в китайской и мировой истории и религии. При жизни он признан «учителем 10 000 поколений». Он жил почти в то же время что и Лао-цзы и был его учеником.

Настоящее имя Конфуция Кун Тзиу. Кун широко распространенная китайская фамилия. Поскольку в традициях китайской культуры считается непочтительным звать учителя только по фамилии, к нему прибавили слово Фудза («Кун Мастер»), которая в современном китайском языке часто произносится как Кун-цзы. В 16 веке это имя Кун Фудза в транскрипции латинского миссионера Микеле Руджери было записано как Конфуций, и эта форма становится основной используемых в большинстве европейских языков — Конфуций.

Традиционно считается что Кун-цзы или Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Это было время расцвета и появления в китайской истории сотни философских школ. Конфуций родился в городе Цюфу в древнем китайском княжества Лу (ныне — часть провинции Шаньдун) в семье мелкого, обедневшего дворянина, сбежавшего из китайского государства Сун. В записках составленных четыре столетия после смерти Конфуция историка, говорится что он был незаконнорожденным сыном. Когда он родился, его отцу было семьдесят лет, а его матери — всего восемнадцать.

Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Когда Конфуцию было три года, его отец умер и его мать растила сына одна в глубокой бедности. По происхождению он относился к социальному классу Ши (士), который занимал место чуть выше простых людей в социальной иерархии.

В 19 лет он женился на молодой девушке по имени Ши Чуань, которая в следующем году родила ему сына Ли Найт. Конфуций работал в основном клерком и бухгалтером. Когда ему было 23 года, его мать умерла, и у него начался трех годовой официальный траур.

Вслед за этим он работал администратором у князя Лу и в возрасте 53 лет дослужился до поста министра юстиции. После двух лет службы в этой должности, Конфуций оставил ее из-за несогласия с политикой проводимой князем Лу.

Как считал Конфуций, княжество Лу было процветающей страной из-за его мудрого руководства. Согласно одной из легенд, в соседней стране Ци (齐) обеспокоились тем что княжество Лу стало слишком сильным и решили саботировать развитие Лу. Они направили правитель Лу 100 лошадей и 80 красивых танцовщиц. Он начал проводить все свое время в свое удовольствие и забыл о государственных делах. Это продолжалось в течение трех дней. В знак неодобрения этим, Конфуций и оставил свою работу в княжестве Лу. Он начал путешествовать вокруг малых королевств в Северном и Центральном Китае проповедуя свои политические взгляды.

В возрасте 68 лет Конфуций вернулся домой и провел последние годы своей жизни в обучении своих учеников и записывая свои мысли. Он написал пять книг под названием пять добродетелей.

«Чюн-цю» — это книга — летопись описывающая эпоху вражды правителей китайских княжеств и их междоусобные войны. Пораженный потерей сына, жены и своего любимого ученика, Конфуций умер в возрасте 72 (или 73) лет.

Учение Конфуция основано на патерналистской концепции страны, где правитель Pater Familias «отец семейства». Конфуций считал что государство должно быть большой сплоченной семьей. Люди в государстве должны быть связаны друг с другом так плотно и универсально, как и члены семьи, в которой все построено на уважении, верности, доверии и ответственности друг перед другом. На основе традиций Конфуций приносит доверие в качестве основы нормативности в государстве.

Конфуцием определены пять типов отношений между людьми:
• между отцом и сыном;
• между мужчиной и женщиной;
• между братьями;
• между различными семьями;
• между правителем и подчиненными.

Во всех этих отношениях есть подчинение старшим.

В своей книге «Лунь Ю» Конфуций представляет себя как проводник уже существующих идей, который не придумал ничего нового. Конфуций был убежден что он лишь придает новую жизнь старым идеям. Лишь человек который повторяет старое и одновременно с этим узнает новое и учится этому может учить других людей — написал Конфуций в Лунь-Юе.

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Самым главным по мнению Конфуция является преподавание и обучение, поэтому он и воспринимается китайцами как «величайший учитель». Без стремления к созданию систематической теории жизни общества или установки официальных ритуалов, он хочет чтобы его студенты умели самостоятельно мыслить и постоянно и тщательно изучали мир вокруг себя. Сравнивали мудрость заключенную в древних текстах с современными этическими проблемами и историческими событиями на фоне проявления чувств из сборника стихов «Ши Цзин».

«Пятикнижие» и «Четверокнижие».

Важнейшими книгами конфуцианства являются “ Пятикнижие ” (“У цзин”) и “ Четверокнижие ” (“Сы шу”). Бóльшая часть этих книг прямого отношения к религии или философии не имеет. Так, “Пятикнижие” объединяет “Книгу истории” (“Шу цзин”), где излагаются события древней истории Китая, “Книгу стихов”, или “Книгу песнопений” (“Ши цзин”), являющуюся сборником древней китайской поэзии, “Книгу перемен” (“И цзин”), представляющую собой сборник магических формул и заклинаний, “Книгу церемоний” (“Ли цзи”), в которой сообщаются правила поведения, и книгу “Весна и осень” (“Чунь-цю”) - хронику событий в одном из китайских княжеств. Первые четыре книги, являю-щиеся произведениями древнекитайской письменной культуры, были тщательно отредактированы Конфуцием, книга же “Весна и осень” написана им лично. Иногда к “Пятикнижию” добавляют еще “Книгу о музыке” (“Юэ цзи”), также отредактированную Конфуцием, и тогда говорят уже о “Шестикнижии” (“Лю цзин”).

Что же касается “Четверокнижия”, то в нем говорится главным образом о нормах поведения. Оно включает книгу “Великое учение” (“Да сюэ”), написанную одним из учеников Конфуция в соответствии со взглядами учителя и дающую указания о путях самосовершенствования человека, “Книгу о середине” (“Чжун юн”), в которой рекомендуется соблюдать во всем гармонию и избегать крайностей, “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), занимающую, центральное место и содержащую изречения и афоризмы Конфуция и его главных учеников, имеющие характер наставлений, и книгу “Мэн-цзы”, которая принадлежит одному из наиболее выдающихся последователей Конфуция и в которой обосновывается тезис о неизменности деления людей на управляющих и управляемых.

Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему. Считается, что различия в социальном положении людей предначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый человек обязан соразмерять свои амбиции с тем положением, которое он занимает в обществе. Если у человека завышенные претензии, то, в соответствии с принципом “чжэн мин” (кит. “исправление имен”), выскочку следует осадить. Положение о “чжэн мин” получило еще большее развитие в возникшем в Китае в XI - XIII вв. неоконфуцианстве. На него оказали большое влияние другая местная религия Китая - даосизм и проникший в Китай на рубеже христианской эры буддизм. В результате в конфуцианской религии появляются некоторые элементы пантеизма и другие новации.

Даосизм

Даосизм, так же как и конфуцианство, возник вначале как философская система и лишь потом превратился в религию. Время возникновения философского даосизма сейчас обычно относят к IV - III вв. до Р. Хр. Его основателями были выдающиеся китайские философы Лао-цзы (Ли Эр) и Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), перу которых принадлежат трактаты, названные их именами (трактат “Лао-цзы” известен также под иным, более ранним наименованием - “ Дао дэ цзин ”, что в переводе означает “Канон о пути и добродетели”).

В центре философского даосизма лежит понятие “дао”, считающееся основой возникновения, изменения и конца всех вещей. Некоторая расплывчатость этого понятия позволяла толковать его по-разному: одни полагали, что “дао” означает естественный ход жизни, другие истолковывали его метафизически.

Согласно философскому даосизму, все в мире находится в постоянном изменении, и со временем все вещи, явления и качества переходят в свою противоположность: из несовершенного происходит ценное, из кривого -прямое, из углубленного - гладкое, из старого - новое и т. д.

Что же касается морально-этических взглядов Лао-цзы, то он, хотя и осуждал притеснение, угнетение, лучшим способом борьбы со злом считал бездеятельность, уход от мирских бед. Достижение гармонии, согласно даосизму, заключается в слиянии человека с природой. В I - II вв. по Р. Хр. даосизм, в который вплелись китайские народные верования, превратился из философского учения в политеистическую религию. В даосский пантеон вошло большое число божеств, гениев, святых. Во главу пантеона была поставлена божественная триада: Юйхуан Шанди, считающийся божеством неба, Паньгу - божество, изображаемое в виде черепахи, и обожествленный Лао-цзы. Часть из введенных в пантеон божеств была заимствована из других религий.

Большое значение в даосизме придается поиску эликсира (“золотой пилюли”) бессмертия. В даосской религии есть храмы и многочисленное жречество, причем некоторые из их священнослужителей соблюдают безбрачие, другие же имеют семьи. Возглавляет жречество даосский патриарх “тяньши” (букв. “небесный учитель”), иногда называемый “даосским папой”. Он является потомком основателя даосской жреческой иерархии Чжан Даолина, жившего в I - II вв. по Р. Хр. Даосские жрецы занимаются гаданиями, предсказаниями судьбы, выполняют разные магические обряды, торгуют амулетами. Практикуются ими и обряды шаманского типа. Даосская религия разделилась на большое число сект. Одна из наиболее известных и влиятельных из них - секта Учение совершенной истины, возник­шая в VII в. и сохранившаяся вплоть до настоящего времени.

Численность последователей даосизма, как и сторонников других религий Китая, определить очень трудно по причине поликонфессиональности значительной части китайского населения. Тем не менее, по оценке некоторых религиоведов, наиболее ревностных приверженцев даосской религии насчиты­вается примерно 30 млн. человек. Они сосредоточены в подавляющем большин­стве в Китае. Последователи даосизма имеются также среди китайцев, живущих за рубежом. Распространен даосизм и среди небольшой части вьетнамцев.

Синтоизм - Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками местной религии Японии - синтоизма - были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы. Несмотря на последовавшее с образованием японской государственности и под влиянием других азиатских религий (в первую очередь буддизма и конфуцианства) усложнение синтоизма, многие элементы ранних родоплеменных верований (культ природы, культ предков, магия, шаманизм и т. п.) в этой религии сохранились.

Высказывания Конфуция -

- Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту.
- Лишь та - ошибка, что не исправляется.
- Достойный человек не идет по следам других людей.
- Ты считаешь меня многоученым? - спросил как-то Конфуций ученика.- А разве нет? - ответил тот.- Нет. - сказал
Конфуций. - я лишь связываю все воедино.
- Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.
- Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, -
подражание; третий, самый горький, - опыт.
- Достаточно, чтобы слова выражали смысл. Молчание - верный друг, который никогда не изменит.
- Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
- В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях,
но осмотрителен в речах.
- Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.
- Не беспокойся о том, что у тебя пет высокою чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.
- Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
- Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает
в сговор.
- Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

- Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого
нет ничего.
- Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: