Тема: Готовность к инновациям в педагогической деятельности как психолого-педагогическая проблема




План:

1. Социальные и педагогические предпосылки формирования готовности к инновациям в педагогической деятельности. Категориальный аппарат инновационной педагогики

2. Сущность понятия «готовность к инновациям в педагогической деятельности», критерии готовности

3. Психолого-педагогические барьеры применения инноваций

4. Качественное отличие традиционного обучения от инновационного

1. Социальными предпосылками выступили: общие тенденции мирового развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу.

Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах. В условиях повышения конкурентоспособности личности, общества, государства; формирования культурной идентичности граждан России; накопления социального доверия и снижения напряженности в многонациональном российском обществе; достижения личного и профессионального успеха в процессе социализации личности, прежняя система образования, ориентированная на «знаниевое» обучение перестала удовлетворять требованиям постиндустриального общества. С учётом названных условий выстраивается новая политика образования, где знания выступают уже не самоцелью, а средством развития личности. Кроме того, инновационная педагогическая деятельность возникает в ситуации дифференциации социума на государство и общество, а также дифференциации самого общества на группы, слои и т.д. Это и обусловливает появление у разных людей разных представлений о том, какими должны быть пути и формы развития личности, какими методами следует обучать и воспитывать, а главное, какие при этом достигаются цели.

Проведенный историко-педагогический анализ инновационной деятельности в образовании позволяет утверждать, что данная деятельность существовала в различные исторические периоды и имела циклический характер (периоды подъема сменялись периодами спада). В начале 90-х гг. был отмечен очередной всплеск инновационного движения. Начался процесс обновления школьного образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения, на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

Специальное изучение инноваций в школах Красноярского края показывает, что инновационные процессы в школах носят массовый характер. Большинство (более 50%) школ находятся в поиске, развитии, эксперименте. На основании анализа образовательной практики г. Лесосибирска и районов, прилежащих к городу, выявлено, что наибольшее распространение в школе получили системы развивающего обучения. Следовательно, внедрение в массовую школьную практику технологий и методик развивающего обучения, инновационных программ, создание различных типов инновационных образовательных учреждений, характеризующихся внедрением инновационных программ и технологий, обусловили повышенное внимание к процессу формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.

Педагогические предпосылки прежде всего связаны с существованием двух подходов к раскрытию основного понятия «инновация в образовании». Условно их можно назвать: технологический подход и личностный подход.

Технологический подход является скорее естественно-научным, классическим. С его позиции инновация трактуется как разработка и внедрение новшества, а инновационный процесс – как его массовое распространение (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, Н.Р.Юсуфбекова). Если в нем и допускается проявление «человеческого» фактора, то это носит периферийный характер, не влияет на представление о самой сущности инноваций и формируется в виде таких клише, как «восприятие нового», «сопротивление изменениям», «готовность к нововведениям».

Сторонники личностного подхода (А.О.Зоткин, А.И.Пригожин, Г.Н.Прозументова, П.Г.Щедровицкий и др.), напротив, вводят понятие «инновация» в плоскость изменения сознания и мышления субъектов, их представлений. Тогда категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений. В рамках подхода подчеркивается необходимость формирования субъекта развития – нового субъекта педагогической деятельности.

Нами предлагается синтезировать эти подходы с ведущей ориентацией на личность как самоценность, ролью ценностного отношения личности к инновациям в педагогической деятельности.

Тогда трактовать понятие инновации в образовании можно как актуально значимые, практико-ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или улучшенного продукта и позитивно влияющие на развитие образования и человека (субъекта) в этом образовании.

Возникает вопрос о соотношении понятий «творчество» и «инновация»

В творческой и инновационной деятельности есть много схожего, но в тоже самое время есть существенные отличия.

 

Творчество Инновация
1. Конструктивная деятельность по созданию нового: открытия –установление ранее неизвестного; изобретения –связано с применением, усовершенствованием этих открытий     2. Творческая деятельность чаще индивидуальна, авторская, персонифицированная   3. По масштабам применения: одним педагогом   4. Может быть основана на эмпирическом опыте педагога 1. Актуально-значимые практико ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта Инновационная деятельность рождается в процессе творческой деятельности, НО 2. Инновационная деятельность всегда коллективная деятельность     3. Массовое применение     4. Всегда научно обоснованна

 

Инновационный процесс раскрывается нами как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств субъектами образовательной практики. Это обусловлено тем, что новшество любого средства относительно как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что ново для одного учителя, может быть не новым для другого. Процесс перехода новшества в нововведения понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть. Всякое новшество кем-то и когда-то производится. В общем контексте инновационный процесс протекает только благодаря тому, что люди совершают определенную инновационную деятельность.

Исходя из определения понятий «инновация в образовании», «инновационный процесс», под инновационной деятельностью понимаем восприятие, разработку, внедрение и адаптацию принципиально новых образцов содержания и технологий обучения, наличие субъекта (чаще всего коллективного), который данную деятельность осуществляет.

Отмечаем, что формирование готовности к инновациям в педагогической деятельности должно осуществляться главным образом через формирование готовности к: восприятию, освоению научных разработок; переносу инновационного опыта других учителей и его адаптации к новым условиям; разработке собственных новшеств (методов, форм, технологий обучения и воспитания); передаче собственного инновационного опыта; организации и проведению экспериментов; поддержанию благоприятного климата в инновационном педагогическом сообществе.

Под готовностью к инновациям в педагогической деятельности понимается целостная готовность субъекта к восприятию, освоению, осуществлению инноваций в педагогической деятельности; наличие умения эффективно применять современные инновационные методы и технологии; способность осваивать, реализовывать педагогические новшества, потребность в постоянном саморазвитии.

На основании определения, выделяем составляющие готовности:

- мотивационно-ценностную;

- содержательно-операциональную;

- рефлексивно-исследовательскую.

Кроме того, необходимо отметить, что педагогические предпосылки связаны с вопросами целеполагания, проблемой содержания образования и развитием способностей личности для успешной самореализации в условиях информационного общества, с решением задачи выбора образовательных технологий. Реализации названных направлений призваны инновации – с одной стороны они способствуют сохранению непреходящих ценностей, с другой – сами закладываю основы социальных преобразований.

2. При разработке проблемы готовности, опираемся на труды В.А.Адольфа, А.О.Зоткина, В.А.Сластёнина, Л.С.Подымовой, А.И.Пригожина, Э.Гусинского, Ю.Турчаниновой.

Мы выяснили, что готовность – может быть рассмотрена в двух аспектах: функциональном (субъективном) – как психическое состояние личности, осознающей себя способной к осуществлению деятельности и стремящейся её выполнить; и содержательном (объективном) – как наличие у субъекта сформированных свойств, качеств, знаний, умений и т.д., необходимых для успешного осуществления им деятельности. В психологии субъективная готовность к осуществлению деятельности выражается наличием установки на активное действие (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн). Установка – занятая субъектом позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление (С.Л. Рубинштейн).

Под готовностью к инновациям в педагогической деятельности понимается целостная готовность субъекта к восприятию, освоению, осуществлению инноваций в педагогической деятельности; наличие умения эффективно применять современные инновационные методы и технологии; способность осваивать, реализовывать педагогические новшества, потребность в постоянном саморазвитии. На основании определения, выделяем составляющие готовности: мотивационно-ценностную, содержательно-операциональную, рефлексивно-исследовательскую.

В науке существует спор о том, возможно ли сформировать готовность к деятельности заранее?

На сей счет тоже существует несколько точек зрения. Некоторые учёные понятие «профессиональной готовности» отождествляют с понятием «профессиональная подготовка», которая в общем плане представляет собой формирование готовности к деятельности, устойчивую ориентацию на выполнение трудовых заданий.

Другие учёные, считают, что нельзя «заранее» сформировать готовность субъекта к деятельности. Только в самой профессиональной деятельности, попадая в ситуацию разрыва старых, норм и смыслов и ценностей с новыми, человек выходит в ситуацию формирования своей субъектности. Человек развивается, развивается деятельность. Мы придерживаемся второй точки зрения, но при этом подчёркиваем, что в период подготовки, ориентируясь на формирование образовательной самостоятельности студентов, мы формируем предпосылки осуществления будущей профессиональной деятельности.

Понимая в общем смысле под критерием – признак, на основании которого происходит оценивание изучаемого явления. При разработке критериев готовности к инновациям в педагогической деятельности, мы учитывали личностную, профессиональную компоненты готовности, сущность выделенных составляющих.

 

Мотивационно-ценностная составляющая готовности Содержательно-операциональная составляющая готовности Рефлексивно-исследовательская составляющая готовности
мотив преодоления затруднений в инновационной деятельности; восприимчивость к педагогическим инновациям, самореализация, самоактуализация; педагогический гуманизм, эмпатийное отношение ко всем участникам образовательного процесса, диалогизм, установка на сотрудничество. сформированность умений по реализации инновационных действий, а именно – по введению новшества в педагогический процесс и отслеживанию хода его развития, по осуществлению контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности. альтернативность мышления, готовность к внесению новых приемов и путей решения различных учебных задач.    

Названные критерии рассматриваются как признаки сформированности готовности к инновациям в педагогической деятельности и служат исходным моментом для выявления уровней сформированности готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности.

Понятие «уровень» выражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем его многообразии свойств, связей, отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: