Вопрос 1. Исследования конъюнктуры рынка




СУРС

Тема Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия (организации)

 

Вопрос 1. Исследования конъюнктуры рынка

 

При выборе и обосновании маркетинговых стратегий по обеспечению конкурентных преимуществ фирма проводит комплексную оценку ситуации на рынке. Понятие рыночной ситуации, то есть сочетания условий и обстоятельств на рынке в данный момент времени, схоже с понятием рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, взятых в их взаимной связи, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период времени: соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен. Иными словами рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или за ограниченный отрезок времени. Исследование рыночной конъюнктуры – это наиболее распространенное направление маркетинговых исследований, так как отсутствие информации о рынке не дает возможности принять верное решение по любой маркетинговой проблеме.

 

Показатели конъюнктуры можно разделить на два блока:

1. макропоказатели: ВНП, НД, показатели развития отдельных отраслей, показатели товарного оборота, денежного обращения и обращения капиталов, показатели потребления, а также различные характеристики макросреды (анализ изменения законодательного, научно-технического, экономического и других факторов);

2.микропоказатели – это отдельные конъюнктурные показатели товарных рынков, отражающие процессы воспроизводства в этих отраслях (на этих рынках). Показатели анализа конъюнктуры товарного рынка представлены в таблице 1.1.2.

 

Таблица 1.1.2. Показатели анализа конъюнктуры товарного рынка

1. Общая характеристика рынка   2. Характеристика предложения на рынке   3. Характеристика спроса на рынке  
Рынок: - отраслевая принадлежность рынка; - товарная и фирменная структура; - географическое положение   Характеристика действующих конкурентов Доходы покупателей
Емкость: - количество сегментов, их емкость; - общая емкость рынка Уровень и динамика цен по конкурентам   Объем, динамика платежеспособного спроса
Привлекательность рынка: - привлекательность рынка с точки зрения инвестирования; - барьеры вступления в рынок; - барьеры ухода с рынка Потенциальные конкуренты Подверженность спроса изменениям и колебаниям
Политика государства, проводимая на данном рынке Уровень прибыли по каждому уровню цен Уровень потенциального и реального спроса
Основной преобладающий тип собственности, основной преобладающий характер заключения сделок Объем предложения в общем и по конкурентам, динамика предложения Динамика запасов у потребителей
Средняя норма прибыли на рынке, в том числе сумма валовой и чистой прибыли, показатели рентабельности. Применяемые методы ценообразования   Численность покупателей
Прогноз будущего состояния рынка Применяемые конкурентами стратегии   Индекс покупательной способности

 

Конъюнктура товарного рынка формируется и развивается под влиянием ряда нециклических факторов, которые можно разделить на две группы: постоянные и непостоянные. К постоянно действующим факторам относятся: научно-технический прогресс, уровень монополизации, государственное и межгосударственное регулирование в экономике, состояние информационной системы, валютная и денежно-кредитная ситуация. Непостоянно действующие факторы – это политическая и социальная ситуация, сезонность, стихийные бедствия и др. Основная проблема при оценке конъюнктуры заключается не столько в том, чтобы определить перечень факторов, а в том, чтобы составить точный и правильный прогноз, определить степень значимости и силу влияния каждого факторов.

 

При исследовании конъюнктуры рынка один из самых важных вопросов - это количество товаров, которые необходимы и которые будут куплены потребителями. Количество товаров, которое способен «поглотить» рынок за определенный срок и при данных условиях обусловлено спросом и характеризуется показателем емкости рынка.

В самом простом виде емкость может быть рассчитана по следующей формуле:

V = Q + Z + E ± I

 

Где V - емкость рынка;

Q - производство товара;

Z – остаток товарных запасов;

E – экспорт;

I - импорт.

Также емкость рынка может быть рассчитана с учетом количества потребителей на рынке и количества товара, потребляемого потребителем:

 

V = n * c* q

Где n - количество потенциальных потребителей;

c - уровень охвата, доля реальных пользователей среди потенциальных;

q - уровень проникновения, то есть величина единичного потребления на одного реального потребителя

Понятия «уровень охвата» и «уровень проникновения» связаны с приоритетными целями воздействия на рынок – увеличивать число потребителей или увеличивать объем потребления на одного потребителя.

Параметры расчета емкости рынка для различных типов товаров приведены в таблице 1.1.3.

 

Таблица 1.1.3. Параметры расчета емкости рынка для различных типов товаров

Емкость рынка Исходные данные для расчета емкости рынка
1. Быстро расходуемые потребительские товары, не связанные с применением товаров длительного пользования - число потенциальных потребителей товара - доля реальных пользователей среди потенциальных потребителей (уровень охвата) - уровень единичного потребления на одного реального покупателя (уровень проникновения)  
2. Быстро расходуемые потребительские товары, связанные с применением товаров длительного пользования - потенциальное количество единиц расходуемого товара - уровень охвата товара длительного пользования -частота обращения к товару длительного пользования -объем потребления расходуемого товара на единичное обращение к товару длительного пользования (технический коэффициент)
3. Товары длительного пользования (первичный спрос) - число реальных потребителей и прирост уровня их оснащенности товарами длительного пользования -число новых потребителей и уровень их оснащенности такими товарами
4. Товары длительного пользования (спрос на замену) -объем имеющегося парка товаров длительного пользования -распределение этого парка по сроку службы -распределение товара по сроку службы (физическое, экономическое или моральное старение) -тип замены товара -эффект появления новых альтернатив замены (новые технологии) -эффект исчезновения потребителей

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: