Формирование системы восприятия информации.




Характеристика дошкольного возраста -3-7 лет

Мозг и познавательная деятельность

Дошкольный возраст –важнейший в познавательной деят-ти, он подготовка к обучению в школе.

Структурно -функциональная организация мозга. С 3-6 лет идет специализация нейронов, их структурные изменения в разных областях коры больших полушарий (БП) Структурное созревание коры БП проявляется в усложнении горизонтальных связей между нейронами близких ансамблей и между разными областями коры. Дендриты растут в длину и ветвятся. Развивается межполушарное взаимодействие за счет развития мозолистого тела.

Это проявляется на ЭЭГ. В 3-5л на ЭЭГ видна нестабильность альфа- ритма и полиморфный х-р ЭЭГ. К 6 годам a-ритм с частотой 9 гц доминирует при бодрствовании. Происходит синхронизация а-ритма в разных долях коры. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деят-ти мозга, лежащей в основе целенаправленного поведения и познавательных процессов.

Формирование системы восприятия информации.

В дошкольном возрасте формируется внутренний образ внешнего мира. В 3-4г сохраняется взаимодействие зрительного восприятия с движением. Схватывание и ощупывание необходимо для опознания.(все берут в рот). К 5-6 г повышается успешность обнаружения различных модификаций предмета. (найти различия). Роль взаимодействия тактильно –кинестетического и зрительного каналов проявляется не только в формировании образа, но он корректируется на основе обратных связей.

По мере накопления индив. Опыта снижается роль ощупывания в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. При кинорегистрации движений глазного яблока было обнаружено, что у детей 3-4лет при ознакомлении с объектом немногочисленные движения глаз происходят внутри фигуры. При таком способе ознакомления вероятность узнавания сложных незнакомых предметов -50%, т.е. на уровне случайности. В 5-6л вероятность узнавания 100%. При первом ознакомлении с новым предметом глаза прослеживают по контуру всю фигуру, как бы создавая внутреннюю модель формы. Сокращается кол-во прослеживающих глазных движений. Все большее значение приобретают микродвижения глаз.

Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия изучали с помощью вызванных потенциалов в зрительной коре в ответ на зрительные стимулы (вспышки света). В 3-4 г еще отсутствуют дифференциация и специализация в ответах нейронов зрительной коры.

К 6-7 г происходят существенные изменения в организации зрительного восприятия. При изучении времени реакции и скорости опознания разных по сложности объектов видны различия детей 3-4г и 5-6 лет. В 3-4г. опознаются простые признаки за счет выработанных эталонов.Поэтому время опознания при многократных повторах показа одинаково. В 6л опознание опирается на выделение сложного признака, оно требует большего времени и зависит от кол-ва различаемых на его основе изображений. В ходе тренировки это время сокращается.

Формирование внимания. С формированием сенсорной функции тесно связано внимание.Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга способствуют привлечению внимания к более сложным признакам объекта, а это способствует более полному описанию и опознаванию. В начале дошкольного периода новизна явл-ся основным возбудителем внимания. С 4-х лет кроме новизны стимулом становится разнообразие- «почемучки». Предполагают, что это связано с вовлечением гиппокампа в лимбическую систему. Объем внимания резко возрастает к 6 г. Если очень инетересное новое, то поведенчески происходит застывание с приоткрытым ртом и фиксация взглядом. В ЭЭГ представлены тета- ритмы.У детей тета- ритм возникает во время эмоционального реагирования, рисования, общения. При этом отмечается положительное эмоциональное состояние ребенка. Тета – ритм отражает включение в процесс внимания эмоцион.активации. Она обслуживает стремление к впечатлениям.

Изменения в организации системы восприятия с 6лет (специализированное вовлечение в анализ и переработку зрит. информации заднеассоциативных отделов) создают условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков. В ЭЭГ появляется блокада а-ритма –десинхронизация в задних отделах коры. Вовлечение а-ритма в процесс внимания по зрелому типу указывает на включение корковых механизмов в обеспечение внимания при сохранении вклада эмоциональной активации. Корковая активация обеспечивает направленность внимания не только на эмоционально привлекательные объекты, но и абстрактные, информационные стимулы к 6-7 годам.

Произвольная регуляция деятельности. Появляется и развивается возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции. Увеличиваются амплитуды вызванных потенциалов в лобных и теменных долях, что указывает на их активное участие в зрительном восприятии в ситуации внимания. Эти зоны участвуют в формировании мобилизационной готовности к избирательной деятельности.

Однако,существует разрыв между готовностью и способностью осуществлять избирательную деятельность. Осуществлять организованную деятельность дети могут только с помощью взрослого путем создания игровой ситуации или сообщения ребенку готовых правил. Без соответствующих воздействий селективные стратегии развиваются позднее – с 7до 9 лет.

Т.о. в дошкольный период происходит преобразование мозговых механизмов орагнизации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка, что определяет его готовность к школе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: