Драматургический разбор отрывка пьесы Т. Уильямс «Трамвай «Желание»




Разбор этапа кульминации – сцена изнасилования Бланш (картина 10).

1. Основной конфликт

Сторона 1: Бланш Предмет конфликта Сторона 2: Стэнли
Мотив: Не позволить Стэнли подчинить свою волю Доминирование/власть Мотив: Подчинить волю Бланш

 

Иерархия конфликта:

· Предметный уровень – честь Бланш. Сохранить (Б.) или отобрать (С.)

· Психологический уровень – покорность. Противостоять (Б.) или подчинить (С.)

· Философский уровень – свобода. Отстоять (Б.) или отобрать (С.)

2. Этапы развития конфликта

Экспозиция – Бланш в одиночестве сидит в спальне и разговаривает сама с собой. В квартиру входит Стэнли, рассказывает новости о Стелле.

Завязка – между Бланш и Стэнли начинается словесная перепалка. Он ей несколько раз хамит, она сравнивает его со свиньей.

Развитие – Стэнли открыто говорит, всё, что думает о Бланш. Конфликт переходит от слов к физическому контакту.

Кульминация – между Бланш и Стэнли начинается драка (ранит его бутылкой).

Развязка – Бланш сдается и покоряется Стэнли. Стэнли уносит её в спальню.

3. Ключевые события отрывка

Исходное событие – продолжающийся конфликт Бланш и Стэнли

Начальное событие – между Стэнли и Бланш начинается словесная перепалка. Стэнли начинает хамить Бланш.

БЛАНШ. Из чего следует, что мы остаемся здесь с глазу на глаз, так я вас понимаю?

СТЭНЛИ. Ага. Вы да я, да мы с вами, Бланш... Если только вы никого не прячете под кроватью. В честь чего это вы вырядились в пух и прах?

БЛАНШ. Ах да, в самом деле, -- ведь телеграмма пришла уже без вас...

СТЭНЛИ. Вам?

БЛАНШ. Да, получила телеграмму от одного давнего поклонника.

СТЭНЛИ. Добрая весть?

БЛАНШ. Пожалуй... Приглашение.

СТЭНЛИ. Куда? На бал пожарных?

 

Основное событие – Стэнли обвиняет Бланш во лжи. В этот момент он открыто заявляет о своем отношении к ней.

СТЭНЛИ. В сущности-то говоря, никакой телеграммы не было и в помине.

БЛАНШ. О-о!..

СТЭНЛИ. А этого вашего миллионера просто не существует! Да и Митч не возвращался к вам с розами, потому что я знаю, где он сейчас...

БЛАНШ. О!

СТЭНЛИ. И все это одно только ваше воображение, чтоб его черт побрал!

БЛАНШ. О!

СТЭНЛИ. Одно только вранье, дурацкие выверты, кривлянье!

БЛАНШ. О!

СТЭНЛИ. Да посмотрели бы только на себя! Видели бы вы себя в своих паршивых обносках... словно ряженая на святках! -- разжилась напрокат этим тряпьем у какого-то дерьмового старьевщика... Да еще и эту дурацкую корону нахлобучила! -- царицей вообразила себя, что ли?

БЛАНШ. О-о... Боже мой!

СТЭНЛИ. Ну, я взялся за вас по-своему с самого же начала. Сколько раз было, что вы вот-вот и совсем уж задурите голову этому чудаку!.. Приехала, засыпала все в доме своей пудрой, забрызгала духами, напялила на лампочку бумажный фонарик... вот тебе и Египет, а сама -- царица Нильская: расселась на своем троне да знай себе хлещет мое виски! А я говорю: х-ха!.. х-ха!

Слышали?.. Ха-ха-ха! (Направляется в спальню.)

 

Центральное событие – Стэнли закрывает Бланш проход. В это момент конфликт выходит на новый уровень: от словесной перепалки к угрозе физического контакта.

СТЭНЛИ. Вы не повесили трубку. (С подчеркнутой неторопливостью подходит к телефону, повесил трубку. Восстановив порядок, снова пристально смотрит на нее, по губам его медленно скользнула кривая усмешка, а сам он тем временем занимает позицию у входной двери, отрезав Бланш путь к бегству.)

 

<…>

БЛАНШ...Пропустите... дайте пройти!

СТЭНЛИ. Пройти? Безусловно! Ну!...что ж вы стоите? (Отступил на шаг, стал в самых дверях.)

БЛАНШ. Отойдите... вот туда. (Показывает куда.)

СТЭНЛИ (ухмыляясь). Мало вам места?...не пройдете?

БЛАНШ. Вы загородили дорогу!.. Но я все равно уж как-нибудь да вырвусь отсюда.

СТЭНЛИ. Вы что, думаете, я покушаюсь на вашу честь? Ха-ха!

Вкрадчиво заговорило "синее пианино". Бланш отворачивается от него, в бессильном отчаянии махнула рукой. И снова джунгли взревели всеми своими дикими нечеловеческими голосами.

(Шагнул к ней; стоит, покусывает кончик языка, высунутый меж зубами. Тихо.) Сейчас подумаем... а почему бы и правда не побаловаться с вами... что ж, пожалуй, вполне сойдете...

 

Кризис – Бланш пытается защититься с помощью бутылки. Конфликт переходит в стадию физического воздействия. Бланш нужно решить продолжать ли бороться со Стэнли или подчиниться его воле.

БЛАНШ. Добром вам говорю -- оставьте, вы меня и так уже довели.

Он делает еще шаг вперед. Бланш схватила со стола бутылку, с размаху разбивает ее и решительно встает с ним лицом к лицу, крепко сжимая в руке отбитое горлышко бутылки.

СТЭНЛИ. Это еще зачем?

БЛАНШ. Да так... исполосую вам физиономию вот этим острым концом.

СТЭНЛИ. Да уж, с вас станется.

БЛАНШ. Увидите. Попробуйте только...

СТЭНЛИ. А-а... Так вот вы как, хотите -- пропадать так с музыкой. Ну что ж, -- милое дело! -- будь, по-вашему. (Бросился на нее, опрокидывает стол. Она с криком отбивается горлышком бутылки, нанесла удар, но он перехватывает у нее руку в запястье.)

 

Финальное событие – Бланш сдается. Стэнли уносит её в спальню

Бланш застонала. Горлышко бутылки падает на пол. Она опускается на колени. Стэнли подхватывает это безвольно обмякшее тело на руки, несет на постель.

 

4. Тема: Можно ли сломить волю человека?

Идея: Человека можно сломить. Всё зависит от силы напора

 

Тезис: Человек волен распоряжаться своей судьбой

Антитезис: Сильный может подчинить слабого

Синтез: Сильные определяют судьбы слабых

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: