Государственное управление ликвидностью экономики




 

В процессе развития экономических отношений и денежного обращения (в первую очередь за счет торговли деньгами как товаром) появляется финансовый капитал, отличный и отделенный от производственного капитала. Обращение финансового капитала строится на своих законах и принципах. Его основной отличительной особенностью является более высокая ликвидность по сравнению с остальными формами капитала. Поэтому развитие той или иной экономической системы, отрасли или хозяйства в целом тесно и напрямую связано именно с активностью финансового капитала или общей ликвидности экономики. Ликвидность отдельных участников зависит от их способности генерировать и/или преобразовывать другие ресурсы в свободный финансовый поток, а также от их возможности задействовать дополнительные финансовые ресурсы (доступа к ним).

С институциональной точки зрения проводниками финансового капитала, а равно - самой ликвидности, являются финансовые институты - государственные и частные (центральные и коммерческие) банки, страховые компании, пенсионные фонды, фонды прямых и портфельных инвестиций, инвестиционные компании, казначейства крупных промышленных и торговых компаний, которые также могут выступать в качестве источника дополнительной ликвидности.

Основными проводниками ликвидности в российской экономике в настоящий момент выступают банки с прямым государственным участием (Центральный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Сбербанк), с опосредованным участием государства (Газпромбанк, Стройкредитбанк, Транскредитбанк, Связьбанк), муниципальным участием (Банк Москвы, Ханты-мансийский банк и др.), крупнейшие частные банки - Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Банк Союз и т.д.

Кроме того, само государство в лице министерства финансов и федерального казначейства может активно выступать участником общего финансового рынка. Используя различные инструменты, оно влияет на ликвидность банковской системы и экономики в целом. Однако это влияние ограничено другими задачами, которые также должно выполнять государство, например - задачей сдерживания инфляции.

Государство, активно проводящее антиинфляционную политику, стремится регулировать денежное предложение, используя различные инструменты, в том числе активные операции на открытом рынке, изменение резервной нормы и учетной ставки. Снижение учетной ставки влечет за собой удешевление денежных ресурсов, тем самым, повышая активность финансового рынка. Однако отмечаемый при этом рост экономики не всегда происходит за счет стимулирования производственных инвестиций, а чаще вызван значительным увеличением потребления, финансируемого за счет дешевых кредитов.

В современных российских условиях при решении задачи сдерживания инфляционного давления необходимо учитывать, что причинами инфляции, как раз, является избыточная ликвидность за счет финансовой активности банков, кредитующих потребительский сектор; значительные государственные расходы; многочисленные заимствования отечественных компаний за рубежом наряду с ограничением кредитования и ограниченным доступом "реального" сектора экономики к финансовым ресурсам внутри страны.

Под "реальным" сектором понимаются промышленность, переработка, производство конечных продуктов потребления, область новых технологий и инновационных проектов, обеспечивающих наибольшую добавленную стоимость и ее максимизацию. Обеспечение доступа компаний (в том числе частных), задействованных в реальном секторе экономики и участвующих на рынке капитала к источникам дополнительной ликвидности - финансовому капиталу видится одной из важнейших задач государства.

Финансовый рынок во всем своем структурном многообразии выступает конкретным механизмом проявления ликвидности. Банковская система является особой, наиболее полной сферой проявления ликвидности в экономике. Банки своей деятельностью временно уступают покупательную силу (посредством кредитования) - передают ликвидность, и параллельно потребляют временно уступленную (свободную) покупательную силу (посредством депонирования) - собирают ликвидность. Кроме того, в силу специфики своей деятельности банки создают новую покупательную силу (за счет кредитования), которая ограничена только, по сути, количеством произведенных экономических благ. Наряду с этим ликвидность является важнейшей качественной характеристикой банковской системы, свидетельствующей о ее стабильности и надежности.

Угроза стабильности банковского сектора заключается в том, что дефицит ликвидности способен вызвать любое серьезное внешнее потрясение, как это, например, случилось летом 2007 года, когда волна кризиса ликвидности в США, вызванного невозвратами ипотечных кредитов, затронула мировой и глобальный рынки капиталов. Это негативно отразилось на внутреннем российском рынке - многие иностранные инвесторы стали "закрывать" свои позиции, выходя из отечественных активов, выводя средства и компенсируя, тем самым, убытки, полученные за счет снижения котировок на западных торговых площадках.

Риски ликвидности банковской системы и экономики в целом, возникают также при переносе (утечке) ликвидности за границу в виде покупки отдельных (в том числе производственных) зарубежных и "псевдозарубежных" активов и бизнеса в целом (В. Медведев). При этом важным является развитие внутреннего предложения ликвидности в том числе за счет государственных средств и ограничение заимствований отечественных компаний и финансовых институтов за рубежом, кредитование иностранных потребителей (покупателей отечественных товаров не только сырьевого сектора).

Таким образом, прослеживается чрезвычайная важность ликвидности банков на их дальнейшее развитие. Одновременно с осознанием важности ликвидности приобретает большое значение поддержание ее достаточного уровня, то есть возникает необходимость регулирования ликвидности или управления ею. Современный коммерческий банк - универсальный банк, выполняющий как традиционные, так и нетрадиционные банковские операции, - должен быть ликвидным и платежеспособным. При этом должна быть создана гибкая регулятивная инфраструктура, основанная на детальных, формальных правилах, а также на неформальных (субъективных) суждениях и широких контрольных процедурах, которые очень тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом с целью поддержания и обеспечения достаточного уровня ликвидности для полноценного функционирования и роста российской экономики и хозяйства в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: