Концепия Т.Я. Шпикаловой «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства»




Концепция «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной культуре в процессе комплексного преподавания искусства» и учебно-методический комплект, разработанный на ее основе, под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шпикаловой, в настоящее время занимает достойное место среди других. Концептуальные подходы комплекта складывались постепенно.

Основные концептуальные позиции программы: традиционность народного искусства; вариативность и импровизация как принципы народного творчества; коллективный характер народного творчества; синкретизм; фольклорность мировосприятия народного мастера, отраженная в символике языка народного искусства, в связях с обрядовыми функциями, с умением народного мастера видеть мир поэтически, ощущать родство, единство с природой; свою причастность к народу; фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа; взаимодействие народного искусства с другими видами художественного творчества, в системе национальной культуры и культуры народов мира.

Цель и задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе. Для их реализации необходимо:

— содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно-эстетически полноценной среды общения с народным искусством во всем многообразии его видов;

— способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте;

 

— развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России — общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;

— способствовать дальнейшему формированию культурно-исторической памяти;

— формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;

— развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства;

— углублять развитие особых качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и

коллективного созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций;

— осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России.

Программа представляет собой интегрированный курс таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению. В ее основу положен синкретический характер народного искусства. Содержание раскрывается по видам народного искусства.

Структура программы для начальной школы несколько отличается от структуры программы для основного общего образования. Часть I в программе для 1—4 классов и 5—8 классов называется одинаково «Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство». Часть II для 1—4 классов называется «Устное народное творчество» (изучение русских народных игр, пословиц, поговорок, детских праздников, былин, жанровых разновидностей сказок и др.), а для 5—8 классов – «Музыкально-поэтическое и прозаическое творчество народов» (изучение народного календаря и космологии в русском фольклоре и фольклоре народов мира, изучение народной этики, эстетики в семейно-бытовых обрядах, изучение истории народов в мифологии, эпосе, сказке, песне и др.). Особенностью программы является то, что рассматриваются опосредованные связи в общности художественных систем: сказки, песни, танца и декоративно-прикладного творчества.

Уникальность и значимость учебного курса в том, что основа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка и формирование ассоциативно-образного пространственного мышления. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Таким образом, программа уделяет должное внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: