Понятие о методологии науки. Методологические основания




психологии труда [1]

 

У любой науки есть определенные основания – исходные положения, на которые она опирается при изучении феноменов, составляющих ее предметную область.

Методы – это средства и процедуры работы психолога в теории и практике. Система средств, как и в любом деле, имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.

Прежде чем говорить о методах построения теории психологии труда, необходимо дать определение в контексте взаимосвязи таким понятиям как методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология, профессиональная этика, мораль.

МЕТОДИКА – совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме.

Любая методика должна быть дополнена информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того, кто ее применяет.

Очень важно не упускать из вида ограничения морального порядка, выстроенных в сложную систему внутренних средств работы, применяющего методику специалиста (от приемов установления межличностного контакта до тонкого мастерства истолкования получаемых результатов. Поэтому следует считать неправомерным заявление, с которым неспециалисты иногда обращаются к психологам: «Дайте (продайте) нам методики, и мы будем изучать человека (или влиять на него)». Так же как, имея «под мышкой» хирургические инструменты, неуместно лишь на этом основании полагать себя хирургом, не следует и «лазить в душу» без особой научной подготовки. Психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник.

ПРОЦЕДУРА – последовательность действий по применению методики. Процедура включает:

       
   
 

 

 


функциональные средства психолога (выразительные возможности речи, поведения)   собственно внутренние средства (мыслительные схемы, планы, умозаключения)

 

Процедура должна быть полно описана, но значительная часть «искусства» психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств, что проявляется в его культуре наблюдателя. От нее зависит, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его предвзятой интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит и что упустит в работе.

МЕТОД – система теоретических положений.

Он определяет возможности и ограничения той или иной группы профессиональных средств психолога. Метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. Интроспекционизм полагает, что единственно верным методом изучения субъективного мира человека является обозрение своим «внутренним оком» собственных переживаний, а чужая душа – потемки. Бихевиористы полагают, что сознание – это какая-то неуловимая «дырка от бублика» и изучать можно только действующие на человека сигналы и ответные реакции.

Мы постараемся придерживаться более оптимальной позиции, которая представлена в изданных в нашей стране учебниках и пособиях по общей психологии. Слово «метод» может применяться не только в значении, отмеченном выше, но и как собирательное значение всего того, к чему это учение относится.

Проблема методов должна рассматриваться в контексте взаимоствязи методологии, методов и методик исследований.

МЕТОДОЛОГИЯ (в рамках психологии) – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов.

Методологией определяются принципы и способы организации и способы организации и построения исследования. Известны такие уровни методологии: общая, специальная и частная. Общая методология обеспечивает представлениями об общих законах развития, о месте тех явлений, которые она изучает. Специальная методология, или методы конкретной науки, позволяет сформулировать свои собственные законы и закономерности. Частная методология представляет собой совокупность методов, приемов, методик, техник исследования различных явлений конкретной науки.

В качестве методологических оснований психологии труда выступают базовые научные представления о:

- первичности материи и вторичности сознания;

- причинной обусловленности психической деятельности;

- единстве внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности;

- социальной обусловленности психики человека;

- сознании как высшей форме отражения;

- ведущей роли деятельности в развитии психики человека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ – система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ, ЭТИКА – система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала.

Эти регуляторы особенно важно сознавать при работе с людьми. Детально разработаны врачебная этика и деонтология – учение о долге и должном в отношении больного. Педагогическая этика находит выражение в понятиях и принципах педагогического такта. На 3-м съезде Российского психологического общества (июнь 2003 г., С.-Петербург) был принят этический кодекс психолога.

Психолог в отличие от естествоиспытателя, инженера не может (по моральным соображениям) испытывать свой предмет на предельную выносливость и т. п. И вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями – дело не бесспорное с моральной очки зрения.

Требования упомянутого выше рода следуют не из чистой логики, а из норм этики психологов, которые передаются чаще «из рук в руки», от учителя к ученику. Возможно, потому, что здесь важны не столько «буква», сколько «дух» моральных норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: