Целевая аудитория и потребительские требования
Основными клиентами кальянных, как правило, являются молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Стоит отметить, что кальян пользуется популярностью как у курящих, так и некурящих людей. Поэтому потенциальная аудитория теоретически может включать все население города в этом возрасте, а это около 200 тыс. человек. В целом, потребительские требования к кальянным нельзя назвать высокими. На сегодня они находятся на стадии формирования. Большинство населения мало разбирается в кальянах. Основные требования к приготовлению кальяна зачастую ограничиваются тем, чтобы клиенту было «вкусно», «быстро» и «не горчило». Однако с каждым годом растет количество ценителей кальянов с более требовательными вкусами, которых не удивить дешевыми табаками и фруктами. Тем не менее, таких клиентов в общей массе – единицы. Во многом благодаря тому, что население еще мало разбирается в кальянах, владельцы кальянных могут устанавливать большую наценку на кальяны. Себестоимость приготовления кальянов довольно низкая, а наценка может достигать 500-800%.
Анализ конкурентной среды
В качестве прямых конкурентов в городе Саратове можно выделить порядка 12 заведений. В основном это кальянные, открытые в 2015 году (подробный анализ конкурентов см. в Табл. 1 данного бизнес-плана). Наиболее частый формат – это клуб с кальянным меню и «по умолчанию» разрешенными безалкогольными напитками – фирменными коктейлями и чаями. Гораздо реже в таких заведениях можно встретить еду. Согласно закону о запрете курения, в общественных местах курить табак запрещено, а значит, для предотвращения конфликтов с проверяющими можно подавать клиентам лишь кальяны на основе безникотиновых смесей, либо искать законные «компромиссы». По опыту городских кальянных, одним из законных компромиссов является сотрудничество с городскими кафе. То есть клиентам кальянных предоставляется возможность сделать заказ на доставку еды со скидкой от партнерского заведения. При этом продажа в самом заведении исключается. Другой вариант – включение напитков и еды в стоимость кальяна, либо предоставление их в подарок. Наиболее верным представляется первый вариант. Однако для доставки еды желательно, чтобы кафе-партнер находилось поблизости от кальянной.
Что касается концепций, то в основном городские кальянные рассчитаны на широкий круг потребителей. Независимо от главной концепции сетка мероприятий может состоять из настольных игр, вечеров игры в «Мафию», спортивных трансляций, тематических встреч и вечеринок. Часть заведений имеет подчеркнуто восточный формат, который выражается в дизайне, меню и восточных «фишках» (например, танцы живота). Также присутствуют концепции кальянных-антикафе, кальянных-ночных клубов, кальянных-баров, кафе-кальянных, чайно-кальянных клубов и закрытых кальянных клубов. Стоимость аренды 1 кальяна в городе варьируется от 190 до 1500 руб. и в среднем составляет около 800 руб.
Таблица 1. Анализ конкурентов
В основном для привлечения клиентов кальянные города используют социальные сети. Наиболее «продвинутые» заведения имеют группы «Вконтакте» с аудиторией от 3 до 5 тыс. человек и ведут Instagram. В целом, не считая особенностей концепции, можно выделить следующие способы привлечения клиентов:
1.Богатая сетка мероприятий. Может включать тематические встречи, праздники, вечеринки, спортивные трансляции, турниры по играм в приставки, вечера настольных и ролевых игр и т.д.
2.Регулярное обновление меню. Тематическое меню дня, необычные кальяны, дегустации, мастер-классы.
3.Скидки. Скидки на определенные кальяны, по праздникам, скидки именинникам, скидки в определенный день недели, скидки на каждый следующий кальян.
4.Фотоотчеты с мероприятий. Приглашение фотографа на мероприятия, фотоотчеты в социальных сетях.
5.Конкурсы в социальных сетях. Конкурсы репостов с розыгрышем на кальяны или прочее меню, selfie-конкурсы и т.д.
6.Регулярное обновление плейлиста.
Концепция продаж и способы привлечения клиентов
Так как по закону курение табака запрещено в местах общественного питания, то наиболее верным с точки зрения законодательства будет формат закрытого клуба без торговли едой и напитками. Единственно возможным напитком, предоставляемым от заведения, будет чай, предоставляемый в качестве бонуса к кальяну. Заказ еды будет возможен лишь с помощью доставки. Формулировка «закрытый клуб» на практике будет означать, что доступ в клуб людям с улицы будет закрыт (бронь столов лишь по предварительной записи по телефону), а вход в заведение будет оборудован видеодомофоном. Также эксперты советуют на случай проверки иметь анкетные листы, подтверждающие вступление новых членов в клуб. Также в кальянную будет строго запрещен доступ несовершеннолетним.
Основным способом привлечения клиентов планируется использовать сарафанное радио. Атмосферу заведения будут составлять тематический дизайн интерьера, сочетающий успокаивающие природные восточные мотивы и оригинальное музыкальное сопровождение. Концепция природы и уюта будет выдержана как в цветовых вариантах мебели, элементах декора и кальянов, так и в кальянном меню. Сетку мероприятий планируется разнообразить вечерами живой музыки, трансляциями спортивных программ, настольными играми. По опыту других кальянных из «игрового меню» заведения будут исключены приставки, так как любители играть в приставки довольно часто шумят и раздражают других посетителей, при этом не принося много прибыли.
В интернете кальянный клуб будет представлен в социальной сети «Вконтакте» и Instagram. Из социальных сетей можно будет узнать об основных мероприятиях заведения, акциях и скидках, также там будут регулярно выкладываться фотоотчеты, проводиться конкурсы репостов и розыгрыши.
Для увеличения выручки с одного стола планируется использовать большие скидки при заказе второго и последующих кальянов. В принцип работы заведения планируется положить максимальную скорость приготовления кальянов («Кальян за 5 минут»), так как время ожидания является одним из ключевых факторов в работе кальянщика, иногда даже более значимым, чем качество кальяна. На начальном этапе для конкурентного преимущества размер среднего чека будет установлен на уровне 700 руб. при наценке в 600%. Впоследствии в зависимости от объема продаж возможно увеличение чека.
5.План производства
Кальянный клуб будет расположен на одной из центральных улиц города Саратова. Заведение будет работать ежедневно. Режим работы с понедельника по четверг и воскресенье – с 14:00 до 02:00, в субботу и воскресенье – с 14:00 до 05:00. Для размещения кальянной в аренду будет взято подвальное помещение в центральном районе города. Срок договора аренды составит 3 года с возможностью пролонгации. По соседству с кальянной не будет школ, детских садов, больниц и других муниципальных учреждений. На расстоянии в пределах 100 метров расположено кафе, с которым планируется наладить партнерское сотрудничество для возможности доставки еды.
Вложения в недвижимость, закупку и монтаж оборудования составят 1 237 000 руб. Для разработки концептуального дизайна интерьера планируется воспользоваться услугами дизайнера. Стоимость разработки дизайн-проекта составит 100 тыс. руб. (из расчета 1 тыс. руб. на кв. метр).
Помещение под кальянную будет необходимо снабдить приточно-вытяжной вентиляцией с рекуператором. Данная система потребует наибольших вложений, однако позволит сохранять тепло в кальянной в холодное время года и экономить средства, затрачиваемые на нагрев приточного воздуха.
Всего заведение будет рассчитано на 54 посадочных места с возможностью добавить 10-12 дополнительных мест. Данное количество позволит максимально использовать имеющуюся в распоряжении площадь, при этом не причиняя дискомфорта клиентам из разных компаний. Так как оптимальное число посадочных мест для одного столика 6, то на каждый столик понадобятся по два дивана на 3 человек. Для больших компаний от 6 человек будет закуплено несколько пуфов и стульев. Полный перечень необходимого оборудования и примерные расценки приведены в Табл. 2.
Таблица 2. Затраты на оборудование
№ | Наименование | Цена, руб. | Кол-во, шт. | Стоимость, руб. |
Приточно-вытяжная установка с пластинчатым рекуператором и электрическим нагревателем (включая монтаж и пуско-наладку) | 350 000 | 350 000 | ||
Диван | 8 000 | 144 000 | ||
Кальян и комплектующие | 4 000 | 80 000 | ||
Телевизор | 18 000 | 36 000 | ||
Компьютер | 33 000 | 33 000 | ||
Стол | 3 000 | 27 000 | ||
Акустическая система | 20 000 | 20 000 | ||
Элементы декора | 20 000 | 20 000 | ||
Сантехника | 15 000 | 15 000 | ||
Световое оборудование | 15 000 | 15 000 | ||
Стул | 2 000 | 14 000 | ||
Воздуховоды, фасонные изделия, комл. | 14 000 | 14 000 | ||
Пуф | 2 000 | 12 000 | ||
Стойка ресепшн | 11 000 | 11 000 | ||
Охранно-пожарная сигнализация (включая монтаж) | 10 000 | 10 000 | ||
Wi-Fi-роутер | 3 000 | 3 000 | ||
Прочее | 10 000 | 10 000 | ||
Итого: | 837 000 |
Для работы кальянной понадобится два штатных официанта и кальянщик. Первым кальянщиком будет индивидуальный предприниматель. Главные требования по приему на работу кальянщика – опыт работы кальянщиком, администратором кальянной, либо в розничных продажах кальянов, способность досконально разбираться в особенностях разных видов табака, владеть технологией его заправки, следить за тенденциями. Желаемые качества сотрудника: честность, вежливость, коммуникабельность, скорость работы. Строгих требований к уровню образования кальянщика и официантов нет. Опыт работы на должность официанта желателен, но не является обязательным. Штатное расписание и фонд оплаты труда представлены в Табл. 3
Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда
№ | Должность | Кол-во, чел. | ФОТ, руб. |
Кальянщик | 22 000 | ||
Официант | 18 000 | ||
Итого: | 58 000 | ||
Отчисления: | 17 400 | ||
Итого с отчислениями: | 75 400 |
В среднем клиенты кальянных проводят за курением кальяна 2 часа. Учитывая этот факт, показатели максимальной загрузки кальянной, максимально возможным количеством чеков в день будет 80. Хорошими показателем считается количество 25 чеков в день, наиболее успешные компании имеют показатель в 40-60 и более чеков. В течение первого года планируется достигнуть выручки в 550 тыс. рублей (25 чеков по 700 руб. ежедневно). Далее целью будет достижение показателей в 40-50 чеков. В затраты основного периода работы кальянной войдут выплаты заработной платы персоналу, арендная плата, закупка табака и расходных материалов, оплата коммунальных услуг, бухгалтерия, телефония и интернет, охрана и прочие расходы.
6.Организационный план
Подготовительный период по открытию кальянной составит 3 месяца и включит в себя:
1.Процедуры оформления и регистрации;
2. Подготовку дизайн-проекта;
3.Ремонт и оборудование помещения;
4.Поиск и прием на работу персонала;
5.Проведение подготовительной работы с населением в социальных сетях;
6.Поиск стратегических партнеров;
7.Разработку начальной сетки мероприятий.
Руководство кальянной будет осуществлять индивидуальный предприниматель. В его обязанности войдут управленческие функции, назначение на работу персонала, утверждение рабочего расписания, закупка продукции для кальянной. Также при необходимости он будет принимать непосредственное участие в работе кальянной, выступая в роли кальянщика. Кальянщики будут являться основным производственным персоналом. В их обязанности войдут консультации посетителей в выборе кальянов и видов табака, смесей, непосредственное приготовление кальянов, смена углей в чашке. В обязанности официантов войдут встреча гостей, прием заказов, консультации по выбору кальянов в случае загруженности кальянщиков. Бухгалтерия будет передана на аутсорсинг.
7.Финансовый план
Инвестиции в проект составят 1 552 000 руб., куда войдут затраты в ремонт и оснащение помещения (1 237 000 руб.), регистрационные процедуры и процедуры оформления (15 000), а также оборотные средства до выхода заведения на точку безубыточности (300 000 руб.). В текущие траты войдут арендная плата (45 000 руб.), заработная платы персоналу (75 400 руб. учитывая отчисления), коммунальные услуги (15 000 руб.), закупка расходных материалов, бухгалтерия (6 000 руб.), а также телефония и интернет (5 000 руб.), охрана (1 500 руб.), прочие расходы (5 000 руб.). Показатели по доходам кальянной, издержкам и чистой прибыли приведены в Приложении 1. Расчеты бизнес-плана сделаны на 5-летний с учетом фиксированного среднего чека в размере 700 руб. На практике размер среднего чека может быть уменьшен либо увеличен. Также при расчетах были учтены факторы сезонности спроса и роста загрузки в связи с ростом узнаваемости заведения.
8.Оценка эффективности проекта
Показатели эффективности проекта напрямую зависят от показателей посещаемости кальянной, а на них в свою очередь, влияет много факторов. По опыту российских кальянных, успех и уровень выручки кальянных во многом пропорционален стартовым вложениям. Если руководитель проекта поставил перед собой задачу сделать максимально комфортное заведение для клиентов, позаботившись об установке хорошей системы вентиляции, тщательно продумав дизайн и атмосферу, кальянное меню и подобрав опытных кальянщиков, то услуги кальянной будут пользоваться спросом. Также значимым фактором является и месторасположение. Большинство кальянных располагаются в центре города, что гарантирует им приток клиентов.
Прогнозируемый срок окупаемости проекта составит 16 месяцев. При достижении плановых объемов продаж по итогам первого года работы с выручка может достигнуть 550 000 руб., чистая прибыль – 250 000 руб. В дальнейшем объем ежемесячного дохода может быть увеличен до 1 160 000 руб., при чистой прибыли до 772 000. Показатели эффективности проекта представлены в Табл. 4
Таблица 4. Показатели эффективности проекта
№ | Показатель | Значение |
Ставка дисконтирования, % | ||
Чистая приведенная стоимость (NPV), руб. | 8 404 676 | |
Чистая прибыль проекта, руб. | 250 000 – 772 000 | |
Рентабельность продаж, % | 23,19 | |
Срок окупаемости (PP), есс. | ||
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), есс. | ||
Индекс прибыльности (PI)% | 5,42 |
9.Риски и гарантии
В процессе деятельности кальянная может столкнуться с определенными рисками, которые необходимо учитывать на этапе планировая. Их оценка и меры по предотвращению описаны в Табл. 5.
№ | Риск | Вероятность наступления | Степень тяжести последствий | Меры по предотвращению |
Отсутствие/дефицит опытного персонала на рынке | средняя | средняя | Обучение персонала руководителем, стажировка, предложение наиболее выгодных условий сотрудничества, чем у конкурентов | |
Внезапная проверка проверяющих органов | низкая | низкая | Работа в рамках правового поля, запрет на продажу алкоголя и еды, знание и соблюдение персоналом законодательных норм, наличие всех необходимых документов, запрет на вход несовершеннолетним | |
Рост конкуренции | средняя | средняя | Применение всех конкурентных преимуществ, система скидок, более активная работа с потенциальными клиентами через социальные сети | |
Низкая рентабельность кальянной | низкая | высокая | Пересмотр ценовой политики, расширение ассортимента, поиск новых способов позиционирования, работа с клиентами через социальные сети | |
Снижение качества закупаемой продукции | низкая | средняя | Смена поставщика, поиск новых каналов поставок, поддержание связей с несколькими поставщиками | |
Повышение арендной платы | низкая | низкая | Заключение договора аренды с фиксированной суммой выплат в рублях, готовность к повышению аренды к моменту пролонгации договора |
Таблица 5. Оценка рисков проекта и мероприятия по предотвращению их наступления или их последствий
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные финансовые показатели проекта в пятилетней перспективе