Практическая работа № 4
Тема: Методика изучения раздела «Человек».
Цель: определить задачи и методические особенности рассмотрения раздела «Человек».
Ход работы:
1. Определить цель, задачи и методические особенности изучения раздела «Человек» в С(К)Ш.
2. Описать приемы формирования у школьников элементарных представлений и знаний о строении систем органов и их функциональных особенностях.
3. Выбрать тему из раздела «Человек», сформулировать цель, задачи и составить план-конспект урока с дидактическим материалом любого типа.
Определить цель, задачи и методические особенности изучения раздела «Человек» в С(К)Ш.
Цель раздела – сформировать у учащихся биологические понятия: анатомические, физиологические, санитарно-гигиенические, общебиологические (взаимосвязь строения органа и выполняемой функции, организм человека как единое целое, в котором работа всех органов управляется и контролируется нервной системой).
Задачи изучения раздела:
– знакомить учащихся со строением и функцией отдельных органов, систем органов и их взаимосвязью;
– формировать у старшеклассников жизненно важные знания об организме человека, представляющем сложную высокоорганизованную систему, регулируемую и управляемую нервной системой;
– обратить внимание учеников на условия, влияющие на жизнедеятельность организма человека, как с положительной стороны, так и с отрицательной;
– учить школьников использовать приобретенные знания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья и предупреждения разных заболеваний;
– прививать ученикам достаточно осознанные санитарно-гигиенические правила и навыки;
– формировать у учащихся элементарные знания о работе нервной системы и гигиенических условиях умственной работы.
Методические особенности рассмотрения раздела «Организм челвека»:
– постоянная опора на имеющиеся у школьников элементарные представления и знания;
– различия проводимых уроков по формируемым биологическим понятиям;
– целесообразность использования специфического приема изучения организма человека, приема диагностики различных заболеваний – самонаблюдения;
– организация систематических наблюдений при сравнении, анализе тех или иных функций отдельных органов других школьников (осанка человека);
– применение самых разнообразных наглядных пособий: макеты, муляжи, таблицы, плакаты, учебные кинофильмы и диафильмы;
– демонстрация несложных опытов;
– организация лабораторных и практических работ;
– проведение деловых игр;
– тщательный отбор педагогом учебного материала;
– максимальное использование заданий из рабочей тетради на печатной основе;
– различные виды письменных заданий развивающего характера;
– комплексное решение воспитательных задач;
– систематическая работа по выработке у старшеклассников санитарно-гигиенических правил и навыков.
Описать приемы формирования у школьников элементарных представлений и знаний о строении систем органов и их функциональных особенностях.
1. Актуализация ранее усвоенных учащимися элементарных сведений (беседы).
2. Доминирование на уроках наглядных или наглядно-практических методов. Максимальное использование самонаблюдений учеников.
3. Применение разнообразных натуральных и изобразительных наглядных пособий. Привлечение к работе максимального числа анализаторов, содействующих глубокому и всестороннему изучению школьниками рассматриваемого объекта (явления). Предъявление учащимся четких указаний перед проведением наблюдения за объектом: цель работы, способы ее выполнения. Целесообразность организации работы у учеников по карточкам-инструкциям (командам учителя).
4. Варьирование приемов работы по установлению несложных причинно-следственных взаимосвязей. Возможности поэтапного закрепления формируемых у старшеклассников знаний. Упражнения на различение и узнавание изучаемых объектов и их частей; выполнение несложных зарисовок по памяти; вычерчивание простейших графических схем. Составление простейших схем и таблиц различного вида из карточек со словами и словосочетаниями. Выполнение максимума заданий тетради на печатной основе. Приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника. Привлечение дополнительного материала.
5. Формирование у учащихся понятий о развитии живых организмов. Необходимость применения несложных рисунков к опорной динамической схеме, позволяющей учащимся рассмотреть фазы развития организма не только в определенной последовательности, но и постепенного его изменения по фазам.
6. Занятие строится по плану, с постановкой целей, задач; с объявлением полученных данных по наблюдениям, самонаблюдениям, опытам; формулирование выводов.
3. Выбрать тему из раздела «Человек», сформулировать цель, задачи и составить план-конспект урока с дидактическим материалом любого типа.