Русский язык – сокровищница исторической и культурной памяти, нравственных ориентиров и ценностей русского народа.




 

Ежегодно 21 февраля по решению ООН празднуется день родного языка. Родным для большинства граждан Российской Федерации является русский язык. Непосредственным предшественником современного русского языка является древнерусский язык. Сравнительно-историческое языкознание определяет его как наречие, на котором говорили восточно-славянские племена. Это живой разговорный язык, зафиксированный в таких письменных источниках, как новгородские берестяные грамоты, эпическом произведении «Слово о полку Игореве».

По глубокому убеждению выдающегося отечественного мыслителя ХХ века В.В. Кожинова, язык – это высший цвет, плод культуры народа. Еще на стадии язычества русский народ проявил себя как мастер запечатлевать природный и человеческий мир, свое видение доброго и прекрасного в художественном слове, ярком, красочном, образном. Доказательством этого является древнерусский фольклор, начиная от пословиц, поговорок, потешек, заговоров, наговоров, сказок, заканчивая легендами и былинами. Ярко и образно запечатлел наш фольклор такие ценности, как любовь к родной природе, родной земле, к семье, уважение к труду: земля для наших предков – «матушка-кормилица», девицы- «красные», молодцы-«добрые», солнышко- «ясное», «терпение и труд все перетрут», «красота приглядится, а ум пригодится»…Герой былин и сказок – тот, кто прежде всего готов прийти на помощь другим, отстоять правду. О выразительности и красоте древнерусского языка свидетельствуют такие, например, строки былины об Илье_Муромце и Соловье-разбойнике: «От того ли от посвиста соловьего, от того ли от поклика звериного лазоревы цветочки опускаются, травушка-муравушка к земле приклонилась».

 

Не случайно сегодня вокруг фольклорного наследия русского народа идёт не столько эстетическая битва, сколько философско-культурологическая. Так, психолог Козлов в адресованной молодежи монографии «Практическая психология на каждый день, или Искусство заводить друзей» пишет, что в своем доме он не держит русскую сказку, так как она якобы учит его детей «неуважению к старшим». Приведя обращение Иван-дурака к Бабе Яге: «Ты, старая карга, сперва меня накорми, напои, в баньке попарь, а потом спрашивай», профессор заключает: «Какое неуважение к старой женщине».

Подобная трактовка – либо образец потрясающего невежества, либо цинизма, навязываемого доверчивому читателю. Баба Яга в русской сказке – не старая женщина, требующая уважения, а художественный образ зла, с которым сталкивается человек, и сказка учила преодолевать его. «Сказка – первая философия ребёнка, – лучше блестящего знатока духовного смысла русской сказки Ивана Ильина не скажешь, – ею старшее поколение помазует младенчество».

С искажением, выворачиванием наизнанку смысла русской сказки мы встречаемся и в средствах массовой информации. Так, зам. редактора доступной по цене и самой популярной газеты «Аргументы и факты» Желнорова утверждала, что сказку о Емеле-дураке мог придумать только абсолютно ленивый народ, который ни на что не способен.

Замечательная сказка «Три медведя», на которой мы все с вами выросли, которая развивала у ребенка воображение, делала его добрее, в юмористической передаче Максима Галкина подается в такой безобразной трактовке: «Машенька-то – зоофилка…». Подобные примеры можно продолжить. Не в том ли причина искажения сути русского фольклорного наследия, что оно помогало нашим предкам осмыслить, во имя чего стоит жить на свете ещё до крещения Руси?

Существенное значение в развитии и обогащении нашего языка имеет принятие Древней Русью греко-православного христианства. Наш национальный гений А.С. Пушкин утверждал, что судьба русского языка была чрезвычайно счастливой: «В Х1веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи…».

После введения старославянского (церковно-славянского) языка на протяжении нескольких веков сформировался русский литературный язык. Результат этого процесса – появление замечательных шедевров литературы русского средневековья. Удивительное жанровое многообразие и идейная глубина отличают художественное слово этого периода. Здесь и эпос, и проповеди, и поучения, и летописи, и «хождения» (путешествия), и жития святых. Богатейший пласт нравственных ценностей православного русского люда несёт литература этой эпохи. Одно из самых ранних произведений этого времени – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Автор утверждает, что принятое открытым сердцем народа христианство способствовало процветанию Руси. Он восклицает: «Не в худой земле мы родились… Русская земля ведома и слышима во всех четырех концах света

Обратимся к «Повести о разорении Рязани Батыем». Ее герой Евпатий Коловрат жертвенным служением родному городу, бесстрашием и храбростью вызвал изумление и восхищение у лютого врага русской земли хана Батыя: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малой своей дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил… Если бы такой вот служил бы у меня, держал бы его у сердца своего ».

В «Слове о полку Игореве» мила и дорога воинам Игоря «светло светлая и украсно украшенная русская земля»; в образе Ярославны автор увековечил образ русской женщины, сильной характером, стойкой в испытаниях, нежной и верной жены. Русская средневековая литература считалась важным и ответственным делом; ее авторы побуждали к единству народа, к нравственному поступку, добру и милосердию.

В 18 веке выдающимся реформатором русского языка, защитником его самобытности стал Михаил Васильевич Ломоносов. Он не только отмел попытки иностранных ученых представить наш язык как вторичный, состоящий из одних заимствовований. «Вот каких дров может наломать в российских древностях допущенная до них скотина» – так он «припечатал» утверждение автора «Российской грамматики» немца Шлецера о том, что русское слово «дева» произошло от немецкого слова «сука». Будучи сам замечательным художником слова, автором многочисленных од, Михаил Васильевич

освободил русский язык от устаревших церковно-славянизмов, ввел в литературный язык элементы разговорной речи. Каждый из нас имеет полное право гордиться его утверждением о «небесной красоте» русского языка, в котором сочетались «…великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, да сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языка».

Дальше идёт наша литература золотого века. Почему А.С. Пушкина назвали «удерживающим»? Потому, что ценности народа, которые были запечатлены в художественном слове на стадии язычества и средневековья, Пушкин в прекрасной художественной форме органично включил в русскую культуру уже нового времени. Александр Сергеевич продолжил работу

М.В. Ломоносова по развитию и обогащению русского языка. Любовь к Отечеству, милосердие, сострадание, соборность, любовь и семья – все это нашло художественное воплощение в творчестве Пушкина. Н.В. Гоголь говорил об А. С. Пушкине так: «Мне всегда было дорого его вечное и непреложное слово».

Творчеству самого Н.В. Гоголя, прекрасного мастера русского слова, мы находим оценку у автора сочинения «Россия и Европа»

Н.Я. Данилевского. Этот мыслитель отмечал, что великая европейская литература создала образы многих героев, но такого героя эпического масштаба, как гоголевский Тарас Бульба, не знает ни одна европейская литература. А чем жил Тарас Бульба? В жестоких боях с врагами Отечества он и его товарищи погибали со словами: «Славно пожил, дай Бог и каждому так прожить. Пусть живёт и процветает во веки вечные Христом любимая Русская земля!»

Гордость и славу русской поэзии составляет творчество

М.Ю. Лермонтова, подхватившего знамя русской словесности из рук погибшего на дуэли Пушкина. Поэзия Лермонтова – восхитительный цветок русского слова; он использовал новые художественные средства, которых не знала ни русская, ни западная литература – свободное и широкое изображение лиц и характеров, раскрытие героя через его восприятие другим. «Битвам, Родине и воле обречена судьба моя» – вот кредо поэта. Михаил Юрьевич научил нас любить Родину и гордиться ею.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский,

Л.Н. Толстой и другие блестящие художники слова находились в такой же ситуации, как и мы, потому что хулителей России и русского слова всегда было великое множество. Они избрали трудный путь – отстаивать наши духовные ценности, уважение к отечественной истории, право России и русского народа на достойное место в истории человечества. Все они следовали указанию А.С. Пушкина на то, что «дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, слабодушно преклоняясь пред своим только веком ». Идеалы добра, правды, справедливости, совести – это не только наши идеалы. Наша художественная литература ставила и решала общечеловеческие вопросы.

Сегодня наше словесное художественное наследие актуально, как никогда. Так, выдающийся философ и политолог Александр Панарин был убежден, что не так опасно присвоение олигархами-приватизаторами материального достояния нашего народа, как отлучение нас от родного слова, от родной литературы. Причину этого он видит в том, что в серьёзных вопросах ценностного выбора, самоопределения русский народ искал совета у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Назвать такой народ тёмным, недостойным цивилизованного существования могут только люди (он деликатно выразился) с весьма определёнными недобросовестными намерениями. Народ, которому современные либералы хотят вместо «удивительно прекрасного и удивительно певучего (И.А. Ильин) русского языка, великой литературы подсунуть жвачку, сникерсы и боевики, порнуху и чернуху, комиксы в качестве образца, никогда с этим не согласится. Он интеллектуально перерос эту публику на несколько столетий просвещения.

Следует, однако, признать, что в общественном сознании современной России обоснованно утвердилось мнение о катастрофическом состоянии преподавания русского языка и русского художественного слова в общеобразовательной школе. Студенты колледжей и вузов зачастую не могут ни устно, ни письменно оформить грамотным литературным языком свои мысли. Их беспомощность можно образно выразить словами талантливого поэта В. Маяковского: «Улица корчится безъязыкая».

Поистине наркотическая зависимость школьников и студентов от «Айпадов» и «Айфонов» формирует «клиповое» мышление, для которого характерно скольжение по поверхности фактов и явлений современной жизни. Учащаяся молодежь затрудняется в понимании главного в изучаемом явлении, в критическом анализе потребляемой информации. Это относится и к выбору смысложизненных ориентиров, эстетических и нравственных предпочтений.

Русский язык – один из шести официальных языков ООН. На нем сегодня разговаривают 170 миллионов человек; 350 миллионов знают его. Русский язык является языком межнационального общения 160 народов. В то же время в последние десятилетия число разговаривающих на нем сократилось на 100 миллионов человек.

С какими еще угрозами и вызовами встретился наш язык сегодня? От чего его надо защищать и, следовательно, спасать душу народа?

К числу таких угроз относится агрессивное вторжение иноязычных слов, прежде всего, англицизмов в американском варианте. Наш язык всегда был открыт к творческому диалогу с другими языками. Научно-технические политические, юридические термины обогащали его словарный состав.

Однако если в середине ХХ века в нашем языке было только 10 % иностранных слов, то сегодня 43% заимствований – в компьютерной сфере, 42% – в сфере потребления и досуга, 31% заимствований – в сфере культуры.

Как уже указывалось, недопустимо безграмотна письменная речь, в том числе в блогах и чатах; нередки ошибки в газетных и журнальных статьях и даже в учебниках. Далее отметим, что нарушается традиция русского произношения. На многочисленных ТВ - шоу, в назойливой ТВ - рекламе половина звуков произносится неправильно, скороговоркой, нарушаются правила ударения.

Особенно нетерпимо внедрение в речь «обсценной лексики», матерных слов. В современной России находятся деньги для издания и переиздания стотысячными тиражами словарей русского мата. Известные писатели, режиссеры пытаются доказать необходимость и уместность использования в литературе и кино матерной брани. Результат – наши дети с дошкольного возраста живут в экологически нездоровой культурной среде.

Спасение языка – это спасение России. В языке содержится вся историческая и культурная память народа, его нравы, обычаи, традиции, его веками выработанные идеалы и ценности. Защита русского языка – языка государствообразующего народа РФ – это важнейшая задача не только государства и его чиновных структур, но каждого из нас, кто считает себя принадлежащим к русской культуре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: