ТЕМА. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Цели: 1) определить задачи, содержание и приемы орфографической работы в период обучения грамоте.
Задачи: дать теоретические основы методики работы над орфографией в период обучения грамоте;
познакомить с основными направлениями работы над орфографией в период 1обучения грамоте;
практическом опыте этой работы.
ПЛАН
1.Основы орфографической работыв период обучения грамоте. Подходы к проведению орфографической работы в период обучения грамоте.
2. Работа над простейшими правилами орфографии и пунктуации в период обучения грамоте.
3. Работа над орфографической зоркостью.
1.
В период обучения грамоте наряду с основными задачами обучения чтению и письму решается задача проведения орфографической работы в период обучения грамоте.
Орфография – этот система правил, регулирующая написание орфограмм. Что такое орфограмма? Это такое место, где на возможен выбор букв или других письменных знаков. Выбор письменных знаков на месте орфограммы осуществляется на основе правила.
Умение правильно выбирать письменный знак на месте орфограммы получило название орфографическое умение. А это умение, доведенное до автоматизма, определяется как орфографический навык.
Работа по орфографии в период обучения грамоте носит пропедевтический характер. Пропедевтика (от лат. «подготовка»). Она сопутствует основному содержанию уроков в этот период.
Задачи и содержание орфографической работы могут определяться по-разному.
Традиционный подход отражен в примерной программе и ряде авторских программ («Школа России», «Школа «21 века» и др.)
Согласно традиционному подходу, главная задача орфографической работы в период обучения грамоте – познакомить с наипростейшими правилами орфографии и пунктуации и научить детей их применять.
|
В число таких правил входят:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Другой подход, сложившийся в 60-е годы 20 века в работах В.В. Репкина и П. С. Жедек, расширяет задачи орфографической работы. Кроме указанных, работа над орфографией в период обучения грамоте призвана решать ещё одну важную задачу: формировать орфографическую зоркость, или умение находить орфограммы.
Зачем нужна такая работа? Она нужна потому, что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, не обращаются к ним, не знают, где их можно использовать. Как считают ученые, орфографическую зоркость нужно начинать формировать уже в период обучения грамоте. Почему? В этот период ребенок начинает писать и сразу необходимо заложить основы осознанного отношения к трудностям письма. На сегодняшний момент это направление работы представлено в системах Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «Гармония» и некоторых других.
2.
Остановимся на некоторых рекомендациях, связанных с изучением наипростейших орфографических правил.
|
· Правила оформления границ предложения в письменной речи усваиваются еще в подготовительной период обучения грамоте при знакомстве с понятием «предложение» (см. соответствующую лекцию).
· Правила о правописании слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу изучаются на уроках знакомства с соответствующими буквами. Способы могут быть различными: сообщение правила; рассказывание сказки о «споре» букв; исторический комментарий о том, что когда-то звуки [ж, ш] были мягкими, а [ч] и [щ] – твердыми. Звуки изменили свой характер, а написание закрепилось и сохранилось до сих пор.
· Правила о написании заглавной буквы в именах собственных сообщаются учащимися постепенно по мере появления соответствующих слов на страницах букваря и прописи.
· Работа над правилами переноса носит сугубо практический характер. Она начинается тогда, когда у детей при письме появляется необходимость переноса слов со строки на строку. Сообщается общая норма: слово переносятся по слогам. Правило не переносить на другую строку и не оставлять на строке одну букву, даже если она равна слогу, – желательно также объяснить, так как такие случаи часто встречаются в практике письме. Остальные исключения из этого правила (перенос слов с ь, й, слов с удвоенными согласными) сообщаются позже, во 2 классе.
3.
Одно из направлений орфографической работы в период обучения грамоте – работа над орфографической зоркостью.
Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать орфограммы в момент письма.
Для успешного формирования умений находить орфограммы необходимо:
а) обеспечить различение детьми понятий звук и буква;
|
б) развитие всего комплекса фонетических умений;
в) познакомит детей с признаками наиболее частотных орфограмм;
г) систематически тренировать в выявлении орфограмм при выполнении специальных упражнений.
В период обучения грамоте сам термин орфограмма не вводится, вместо него дети используют термин «опасное при письме место».
Рассмотрим, как познакомить детей с признаками наиболее частотных орфограмм (опасными местами).
В букваре М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко первое знакомство с «опасностями письма» начинается в добукварный период, когда дети знакомятся с понятием предложения и учатся записывать его схемой. «Опасными при письме местами» для детей становятся заглавная буква в начале предложения, пробелы между словами и точка в конце предложения. На уроках письма дети при записи предложения схемой эти места подчеркивают.
Следующий шаг в формировании понятия «опасное при письме место» приходится на букварный период, после того, как дети овладеют всем комплексом фонетических умений и узнают необходимое количество букв. В этот период дети усваивают понятие «опасные при письме места» на месте гласных, а затем и согласных.
Какое понимание орфограммы должно быть у учителя, чтобы грамотно организовать работу над орфографической зоркостью?
У учителя должно быть понимание орфограммы как такого звука, на месте которого возможен выбор букв. Это место нельзя писать по слуху, поскольку на месте звука может быть другая буква, не совпадающая по названию со слышимым звуком. Именно такое представление об орфограмме (опасного места) положено в основу работы над орфографической зоркостью. Учащимся важно показать: на месте одного и того же звука могут писаться разные буквы.
Например, в букваре М.С, Соловейчик для формирования понятия «опасного места» среди гласных учащимся предлагаются для анализа слова, «лиса» и «леса» из русской народной сказки: «Несет меня лиса за синие леса».
Из произнесенной учителем фразы выделяются слова, которые звучат одинаково (лиса – леса). Проводится звуковой анализ слов, устанавливается, что первый гласный звук в этих словах – [и]. Уточняется, что он безударный.
- А теперь посмотрим, как пишутся эти слова (открываются заранее записанные на доске слова.). Прочитаем первое слово (лиса). Какой буквой обозначен звук [и]? (Буквой «и»). Прочитаем второе слова (леса). Какой буквой здесь обозначен звук [и]? (Буквой «е»).
- Посмотрите, какой хитрый безударный звук [и]. Он может быть обозначен то буквой «и», то буквой «е». Давайте это покажем на схеме:
Е
[И]
И
- Можно ли доверять при письме этому хитрому звуку? (Нет).
Далее дети наблюдают, как на письме обозначается безударный звук [а] (тр а ва – др о ва) и делают общий вывод о том, что безударным гласным звукам [и] [а] на письме доверять нельзя, это опасные места в словах.
Примерно так же организуется работа по ознакомлению с опасными местами для согласных звуков.
По мере изучения сочетаний жи, ши, ча, ща круг изучаемых орфограмм расширяется. Но для этих орфограмм дети узнают правила написания.
Таким образом, в период обучения грамоте первоклассники знакомятся с некоторыми правилами письма, а также с опознавательными признаками орфограмм для гласных и согласных. Все эти сведения можно в обобщенном виде представить в таблице. Она может быть примерно следующей.
Опасные при письме места.
└──_ ── _ ── _ ──.
• •
|
ча – ща
чу – щу •
Подобная таблица (ее постепенное заполнение, а также обращение к ней на уроках письма) поможет детям усвоить круг распространенных орфограмм (опасных мест), с которыми дети сталкиваются при письме.
Однако это усвоение будет более полноценным, если учитель будет постоянно использовать в своей работе упражнения на тренировку орфографической зоркости учащихся.
Для тренировки в определении опасных мест разработаны специальные упражнения.
1 группа упражнений – упражнения при восприятии материала на слух.
2 группа упражнений – упражнения при зрительном восприятии.
Упражнения при восприятии материала на слух.
1. Определить, есть ли опасные места в произнесенном слове.
Игры: Найди «опасное место».
- Я буду произносить слово, а вы хлопните, как только услышите звук, которому нельзя доверять.
- «Светофор». Покажите красный сигнал светофора, как только найдете опасное место.
- «Зажги маячок». Под схемы-модели кладутся красные кружочки под «опасными» местами.
2. Фонетико-орфографический разбор: дорожка
- составление звуковой схемы слова (из фишек, карандашом в тетради); в схеме на опасных места кладутся красные кружочки или эти места помечаются ручкой точками.
3. Печатание отдельных слов с пропусками «опасных мест» по следам фонетико-орфографического разбора.
Составляется звуковая схема, выясняются опасные места. (Звук безударный, это опасное место, обозначить буквой не могу, оставляю пропуск.)
Такое письмо включает три такта: сначала строится схема-модель, затем в схеме-модели находится опасное место, а затем неопасные места обозначаются буквами, на месте опасного места оставляется пропуск.
4.Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм.