МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




 

Возрастные возможности

На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку,— они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно.

В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку.

На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, плясками. Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество как своего исполнения, так и движений сверстников.

В играх, танцах дети прекрасно владеют чувством партнера, стремятся согласованно двигаться в паре, хороводе.

Ребенок инициативен и активен как в музыкально-игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные возможности для овладения в совершенстве музыкально-ритмической деятельностью. Однако необходимо помнить, что, хотя они уже способны исполнять довольно крупные композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог должен обязательно учитывать группу здоровья каждого ребенка.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Приобщить ребенка к азбуке седьмой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для дошкольников:

• Развивать музыкально-эстетическое восприятие игрового и танцевального (детского народного, бального и современного) репертуара разного характера и содержания, разработанного прежде всего на основе родных мелодий; формировать опыт ценностных ориентаций к миру родных национальных игр, хороводов, плясок; на этом репертуаре воспитывать любовь к Родине.

• Формировать музыкально-двигательные представления: побуждать запоминать, называть наиболее часто воспринимаемые в течение года игры, хороводы, пляски и т. п.

• Развивать музыкально-эстетическое сознание в процессе восприятия музыкально-ритмического репертуара:

— сформировать устойчивую потребность к восприятию музыки танцев, хороводов, игр; узнавать произведения, знать написавших их композиторов;

— развить музыкальное мышление, сравнивая характер, содержание, средства музыкальной выразительности различного игрового и танцевального репертуара, находить в нем общее и различное;

— развить воображение, прежде всего в процессе музыкально - игрового и танцевального творчества;

— сформировать эстетический вкус ребенка в процессе приобщения к музыкально-ритмической культуре.

• Развить целостное восприятие музыкально - ритмического репертуара:

— научить различать все его основные виды (упражнения, игры, танцы);

— побуждать воспринимать выразительность музыки и движений; научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание музыки и движений в различных частях, фразах:

оттенки настроения, характера (в том числе мужественного, таинственного);

яркие интонации (в том числе грозные, пугливые);

развитие музыкальных образов, особенности взаимодействия двух-трех образов.

• Развить довольно тонкое дифференцированное восприятие игры, хоровода, танца, упражнения, этюда, согласованности в них музыки и движений:

— научить воспринимать изменение одновременно нескольких выразительных средств; называть их правильно; легко их сравнивать, выделять, обобщать в любых сочетаниях:

музыкальных — различать смену разнообразного темпа, а также ускорение и замедление его; смену динамических оттенков, а также усиление или ослабление звучания; смену разнообразного метроритма (в том числе синкопированного) в отдельных частях, фразах; изменение регистровой окраски произведения;

внемузыкальных — вербальных (обращать внимание на выразительную певческую дикцию в хороводе, на смысл слов для эмоциональной передачи музыкального игрового образа), невербальных (учить отмечать, сравнивать, выделять изменение выразительности (поза, движения, мимика) исполнителя в игре, хороводе, танце, упражнении, этюде) в связи с изменением эмоционально-образного содержания музыки; обращать внимание на костюм исполнителя, на его значение для выразительности исполнения художественного музыкально-ритмического репертуара;

— различать трехчастную форму танцев, игр и т. п.

• Развить музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков и их воспроизведение в музыкально-ритмических движениях; побуждать воспринимать, менять движения в соответствии с изменениями:

— акцента в ритмических рисунках польки, вальса, марша, русского переменного и русского дробного шага и др.;

— динамических отношений (f, mf, р, рр), крещендо, диминуэндо);

— тембров звучания различных музыкальных инструментов;

— темпа, его ускорения и замедления.

• Приобщить к восприятию азбуки седьмой ступени музыкально-ритмических движений; развивать восприятие, понимание способов их выполнения и согласованности с музыкой (отличать правильный способ выполнения движений от неправильного); чувствовать необходимость смены их в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности:

— основные движения:

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба спортивная, энергичная. Ходьба спокойная, осторожная, на полупальцах.   Бег стремительный Бег легкий, острый, Ходьба бодрым шагом. Ходьба пружинистым шагом.   Ходьба на четвереньках. Ходьба гусиным шагом, Ходьба на носочках с поднятыми вверх руками.   Ходьба тихая, осторожная (сужая круг). Ходьба пружинистым шагом, спиной вперед (расширяя круг).   Ходьба, бег в различных ритмах.     с характером музыки: мужественным, таинственным;   со средствами музыкальной выразительности: темпом — очень быстрым, быстрым, с замедлением (ускорением) темпа, медленным; регистрами — низким, средним, высоким;   динамикой звучания — ослаблением звука, усилением звука; метроритмом — разнообразными ритмическими рисунками в частях, периодах, фразах.

 

— движения сюжетно-образной драматизации: воспринимать в них передачу особенностей взаимодействия двух-трех контрастных художественных образов (игровых персонажей) в зависимости от специфики эмоционально-образного содержания музыки, ее формы (двух -, трехчастной), характера и средств выразительности (музыкальных и внемузыкальных);

— танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальные шаги — простой тройной шаг, простой каблучный шаг, русский переменный шаг, русский тройной дробный шаг (с притопом на сильную долю), шаг русской кадрили; танцевальные движения — тройные дроби (в различном варианте и темпе), присядка (в различном варианте и темпе), падебаск (для девочек), кружение на припадание (вариант для девочек, мальчиков) и др. (по усмотрению педагога и с учетом обученности детей);

другие народные танцы: танцевальные шаги — украинский «бегунец», белорусская полька и др. (по усмотрению педагога);

танцевальные движения — украинского танца «ковырялочка» (усложненный вариант), падебаск, «веревочка», «ручеек» и другие движения (по усмотрению педагога);

детский бальный танец: танцевальные шаги польки, полонеза, вальса (упрощенный вариант), краковяка (по усмотрению педагога);

танцевальные движения — наиболее простые движения вышеуказанных танцев, исполняемые весьма выразительно, легко, грациозно;

современный детский игровой танец:

танцевальные шаги из современных ритмических танцев, доступные детям по координации;

танцевальные движения — разнонаправленные движения для рук и ног, повороты корпусом, выполняемые под современную ритмическую музыку, позволяющую детям исполнять понятную им сюжетную танцевальную композицию;

— побуждать запоминать название танца;

— учить понимать более сложную композицию (игры, танца), форму (танца), последовательность движений, моделировать их на бумаге, фланелеграфе.

• Учить воспринимать, понимать ориентировку в пространстве: перестроение из ходьбы друг за другом четверками в четыре колонны, в четыре шеренги; варианты хороводных композиций — «змейка», «спираль», «воротики» и др.; моделировать все перестроения.

• Содействовать творческой самостоятельной активности ребенка в выражении своей оценки воспринятого художественного музыкально-ритмического репертуара; передавать свои впечатления в творческой художественной исполнительской деятельности — художественно-речевой певческой, рисунке.

II. Приобщить ребенка к азбуке седьмой ступени детской исполнительской музыкально-ритмической деятельности (сохранять, беречь физическое и психическое здоровье; обеспечивать каждому ребенку эмоциональное благополучие), научить выразительному исполнению детского репертуара (народного, классического бального и современного направления) различной тематики и содержания, в основном связанного с национальным искусством:

• Содействовать выразительному осознанному целостному исполнению композиции игры, формы танца, понимая эмоционально-образное содержание музыки, его изменения в различных частях в связи со сменой характера (в том числе мужественного таинственного), наиболее ярких интонаций (грозной, пугливой), особенностей взаимодействия двух-трех музыкальных образов.

• Научить детей при освоении движений дифференцированно подходить к пониманию изменения средств выразительности:

— музыкальных: ускорение и замедление темпа, ослабление, усиление динамики звучания и др.;

— внемузыкальных: изменение выразительности движения, жеста, мимики (в связи с изменением эмоционально-образного содержания музыки); использование выразительности певческой дикции в хороводе и т. п.

• Обучать азбуке седьмой ступени способов исполнения музыкально - ритмических движений (Учитывать группу здоровья каждого ребенка), опираясь на имеющиеся музыкально-двигательные представления развивать изящность их исполнения:

основные движения:

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба спортивная, энергичная. Ходьба спокойная, осторожная, на полупальцах.   Бег стремительный Бег легкий, острый, Ходьба бодрым шагом. Ходьба пружинистым шагом.   Ходьба на четвереньках. Ходьба гусиным шагом, Ходьба на носочках с поднятыми вверх руками.   Ходьба тихая, осторожная (сужая круг). Ходьба пружинистым шагом, спиной вперед (расширяя круг).   Ходьба, бег в различных ритмах.   с характером музыки: мужественным, таинственным;   со средствами музыкальной выразительности: темпом — очень быстрым, быстрым, с замедлением (ускорением) темпа, медленным; регистрами — низким, средним, высоким;   динамикой звучания — ослаблением звука, усилением звука; метроритмом — разнообразными ритмическими рисунками в частях, периодах, фразах.

• Движения сюжетно-образной драматизации: побуждать передавать особенности взаимодействия двух-трех контрастных художественных музыкальных образов (игровых персонажей) в зависимости от специфики эмоционально-образного содержания музыки, формы (двух-, трехчастной), характера и средств выразительности:

— танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальные шаги — простой тройной шаг, простой каблучный шаг, русский переменный шаг русский тройной дробный шаг (с притопом на сильную долю), шаг русской кадрили и др. (по усмотрению педагога); танцевальные движения — тройные дроби (в различном варианте и темпе), присядка (в различном варианте и темпе), падебаск (для девочек), кружение на припадание (вариант для девочек, мальчиков) и др. (по усмотрению педагога);

танцы других народов (украинский, белорусский): танцевальные шаги — украинский «бегунец», белорусская полька; танце вальные движения украинского танца: «ковырялочка» (усложненный вариант), падебаск, «веревочка», «ручеек» и другие движения (по усмотрению педагога);

детский бальный танец:

танцевальные шаги польки, полонеза, вальса (упрощенный вариант), краковяка, менуэта (по усмотрению педагога);

танцевальные движения — наиболее простые движения в указанных танцах, но исполняемые весьма выразительно, грациозно;

современный детский игровой танец:

танцевальные шаги из современных ритмических танцев, доступные детям по координации и исполнению; танцевальные движения — разнонаправленные движения для рук и ног, повороты корпусом, выполняемые под современную ритмическую музыку, позволяющую детям исполнять понятную им сюжетную танцевальную композицию.

• Побуждать к пониманию особенностей движений, добиваясь точности, ритмичности, пластичности, легкости исполнения.

• Побуждать запоминать названия упражнений, игр, танцев; учить понимать их форму, последовательность движений; моделировать их (в различных вариантах).

• Совершенствовать ориентировку в пространстве: учить перестраиваться из ходьбы друг за другом четверками в четыре колонны или в четыре шеренги; из них в четыре круга и т. п.; учить вариантам хороводных композиций («змейка, «спираль», «воротики» и др.); моделировать все перестроения.

• Побуждать весь освоенный репертуар исполнять самостоятельно в организованной деятельности, а также в повседневной жизнедеятельности в детском саду и семье.

• Побуждать к самостоятельности в выражении оценки исполненного репертуара в эстетических суждениях, а также к передаче своего отношения к нему в творческой исполнительской деятельности — в певческих импровизациях, рисунке.

III. Приобщить ребенка к азбуке седьмой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества:

• Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения фиксированных танцев и постановочных игр.

• Побуждать к творческой передаче действий персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах.

• Побуждать импровизировать песни, передавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки.

• Побуждать в игровых импровизациях к поиску движений, помогающих детям более точно передавать особенности содержания и характера музыки.

• Побуждать к импровизированным переплясам (индивидуальным, подгрупповым) на народную или современную музыку.

• Побуждать (на основе знакомых движений) придумывать новые танцы на предложенную педагогом музыку (варианты: индивидуальный, групповой).

• Побуждать ребенка, группу детей сочинять свой танец на предложенную музыку по предложенному условно-схематическому рисунку (схеме формы танца) и исполнить его.

 

 

Репертуар

Упражнения

Основные:

«Не будь зевакой». Музыка М. Глинки.

«Чьи дирижеры лучше?». Русская народная мелодия.

«Поезд». Музыка М. Старокадомского.

«Слушай». Музыка Ф. Шуберта.

«Передай мяч». Музыка М. Глинки.

«Будь внимательным». Музыка И. Гайдна.

 

Образные:

«Наши гости». Русская народная мелодия «Коробейники».

«Ветер, дождь и пузыри по лужам». Без музыки.

«Марш Утки». Автор неизвестен.

«Дыхание и трепет». К. Черни.

«Шарманщик поет». П. Чайковский.

«Бабочки». Ф. Гершова.

 

Подготовительные:

Серия упражнений «Танцевальная школа» для освоения всех танцевальных шагов и движений, предусмотренных программой.

 

Игры

 

С пением:

«Плетень». Русская народная мелодия.

«Гори, гори ясно...». Русская народная мелодия.

«Пойду ль, выйду ль я…». Русская народная мелодия.

«В хороводе были мы». Русская народная мелодия в обр. Б. Добровольского.

«Красный платочек». Чешская народная мелодия.

«Хочешь, чтобы вырос сад». Английская народная мелодия в обр. А. Долухоняна.

«Хоровод». Английская народная мелодия.

 

Под инструментальную музыку:

«Колобок». Русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой.

«Ищи». Музыка Т. Ломовой.

«Поездка за город». Музыка В. Герчик.

«Зимняя игра». Музыка М. Чулаки.

«Узнай по голосу. Музыка В. Ребикова.

«Затейник». Музыка Ф. Шуберта.

«Игра с двумя шариками». «Экосез». А. Гурилев.

«Третий лишний». Музыка И. Саца.

 

Музыкально - дидактические:

«Бубенчики». Музыка Е. Тиличеевой.

«Охотники и зайцы». Музыка Е. Тиличеевой.

«Наш оркестр». Музыка Е. Тиличеевой.

 

Танцы

Общие парные:

«Кадриль». А. Абрамов.

«Сударушка». Русская народная мелодия в обр. Ю. Слонова.

«Русский танец». Русская народная мелодия.

Белорусский танец». Белорусская народная мелодия.

«Украинский танец». Украинская народная мелодия.

«Падеграс». Т. Ломова.

«Полонез». А. Сарторио.

«Вальс в парах». Автор неизвестен.

«Брейк-данс». А. Абелян.

«Современный танец». Л. Олеас.

«Чарли». Р. Паулс.

 

Хороводные:

«К нам приходит Новый год…». В. Герчик.

«Хоровод с подснежниками». Украинская народная мелодия.

«Хоровод цветов». «Веснянка». Ю. Слонов.

«Прялица». Русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой.

«Хоровод дружбы». Музыка Е. Тиличеевой.

«Веночек». Венгерская народная мелодия.

«Березонька». Русская народная мелодия.

 

Подгрупповые:

«Петрушки с барабанчиками». Музыка И. Штрауса.

«Танец снежинок». Музыка П. Чайковского.

«Танец моряков». Русская народная мелодия «Яблочко».

«Новый бант». О. Хромушин.

«У меня есть сарафан...» З.Люзинская.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: