Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, консультации, коллоквиумы, различные виды самостоятельно работы студентов (реферирование и аннотирование источников, составление библиографических списков, творческие задания), контрольные работы, научно-исследовательская работа по выбранной теме.
При проведении занятий планируется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой: дискуссия, анализ художественных текстов русской литературы, трудов выдающихся литературоведов и теоретиков, создание теоретико-литературных эссе, работа со словарями и энциклопедиями, в том числе электронными, коллоквиумы по ключевым проблемам литературы и литературной жизни, изучение теоретической литературы, конференция, работа Интернет-форума, на котором студенты и преподаватели обсуждают темы, проблемы и литературные явления, оставшиеся за границами лекционных занятий.
Планы практических и семинарских занятий
Тема 1. Филология как наука: объект и предмет изучения [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Проблема определения филологии. В поисках предмета современной филологии, идеи С.С. Аверинцева, Г.О. Винокура, Д.С. Лихачева, Ю.В. Рождественского, Ю.С. Степанова:
· филология как изучение языка;
· филология как обработка текста;
· филология как история национальной культуры, выраженная в слове.
3. Современная филология как совокупность научных дисциплин,
изучающих язык и созданные при помощи языка тексты – как выражение
культуры человечества.
4. Дифференциация (классификация) филологии в зависимости от аспекта изучения текста: языкознание, литературоведение, фольклористика. Проницаемость границ между ними.
5. Современное литературоведение как предмет изучения.
6. Статус филологии в современном мире. Связи с другими науками.
Литература основная
Аверинцев С.С. Филология // Большая советская энциклопедия (БСЭ). Изд. 3. Т. 27. – М., 1977.– С. 410–412.
Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высш. шк., 1989.
[Электронный ресурс]. URL: http: / / www.gumer.info / bibliotek_Buks / Linguist / Lih / index.php
Степанов Ю.В. Слово // Philologica. 1994. М. 1. № 1 / 2. Р. 11—31. [Электронныйресурс]. URL:http: / / www.rvb.ru /philologica / 01 / 01stepanov.htm
Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук.– М., 2000. – С. 51.
Литература дополнительная
Археология // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. – С. 331–332.
Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.
Лихачев Д.С. Текстология. СПб., 2001.
Николаева Т.М. Текст // Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. –М., 1979. – С. 348.
Николаева Т.М. Текст // Энциклопедический литературный словарь. – М., 1990. – С. 507.
Палеография // КЛЭ. Т. 5. – С. 545–546.
Степанов Ю.С. Языкознание // Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 423.
Толстой Н.И. Славянская филология // Энциклопедический словарь юного филолога (ЭСЮФ). – М., 1984. – С. 280.
Фольклористика // КЛЭ. Т. 8. – С. 32–35.
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)
https://www.feb-web.ru
Тема 2. Основы гуманитарного познания[ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
Герменевтическая методология представляет важнейшую составляющую современного гуманитарного знания. Ее суть сводится к тому, что исследователь доверяет собственной интуиции в познании истины. На основании предложенного В. Дильтеем герменевтического учения была разработана соответствующая онтология, как механизма познания, так и мира в целом. В его трудах определены основные понятия гуманитарного знания: язык, понимание, смыл, истолкование.
1. Идея В.Г.Ф. Гегеля о единстве познаваемого и познающего. Диалектическая методология познания.
2. «Воля» Шопенгауэра как новая самодостаточная субстанция любых, в том числе и познавательных процессов.
3. Свобода познающего индивида на фоне романтического престижа: идеи Ницше.
4. Философия понимания, предложенная В. Дильтеем:
· обоснование общезначимости понимания;
· понимание как процесс;
· переживание, выражение и ценность в процессе познания;
· границы понимания в философии Дильтея.
5. Понимание и объяснение в современной науке: граница между точным и гуманитарным знанием.
6. Понимание и объяснение в гуманитарных науках.
7. Понятия современной филологической методологии:
· Значение.
· Понимание.
· Смысл.
· Текст.
· Истолкование.
8. Герменевтическая методология в литературоведении.
Литература основная:
Герменевтика. Герменевтический круг. Герметизм. Значение. Понимание. Смысл. Текст // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / гл. ред. И.Т. Касавин. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 144–148.
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 135–152.
Калиниченко В.В. Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 128–134.
Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. С. – 404–412.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Кронус, 2011. – С. 355–378.
Литература дополнительная:
Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / пер. с нем.: Е.В. Борисов. – М.: Канон+, 2011. – 144 с.
Гадамер. Г.-Г. Истина и метод. – М., 1988.
«Истина и метод» Х. Гадамера // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 329–330.
Гегель. Дильтей. Ницше. Шопенгауэр // Философская энциклопедия. Философский энциклопедический словарь (изд. с 1989). Современная западная философия (1990 или 1998).
Два текста о Дильтее (Г. Шпет, М. Хайдеггер). – М., 1995.
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. – М., 1995.
«Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике» П. Рикёра // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 386–387.
Рикёр П. История, память, забвение. – М., 2004.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2001.
Тема 3. Рациональное и интуитивное в гуманитарном познании [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
Современное гуманитарное познаниесочетает в себе дедуктивную доказательность и общественную значимость результата. Сомнение в возможности и убедительности аналитических методов в гуманитарном познании ведет к усилению позиции интуитивизма. С этих позиций осуществляется критика аналитики.
1. Классическая и неклассическая наука.
2. Концепции истины в классической и неклассической науке.
3. Рациональность в классической и неклассической науке.
4. Историзм и психологизм в гуманитарном познании.
5. Экзистенциальная истина.
6. Истина и правда в гуманитарном познании.
7. Рациональное, объективное и истинное в гуманитарных науках.
Литература основная:
Анализ. Анализ и синтез. Аналитика основоположений. Аналитика понятий. Истина. «Истина и метод» Х. Гадамера. Интуиционистская логика. Интуиция. Интуиция интеллектуальная. Истина и правда. Рационализм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 40–48. С. 305–310. С. 323–331. С. 803–806.
Ильин В.В. Философия и история науки: учебник. – 2- изд, доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – С. 301–328.
«Классический и неклассический идеалы рациональности» М.К. Мамардашвили // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 359–360.
Литература дополнительная:
Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. – М., 1992.
Патнэм Х. Разум, истина и история. – М., 2002.
Рикёр П. Справедливое. – М., 2005.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – С. 522–529.
Тема 4. Актуальные тенденции современной филологии [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
В современной филологии отмечается тенденция к методологическому и терминологическому сближению лингвистики и литературоведения. Этим объясняется взаимное тяготение двух основных составляющих филологии. Новая тенденция в развитии филологии обусловила расширенное толкование объекта изучения.
1. Определите язык как объект современной филологии.
2. Аспекты изучения языка в филологических науках
3. Определите текст как объект современной филологии.
4. Поясните расхождения в традиционном и современном понимании текста.
5. Изучение текста в филологических науках.
6. Homo loguens как объект современной филологии.
7. Антропоцентризм современного филологического познания.
Литература основная:
Чувакин А.А. Основы филологии: учеб. пособие. – М.: Флинта-Наука, 2011. – С. 67–183.
Литература дополнительная:
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С. 413–423.
Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000. – С. 263–298.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 82–92.
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985. – С. 346–359.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., 1996. – С. 87–114.
Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. – М., 2008. – С. 188–193.
Николина Н.А. Художественный текст как объект филологического анализа. Признаки художественного текста // Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Изд. Цент. «Академия», 2003. – С. 11–25.
Тема 5. Методология современной текстологии [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Природа литературного текста. Литературный текст как объект текстологии. Основной, канонический, дефинитивный, истинный текст.
2. Художественный текст как изменчивая величина (авторские и не авторские изменения). Различение истории текста и творческой истории произведения. Атрибуция, датировка, локализация текста. Вариант и редакция.
3. Современные методики рас познавания автора текста.
4. Основные понятия истории текста: рукопись, список, копия, автограф, авторизованная копия, редакция, вариант.
5. Филолог как «профессиональный читатель». Источники текстологического изучения.
6. Критика текста – освобождение от любого рода искажений и не авторских вторжений.
7. Рукописи и копии произведений, черновой автограф и авторская редакция текста (авторизованная копия).
8. Место и значение текстологического анализа в литературоведческом исследовании.
Литература основная:
Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. – М.: Наука, 2006. – С.14–30. Громова-Опульская Л.Д. Текст и произведение: связь / противостояние // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. – М.: Наука, 2005. – С. 482–487.
Введение в литературоведение: учебник для вузов / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. — 2-е изд., испр. — М.: Оникс, 2007. — С. 97–147. С. 508–521.
Литература дополнительна:
Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. —
2-е изд., перераб., доп. — М.: Высшая школа, 2006. — С. 521–533.
Елина, Е.Г. Текстология [Текст] / Е.Г. Елина [и др.] // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. —
М.: Интелвак, 2003.
Матевосян Е. Проблема реконструкции источников текста (на примере романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина») // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. - М.: ОГИ, 2003. – С.266-274.
Жданов В.А. Описание рукописей художественных произведений Толстого. – М.,1955.
Нечаева В. С. Проблема установления текстов в изданиях литературных произведений XIX–XX веков // Вопросы текстологии. – М., 1957. – С. 33–43. Мильчин А.Э Текст документов, воспроизводимых по архивным источникам // Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: ОЛМА-Пресс, 2005. С.169-183.
От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства / под ред. Л.В. Милова. – М.: Прогресс, 1994.
Марусенко М.А. Атрибуция анонимных и псевдоанонимных произведений методом распознавания образов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Прохоров Е. И. Предмет, метод и объем текстологии как науки // Русская литература. – 1965. – №3. – С. 147–155.
Современная текстология: теория и практика: Сб. докл. – М., 1997. Фрейденберг, О.В. Мифология и литература древности [Текст]. — 3-е изд, испр. и доп. — Екатеринбург: У-Фактор, 2008. — 896 с.
Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст]: учебник — М.: Высш. шк., 1999. — 398 с.
Хмелев Д.В. Распознавание автора текста с использованием цепей А.А. Маркова // Вестник Московского ун-та. Сер. 9, Филология. – 2000. – №2. – С.115–126.
Тема 6. «Картина мира» в изучении художественного текста [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Ознакомьтесь с материалом раздела и фундаментальными исследованиями по когнитивистике, предложенными в списке литературы.
2. Расскажите о базовом элементе мировидения человека – «картине мира».
3. Как вы поняли характеристику картины мира в ее не объективированном и объективированном состоянии?
4. Дайте определение концепту как основной категории когнитивной науки: Определите ее структуру.
5. В каких слоях концепта (активно-образном или оценочном) в наибольшей степени аккумулируются индивидуально-личностные авторские смыслы?
6. Что такое языковая и концептуальная картина мира?
7. Раскройте сущность универсальной, национальной и индивидуально-личностной составляющих картины мира.
8. Охарактеризуйте понятия художественной картины мира и картины мира автора художественного текста (авторской картины мира). Скажите, какие из составляющих авторской картины мира являются наиболее значимыми и почему?
9. Проанализируйте текст или фрагмент текста произведений Вашего основного исследования по следующему плану:
· выявите средства объективации авторской картины мира;
· выделите те из них, которые образуют ассоциативно-образный и оценочный слои авторской картины мира и позволяют делать выводы о запечатленной в художественном тексте специфике авторского мировосприятия, мироосмысления и мирооценки;
· приведите примеры не объективированной и объективированной картины мира персонажа (квазисубъекта), применяя к ним понятие «концепта».
Используйте в качестве возможного алгоритм анализа концептуального пространства текста, предложенный в книге: Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2003. С. 60–61.
Литература основная:
Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 121–166.
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Текст как ментальный акт: структуры мысли vs структуры выражения // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 130–172.
Литература дополнительная:
Никитин М. В. Основания когнитивной семантики: учеб. пособие / М. В. Никитин; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 277 с. (эл. ресурс. РГБ).
Краткийсловарькогнитивныхтерминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филол. фак. МГУ, 1996. – 245 с. (эл. ресурс РГБ).
Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб., 1996.
Элиот Т. С. Назначение поэзии. – Киев; М., 1997.
Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие / М.В. Строганов; М-во образования РФ. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 189 с.
Тема 7. Дискурсивный подход к изучению художественного текста [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Ознакомьтесь, используя современные справочные издания, с определениями следующих понятий: антропоцентризм, диалог, диалогизм, адерсованность, дискурс, точка зрения, образ автора. Сравните их с приведенными ниже. Охарактеризуйте подробно их содержание.
2. Чем обусловлена актуальность этих понятий на современном этапе развития филологии?
3. Дискурс – объект междисциплинарного научного анализа.
4. Сравните следующие определения понятия «дискурс»:
· то же, что и речь, любое конкретное высказывание то, что является предметом исследования «грамматики текста», изучающей последовательность отдельных высказываний;
· воздействие высказывания на его получателя (в единстве понятые субъект высказывания, адресат, момент и место высказывания);
· речь, присваиваемая говорящим при эксплицитном вмешательстве субъекта высказывания;
· обозначение системы ограничений, которые накладываются на высказывание в силу определенной социальной или идеологической позиции (феминистский, административный дискурс).
5. В чем сходны и в чем различны между собой понятия «дискурс» и «текст».
6. Какими средствами для выражения авторской позиции обладает художественный текст?
7. Проанализируйте текст (или фрагмент текста) Вашего основного исследования с точки зрения способов создания образа автора.
Антропоцентризм – признание человека точкой отсчета языкового анализа (Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века).
Диалог – 1) композиционно-речевая форма жизненного высказывания (разговор двух или нескольких лиц);
2) всякое речевое общение;
3) речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный);
4) вторичный жанр – диалог философский, риторический, художественный;
5) конститутивная черта определенного типа романа (полифонического);
6) жизненная, философская, эстетическая позиция;
7) формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог (Литературная энциклопедия терминов и понятий).
Диалогизм – направление в философии первой половины ХХ века, ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога – в качестве отношения к другому как к «Ты» (Новейший философский словарь).
Адресованность – свойство текста как вербального объекта, посредством которого опредмечивается представление о предполагаемом адресате текста и особенностях его интерпретационной деятельности (Воробьева О. П. Л ингвистические аспекты адресованности художественного текста (одноязычная и межязыковая коммуникация).
Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь» (Языкознание. Большой энциклопедический словарь).
Точка зрения – положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, в пространстве, в социально_идеологической и языковой среде), которое определяет его кругозор как в отношении объема (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого и выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора (Литературная энциклопедия терминов и понятий).
Образ автора – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого (Виноградов В.В. О теории художественной речи).
Литература основная:
Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 167–240.
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Дискурсивные и коммуникативные параметры текста Дискурсивные и коммуникативные параметры текста // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 177–207.
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Автор как ведущая смысловая категория художественного текста // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – С. 219–258.
Литература дополнительная:
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.
Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст–1985. – М., 1986. – С. 254–267.
Воробьева О. П. Текстовые категории и фактор адресата. – Киев, 1993.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста. – М., 2005.
Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М., 2004.
Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М., 1996.
Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.
Никитин М. В. Основания когнитивной семантики: учеб. пособие / М. В. Никитин; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 277 с. (эл. ресурс. РГБ).
Элиот Т. С. Назначение поэзии. – Киев; М., 1997.
Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие / М.В. Строганов; М-во образования РФ. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 189 с.
Тема 8. Диалогизм как принцип филологического исследования [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Антропонимическая диада «Я–Другой / -ие» в литературном творчестве: автор и читатель.
2. Дайте основные характеристики термину «автор» в литературоведении. Каковы причины многозначности этого слова?
3. Диалог как способ изучения человека и человеческого в гуманитарных науках.
4. М. Бахтин о совпадении «сознающего с сознаваемым» в литературной коммуникации и изучении литературно-художественного текста.
5. В чем, на ваш взгляд, состоят сходства и различия позиций «обыкновенного» читателя, с одной стороны, и филолога – интерпретатора литературного текста, с другой?
Литература основная:
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Диалогизм литературного текста // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – С. 199–207.
Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – С. 404–412.
Литература дополнительная:
Щирова И. А., Тураева З. Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы. – СПб., 2005.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. – М., 1979. – С. 294–320.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского» // Собр. соч. в 7 т. Т. 6. – Калуга: Облиздат, 2002. – 799 с.
Одинцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов; отв. ред. А. И. Горшков. – Изд. 5-е. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – 261 с.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с фр. / М. Фуко; [Вступ. ст. Н. С. Автономовой, с. 7-27].– СПб.: "Талисман", 1994.– – 405 с.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - Изд. 6-е. – М.: URSS, 2007. –264 с.
Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения автора // Страницы истории русской литературы: к 80-летию Н. Ф. Бельчикова: [сборник] / Акад. наук СССР, Отд-ние яз. и лит.; [отв. ред. Д.Ф. Марков]. – М.: Наука, 1971. – 446 с.
Тема 9. Виды интерпретации [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Определите понятия «понимание» и «интерпретация». Сравните их.
2. Как разграничиваются смысл и значение художественного текста?
3. Интерпретация как реконструкция авторского смысла (герменевтика).
4. Традиционная и поздняя герменевтика.
5. Интерпретация как конструирование смысла читателем (рецептивная эстетика).
6. Интерпретация как дешифровка текстового кода (структурализм).
7. «Свободная игра активной интерпретации» (постструктуралистско –деконструктивистско-постмодернистский комплекс идей).
8. Основываясь на материалах раздела и дополнительных теоретических, энциклопедических и словарных источниках, приведите определения следующих ключевых понятий, традиционно используемых для характеристики постструктуралистко-деконструктивистско-постмодернистского комплекса идей:
ризома; текст_удовольствие vs. текст_наслаждение; · авторитет письма; деконструкция; децентрация; полилог; рассеяние смысла; свободная игра активной интерпретации; смерть автора; скриптор; коллаж; пастиш; эпистемологическая неуверенность.
Литература основная:
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Интерпретация текста: проблемы, подходы, возможные решения // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 266–296.
Литература дополнительная:
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. – С. 414–422. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М., 2001.
Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. – С. 69–78.
Залевская А.А. Текст и его понимание / А. А. Залевская; М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 177 с.
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. – М., 2000.
Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев; Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). – 2. изд., доп. – СПб.: БЛИЦ, 1999. – 190 с.
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М. Мамардашвили. – М.: Моск. шк. полит. исслед., 2001. – 412 с.
Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Сов. писатель, 1986 – 478 с.
Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ в. М., 2001.
Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник (СЗЛ). – М., 1996.
Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. – М., 1970.
Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987.
Тема 10. Актуальные тенденции современного литературоведения [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]
1. Используя словарные и энциклопедические источники, приведите определения следующих понятий: полифония; интертекстуальность; интерпретация; идиостиль.
2. Чем обусловлена актуальность этих понятий на современном этапе развития литературоведения?
3. Прокомментируйте предложенное Ю.Н. Карауловым понятие «языковой личности», характеризуемое на уровнях семантико-строевой организации текста, языковой модели мира (или тезауруса), «жизненных или ситуативных доминант» на основе произведенных ею текстов.
4. Возможно ли его применение в изучении художественного текста?
5. Объясните, как соотносится понятие антропотекста с иными частными понятиями, раскрывающими «человекомерность» текста, например социотекст и этнотекс т? Для ответа на вопрос используйте словарные и энциклопедические источники, в том числе Интернет-ресурсы.
6. Охарактеризуйте механизм адресованности художественного текста.
7. Чем объясняется значимость идеи интертекстуальности для изучения художественного текста? Приведите собственные примеры.
8. Охарактеризуйте понятие текста-прототипа и те преимущества, которые оно дает для описания текста и его категорий.
9. Объясните, что такое прототипическая интертекстуальность, и приведите ее примеры интертекстуальных включений разного рода и охарактеризуйте их.
10. Какое место занимает интерпретация художественного текста в его изучении?
Литература основная:
Зинченко В.Г. Литература и методы ее изучения [Текст]: системно-синергетический подход: учебное пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 274 с.
Зинченко,В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. –М.: Флинта, 2002. – 200с.
Основы литературоведения: учебное пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – С. 382–414.
Литература дополнительная:
Res philologica: [Сб. ст.]: Памяти акад. Г. В. Степанова (1919–1986) / АН СССР, Отд-ние лит. и яз.; отв. ред. Д. С. Лихачев. – М.; Л.: Наука, 1990. – 466 с.
Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ века: учеб-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГГУ им. Герцена, 2005. – 95 с.
Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритм обратной связи [Текст]. / Л.Г. Кайда. М.: Флинта, 2000. – 152 с.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю. М. Лотман. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. – 447 с. (Электронный ресурс РГБ).
Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / Натали Пьеге - Гро; пер. с фр. Г. К. Косикова, В. Ю. Лукасик, Б. П. Нарумова; общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. – 238 с.
Русскаяфилология: язык - литература - культура [Текст]: материалы научно-практической конференции, Омск, 30 марта 2010 года / М-во образования и науки РФ, Омский гос. пед. ун-т, Филологический фак.; [отв. ред.: Е. А. Глотова]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 167 с.
Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие / М.В. Строганов; М-во образования РФ. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 189 с.
Филология и философия в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия: [сб. науч. Докл.] / Томский МИОН, ИНО–Центр (Информация. Наука. Образование); ред. В. А. Суханов. − Томск: Изд-во ТГУ, 2006. − 430 с.
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: Книжный Дом, 2007. – 472 с.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Для текущего контроля – собеседование при приеме рефератов с оценкой (баллы), заслушивание и оценка докладов, по темам курса; два рубежных тестирования, которые проводятся перед контрольными неделями.
В течение седьмого семестра студентом создается эссе на одну из тем, подробно освещающих конкретные проблемы, обозначенные в первом разделе настоящего курса. Все работы направляются преподавателю, ведущему практикум по курсу, на электронный адрес, оцениваются и с комментариями и оценкой возвращаются студентам. Степень участия и погруженность в тему каждого студента оценивается баллами, влияющими на результаты аттестации.
Темы для написания эссе:
1. Гегелевское решение вопроса о возможности познания.
2. Историческое формирование гуманитарной методологии.
3. Иррациональные теории познания.
4. Антропоцентризм современного филологического познания.
5. Текстологический анализ в литературоведческом исследовании.
6. «Художественная картина мира» в исследуемом произведении.
7. Диалог «сознающего и сознаваемого» в литературоведческом исследовании.
8. Классическая и неклассическая герменевтика и современная филология.
9. Постмодернистское сознание в современной филологии.
10. Теория интертекстуальности в литературном творчестве.
11. Многомерность художественного текста.
Для промежуточной аттестации – проводится экзамен.
Также средством контроля является введенная в университете рейтинговая система оценки успеваемости студентов.
Примерный перечень контрольных вопросов для экзамена:
1. Понятие о гуманитарных науках в их отношении к не гуманитарным.
2. Объект и субъект гуманитарного познания.
3. Различия научного (логического) и художественного (интуитивный) способов постижения реальности.
4. Специфика литературы как объекта научного познания.
5. Литературоведение в отношении к другим гуманитарным дисциплинам.
6. Литература как вторичная знаковая система.
7. Стиль и стилистика в системе гуманитарного знания.
8. Философия и филология.
9. Философские концепции в филологии.
10. Философия идеализма и романтизм.
11. Философия материализма и реализм.
12. Классическая, неклассическая и постклассическая наука.
13. Диалектическое понимание отношений литературы к действительности.
14. Переосмысление понятий пространства и времени в современном гуманитарном познании.
15. Коммуникативность в современной филологии.
16. Психологизм в филологии.
17. Историзм современного филологического мышления.
18. Текст как объект современной филологии.
19. Диалогичность языкового сознания и приемы его изучения.
20. М.М. Бахтин о вопросах методологии гуманитарных наук.
21. Проблема взаимодействия гуманитарных наук в современных продолжающихся изданиях.
22. Соотношение объяснения и понимания в современной филологии.
23. Понимание и интерпретация в филологической методологии.
24. Общенаучные методы в современной филологии.
25. Специфика литературоведческой методологии.
26. Философско-мировоззренческий аспект в филологии.
27. Ценностные ориентиры в искусстве и научном познании.