Дистанционное занятие по музыке в 8-Б, В классах 09.02.2021г.
РАЗДЕЛ II. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
ТЕМА 1. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫВ МУЗЫКЕ. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ» (5 ч.)
У | Урок | Тема | Содержание | Слушание | Исполнение |
№ 12 | Бессмертие, властвующее над временем и пространством | Творчество Д.Б.Шостаковича. Последняя пьеса в вокальном цикле «Бессмертие». Символ вечного возрождения жизни. Выражение патриотического подъема в музыке. Вдохновенное музыкальное повествование Ф. Листа о своей родине, ее народе и истории. | Сюита Д. Шостаковича «Бессмертие» https://ipleer.com/song/121327690/D._SHostakovich_-_Syuita_-_Bessmertie/ | Л.С.Бардин «Сказки детства». https://ipleer.com/song/71314126/Skazki_detstva_-_Bardina/ |
Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Д.Шостаковича. Расширение представлений о взаимосвязи искусства и жизни Осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства. Пробуждение и развитие интереса к отечественной музыкальной культуре ХХ века.
ХОД УРОКА
На сегодняшнем уроке вам предстоит исследовать образы радости в творчестве отечественного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выявить связи между содержанием музыкальных произведений композитороа и произведениями других видов искусства.
«Бессмертие» Микеланджело и Д. Шостаковича
Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. После нелёгких испытаний, какие принёс людям XX век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.
Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано. Сюита эта была написана Шостаковичем в 1974 г. на стихи Микеланджело Буанаротти.
Стихи Микеланджело гораздо менее известны, чем его исполинские фрески и скульптуры. При жизни автора о его поэтическом наследии мало кто знал. Между тем Микеланджело писал стихи на протяжении всей своей жизни.
Микеланджело Буанаротти
Прочитайте выразительно вслух стихотворение Микеланджело «Бессмертие». О чём рассказывает нам великий ходожник? Какой заложен в нём смысл?
Здесь рок послал безвременный мне сон,
Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:
Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,
Затем, что в друге друг отображён.
Я словно б мёртв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Вслед за Микеланджело Д. Шостакович в своей Сюите поднимает вечные, важнейшие вопросы нравственности, добра и зла, жизни и смерти, любви и творчества.
Сюита состоит из частей: Истина, Утро, Любовь, Разлука, Гнев, Данте, Изгнаннику, Творчество, Ночь, Смерть, Бессмертие.
В последней – 11 части, имеющей название «Бессмертие» - Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано в 9 лет. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа. Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки. При прослушивании произведения обратите внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний музыкальных инструментов.
Слушание, музыкальный анализ 11-й части Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича:
https://ipleer.com/song/172636641/D._SHostakovich_-_F._Kuznecov_Bas_-_11.Bessmertie_-_Syuita_na_stihi_Mikelandzhelo_Buonarotti/
Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?
Д. Шостакович
Как вам теперь известно, эту мелодию композитор сочинил в детстве, а уже позже использовал в сюите.
Тема имеет светлый, идиллический характер, изложена в высоком регистре, прозрачной фактуре и тихой динамике отрывистым штрихом staccato.