Рабочая тетрадь
По дисциплине «Основы экономической теории»
Студента _________________________________________
Группы__________________________
Челябинск, 2020
Тема 1. Введение в основы экономической теории
Вопросы для обсуждения
1. Как изменялся объект исследования экономике с древнейших времен до наших
2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?
3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?
4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?
5. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы (неоклассики) считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?
Задания
Сформулируйте определение.
Экономическая теория — это наука ________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Что изучает экономическая теория:
а) законы экономического развития;
б) функционирование отраслей хозяйства;
в) механизм функционирования экономических систем;
г) все ответы верны.
3. Что из перечисленного не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории:
а) эффективное и оптимальное использование экономических ресурсов;
б) материальные и духовные потребности;
в) неограниченные производственные ресурсы;
г) максимальное удовлетворение потребностей.
4.Экономические категории представляют собой:
а) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;
б) единичные случаи проявления тех или иных событий;
в) взаимосвязи между понятиями;
г) научные абстракции, выражающие экономические отношения.
5. Экономические законы отражают:
а) количественные оценки экономических явлений и процессов;
б) случайные экономические взаимосвязи; в) переходные состояния экономических отношений;
г) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений.
6. Основной характер действия законов природы:
а) вечны;
б) осуществляются вне человеческой деятельности;
в) осуществляются точно и безусловно;
г) все ответы верны.
7.Основной характер действия экономических законов:
а) носят исторический характер;
б) реализуются через хозяйственную деятельность;
в) реализуются как тенденции общественного развития;
г) все ответы верны.
Сформулируйте определения.
Микроэкономика _____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Макроэкономика _____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Мировая экономика _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что изучает микроэкономика:
а) уровень безработицы и уровень цен в экономике;
б) формирование совокупного спроса и совокупного предложения;
в) принцип налогообложения;
г) действия на рынке отдельных потребителей и фирм.
10. Что изучает макроэкономика:
а) закон спроса и закон предложения;
б) снижение цен на телевизоры, произведенные на заводе«Витязь»;
в) экономические издержки и пути их сокращения;
г) динамику роста ВВП.
Перечислите функции экономической теории
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите методы экономической теории
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Соотнесите методы исследований в экономической науке и их определения:
анализ _________________________________________________
синтез _________________________________________________
индукция _______________________________________________
дедукция _______________________________________________
научная абстракция ______________________________________
а) метод исследования какого-либо явления, заключающийся в обобщении, сведении в единое целое данных, добытых в результате анализа; противоположность анализа;
б) метод познания, состоящий в мысленном отвлечении (абстрагировании) в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и свойств исследуемого предмета с целью выделения существенных и закономерных признаков; главный метод научного познания, используемый в экономической теории;
в) логический метод, основанный на умозаключении от частных случаев к общему выводу, метод умозаключений, основанный на обобщении фактов; противоположность дедукции;
г) логическое умозаключение от общего к частному; метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическим фактами; противоположность индукции;
д) метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные элементы; противоположность синтеза.
14. Экономическая модель является:
а) объяснением того, как функционирует экономическая система и конкретные ее сектора;
б) инструментом научного познания;
в) комплексом экономических принципов;
г) количественным и качественным уровнем развития экономики, к которому должны стремиться.
15. Какая из экономических целей общества не имеет точное количественное измерение:
а) уровень валового внутреннего продукта (ВВП);
б) полная занятость;
в) уровень инфляции;
г) экономическая свобода.
16.Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:
а) макроэкономический;
б) микроэкономический;
в) нормативный.
г) позитивный.