Мужская одежда Белгородской области




Мини – проект для 6 года обучения (5-6 класс) 14 часов

Педагог Черноусова Е.М.

Народный праздничный костюм Белгородчины

Введение

Народная одежда является ярким, самобытным и своеобразным явлением художественной культуры России. Судьба народной одежды тесно связана с историей заселения края. Она формировалась в тесном взаимодействии разных национальных и этнических традиций. Большое влияние на народную одежду оказывали природные, социальные и бытовые факторы.

Народный костюм имел несколько функций и отличий. Это важнейший атрибут быта, используемый для защиты от зноя и холода, дождя и ветра, это своеобразный отличительный знак того или иного народа. Использование его тоже многофункционально. Праздничный костюм никогда не надевали в будничные рабочие дни и наоборот. В настоящее время это символ, дающий представление о человеке и обществе в целом.

Цель нашей работы:

Изучение народной праздничной одежды Белгородской области на примере Новооскольского района.

Задачи нашей работы:

1. Изучить разновидности одежды Белгородской области.

2. Выявить особенности праздничной одежды Новооскольского района.

3. Показать сходство народной одежды на примере сел Новооскольского района (Голубино, Тростенец, Шараповки, Солонец-Поляна).

Объектом нашей работы стала народная одежда указанных выше сел.

Предметом нашей работы являются характерные особенности народной праздничной одежды Новооскольского района.

Гипотеза: мы считаем, что народный костюм Новооскольского района имеет свои отличительные черты, свойственные только этой местности. Также в комплексе народной одежды можно найти и сходство с другими комплексами народной одежды.

Актуальность этой темы очевидна.

Чтобы знать народную культуру своего края, необходимо знать и особенности народной одежды, так как она тесно связана с народным фольклором, окружающей природой, социально – бытовым укладом и трудовой деятельностью наших предков.

Особенности народного костюма Белгородской области

На народный костюм Белгородской области большое влияние оказывали несколько факторов:

1. Белгородский край, являясь засечной чертой на территории «дикого поля» объединил людей разных этнических групп и национальностей.

2. До 1954 года Белгородская область входила в состав других губерний, не являясь самостоятельным административным образованием, что оказало влияние на формирование культурных традиций.

Вышеуказанные факторы сказались на формировании традиционной художественной культуры края и на особенностях народной одежды, где отразились широта и глубина связей и богатство художественного выражения.

Народный костюм Белгородской области многофункционален. Видовое многообразие различается по сезонам, повседневности, праздничности, приспособленности к климатическим условиям, хозяйственному укладу, быту. Народный костюм Белгородского края отличается добротностью, удобством и красотой. Кроме того он предельно прост, доступен в изготовлении и экономичен в расходовании материала.

Важной особенностью народной одежды Белгородчины – её непревзойденная декоративность, которая напрямую связана с верованиями предков и их мировоззрением.

Нельзя не отметить такой важный фактор народного костюма как комплексность. Он определяется в трех регионах области: Белгородско – Воронежским, Белгородско – Курским, Белгородско – Оскольским.

Мужская одежда Белгородской области

Мужская одежда на всей территории области однотипна по покрою и однообразна по составу во всех трех регионах. Она раньше женской перестала использовать характерные особенности покроя и вышивки своего региона, поэтому воссоздать её можно лишь в общих чертах. Основу мужского костюма составляет рубаха туникообразного покроя. Шилась она из сурового полотна - пестряди, а праздничная из отбеленного полотна. Так как домотканый холст был узким, то по бокам пристрачивались перегнутые вдоль прямые или косые полотнища, именуемые «бочками». Рукава прямого покроя без манжет пришивались к центральному полотнищу, под мышками вшивался кусок кумача (полотняная хлопчатобумажная ткань красного цвета). Длина в мужских рубахах крайне значительна. У мужчин зрелого возраста она достигала колен, у парней и мужчин по моложе была выше. Мужские рубахи украшались на жеребке, пазухе, рукавах, обшлагах по подолу особыми знаками-символами - оберегами. Обереги вышивались в области жизненно важных участков тела: головы, сердца, рук, ног.

Обязательным элементом народного костюма является пояс. Будничные и праздничные мужские пояса отличались качеством, формой и способом изготовления. В повседневном быту носили преимущественно однотонные, узкие, свитые из двух прядей, плетеные в четыре пряди на бердышках, вязаные на спицах. В праздничные дни надевали более длинные, более широкие, вязаные или тканые на стане пояса, желтого, зелёного, малинового, фиолетового цвета с кистями украшенными бахромой бисером, пуговками. Таким поясом следовало обернуться вокруг талии 2-З раза.

Рубаха дополнялась портами из черной или темно-синей холстины, с белыми вертикальными линиями, в промежутках которых пестрели ромбики, квадратики. Порты шились из двух кусков домотканого холста. Между калош-штанин вставлялась ширинка - ромбический или четырехугольный кусок такой же ткани, что способствовало свободе движения ног. Достаточно широкие в поясе, портки подворачивались, образуя очкур - канал для шнура, благодаря которому они и удерживались на бедрах. В конце XIX века появились порты со вшитым поясом. Несколько позднее порты видоизменившись, обрели название штанов. Штанины на них стали гораздо шире за счет клинообразных вставок на внутренних швах. Концы портков и штанов доходили до икр, и вплоть до появления брюк, заправлялись в обувь: лапти, сапоги, валенки.

На территории Новооскольского района мужская одежда была такой же, как и в других районах. Например, в Боровом вспоминают костюм жениха: рубаха с расшитой грудью - «манишкой» (такая вышивка еще назвалась «грудь» вышитыми «вошивками» - манжетами, тонкой обшивкой ворота, называемой «ожерелок»). Пояс у жениха был тонким, сантиметра 3-4. Его «дергали» на четырех досках, а концы украшали «кустиками» - кружком, обшитыми разноцветной шерстью.

В Голубино была распространена рубаха косоворотка, расшитая по воро­ту и планке. Низ рубахи не был расшит. Подпоясывалась рубаха поясом, который ткали из разноцветных нитей полосатым узором. Концы оформлялись "высыпкой" - из продольных нитей основы получалась бахрома. Летние пояса были уже, зимние, для подпоясывания шуб, - шире.

Мужской наряд села Тростенец выглядел очень просто с отсутствием лишних деталей – холщовые порты да рубаха зипун овчинная душегрея кушак да на зиму тулуп да шапка. Праздничный наряд состоял из яркой рубахи с тканым поясом сапог да суконных домотканых штанов.

Мужские головные уборы имели несколько типов и разновидностей: кожаные, меховые, валяные и плетёные. И названия у них самые разнообразные: гречневик, шапка-куркуль, «малахаи» (капилюхи), картузы. Следовательно, в результате нашей работы мы выяснили, что народный мужской костюм Белгородско – Оскольского региона имеет значительное сходство с другими регионами и отличается мелкими деталями, свойственными той или иной местности.

 

Домашнее задание: Работаем над эскизами мужского народного костюма Белгородского края.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: