А, 2-Б класс МУЗЫКА 01.02.2021 г.
Тема урока: Мир музыкальных форм (повторность и вариативность в музыке).
I. Блок мотивации и целеполагания.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки.
Хотите отправиться в сказку? В результате изучения темы вы ознакомитесь с вариациями (литературными, музыкальными) и особенностями их построения.
II. Инструктивный блок. При изучении темы посмотрите музыкальную сказку и внимательно прислушивайтесь к музыке, изображающей каждого героя сказки.
III. Информационный блок. Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации. Слушайте! Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений. Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Вариация означает изменение.
IV. Содержание учебного материала
Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Вопрос: что же здесь можно изменить?
Возможные варианты ответов:
Окрас шерсти котов.
Количество котов.
Действие котов.
Другое животное.
И что же у нас может получиться?
Первый вариант – изменить окрас шерсти котов (например, белый кот станет – серым, а черный кот – рыжим). Полученный результат:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:
Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Третий вариант – изменение действий котов. Например:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.
Четвертый вариант – можно заменить кота другим животным. К слову кот надо подобрать рифму. Например: ерш, морж, крот, еж, уж, кит. И какие же небылицы могут получиться:
Та – та, два крота, два ободранных хвоста.
Серый крот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий крот полез в подвал и мышонка там поймал.
Или, например:
Та – та, два кита, два ободранных хвоста.
Серый кит в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кит полез в подвал и мышонка там поймал.
Здорово получилось! Ребята, вам понравилось придумывать вариации?
Это у нас с вами были литературные вариации. Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Здесь вариации это изменение музыки. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать.
Послушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сказочной сюиты «Пер Гюнт». https://ipleer.com/q/музыка+грига+в+пещере+горного+короля/
Это тема с вариациями. Постарайтесь обратить внимание на то, как композитор изменил тему.
Ребята, что же происходит в пьесе? Как же композитор придумал вариации?
(Тема, не изменяясь, повторяется несколько раз, меняется лишь ее сопровождение).
Сначала тема сказочного марша звучит в низком регистре, затем она постепенно поднимается выше. Добавляются новые инструменты, вступает весь оркестр. Темп ускоряется, звук усиливается.
Ребята, вы уже много знаете о музыке, помогите мне, как можно изменить музыку? Что в ней можно поменять?
Силу звука
Темп
Высоту
Лад
Комбинации из двух, трех, четырех элементов, приведенных выше.
Молодцы, ребята, вот теперь, я знаю, что вы готовы к тому, чтобы совершить путешествие в сказку «Репка», которая написана в форме вариаций. «Репка» в форме вариаций.
Ребята, как вам кажется, если к песенке репки добавить шаги дедки – это будет 1 вариация? (да).
Слушайте!
Бабка – шлепки ладонями по надутым щекам по очереди.
Вопрос: репка + дедка + бабка, получится 2 вариация? (да)
Слушайте!
Внучка – шаги восьмыми длительностями.
Вопрос: если ко 2 вариации добавить внучку, получится 3 вариация? (да)
Слушайте!
Жучка – игра на рубеле четвертными длительностями.
Если ко всем нашим героям добавить Жучку, то получится 4 вариация.
Слушайте!
Вопрос: репка + дедка + бабка + внучка + Жучка + кошка, какая это по счету вариация? (пятая).
Мышка – игра на маракасах восьмыми длительностями.
Соберем всех героев сказки вместе, и у нас получится 6 вариация.
Слушайте!
Чем же заканчивается сказка?
Правильно, ребята, когда герои сказки собрались все вместе, они вытянули репку. Послушайте музыкальное заключение сказки!
Вот и закончилось наше путешествие в мир музыки. Сегодня вы узнали, что такое вариации, сами научились их сочинять. Познакомились с музыкальной сказкой в форме вариаций «Репка».
В следующий раз мы с вами снова окажемся в музыкальной сказке «Репка». Герои сказки выучат свои музыкальные «роли», и мы с вами устроим настоящее представление!
Слушать и разучивать песню Е.Четверикова «Мама и Родина». https://ipleer.com/q/мама+и+родина/
V. Обратная связь и педагогический контроль.
Принесите рисунок к пьесе Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сказочной сюиты «Пер Гюнт».