Модернизм в литературе проявился в новых направлениях.




РЕАЛИЗМ

Реализм (realis — вещественный, действительный) — один из основных художественно-творческих принципов (методов) литературы и искусства 19-20 вв., осознававшийся как воспроизведение подлинной сущности первичной реальности, общества и человеческой личности, правдивое отношение к действительности.

Историческая основа: Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Идейная основа: Вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Он один воплощает авторский замысел, доносит сверхзадачу произведения. В основу реализма положен принцип историзма, конкретно историческое понимание и изображение человеческих характеров. Реализму свойственная типизация как средство выявления сущностных социальных качеств человека и обстоятельств формирования и деятельности.

Что нового вносит направление: Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин). Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей, изображение человека таким, какой он есть.

Этапы развития реализма:

1) Просветительский реализм (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, молодой И. А. Крылов);

2) Синкретический реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического. (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов);

3) Критический реализм - обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. И. Островский и др.);

4) Социалистический реализм - проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький, А. Фадеев.).

Черты реализма в литературе:

– Объективизм в изображении жизни;

– Нравственный идеал автора (авторская позиция);

– Изображение жизни в образах, соответствующих действительности, исторически конкретных событий, общества, эпохи;

– Конкретика и типизация образов;

– Важность деталей интерьера, портрета, пейзажа;

– Важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и т.д.;

– Обыденная и повседневная жизнь героев;

– Типические ситуации и конфликты;

Конфликт: Конфликт лишнего человека и общества, личности и общества.

Типизация героя: Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Основные жанры реализма:

1. Роман;

2. Рассказ;

3. Повесть;

4. Антиутопия;

5. Фельетон;

6. Памфлет.

Представители реализма в России:

А.С. Пушкин («Капитанская дочка»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь («Портрет», «Мёртвые души»), И.С. Тургенев (Отцы и дети»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыков-Щедрин(«История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»). А.П. Чехов («Вишнёвый сад», «Смерть чиновника»), И.А. Бунин («Тёмные аллели»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).

 

МОДЕРНИЗМ

Это направление и явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.

Историческая основа: Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века. В зарубежной литературе модернизм как литературное направление поваляется в конце 19 начале 19 века накануне Первой мировой войны, его расцвет приходится на 20-30 годы 20 века

Что нового вносит направление: Модернизм дал новые ответы на "вечные" вопросы. Модернизм является символом изменений в России: как исторических, так и социальных. Значение модернизма просто огромно: новая литература как ни что другое смогла воплотить перемены в буквах, фразах и строчках, отразить действительность и те перемены, которые происходили в России на тот период.

Модернизм в литературе проявился в новых направлениях.

– Символизм - литературное направление, характеризующееся использованием символов

и аллегорий.

Представители: А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский

– Акмеизм - литературное направление, характеризующееся субъективным восприятием ситуации, личностным отношением к происходящему.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев

– Футуризм - литературное направление, характеризующееся новаторством в литературе, нарушением обыденного и привычного стихосложения, использованием метафор и ярких, запоминающихся и броских фраз.

Представители: В.В. Маяковский, О. Брик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: