Направления и факторы развития МБ
Вопрос 1. Национальные инновационные системы
Основной вектор современной глобальной конкуренции обусловлен в первую очередь научно-техническими достижениями.
Основа – уровень развития национальных инновационных систем, интегрирующих науку, инновационных бизнес.
В 20 веке пришло понимание, что наука как один из источников нововведений не является замкнутой, изолированной университетами и научными центрами системой, а органически встроена в экономические процессы.
Национальные инновационные системы (НИС)
- Это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущие научные исследования, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции (гос.научные центры и региональные технопарки, бесприбыльные научные организации и фонды), а также управление и финансирование инновационной деятельности.
Важная часть НИС – институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия всех субъектов рынка.
Суть – «созидательно разрушая старые производственные структуры создавать основу для инновационного роста.
Инновации
– это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов.
Простая модель взаимодействия элементов НИС
Роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок и в их рыночном освоении.
Роль государства – в содействии производству фундаментального знания (университеты) и комплекса технологий стратегического (военного) характера, в создании инфраструктуры.
Успешное функционирование НИС требует не только сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия правительства и частного сектора как «основных игроков»
Развитые страны характеризуются высокими показателями наукоемкости и одновременно высокой долей компаний частного сектора в национальных затратах на исследования и разработки.
Вопрос 2. Наука и инновации
Три особенности научного производства:
Во-первых, экономическую особенность научных исследований трудно предсказать: могут реализоваться или очень быстро, или долго невостребованны.
Чем ближе научные исследования к границам познания, тем более неопределенным становится их экономический результат.
Во-вторых, реализация от прибыли даже от коммерчески прибыльных результатов исследований возможна лишь в той степени, в какой могут быть юридически защищены и экономически обеспечены авторские права на научное открытие.
В-третьих, различия между индивидуальной и общественной отдачей затрат на научные исследования, провал рынка (market failure), т.е. неспособности обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку.
Три схемы преодоления провала рынка на практике:
- Прямое участие государства в производстве знаний путем организации гос.лабораторий - бюджетное финансировании и бесплатное предоставление полученные знаний широкому кругу потенциальных пользователей.
Национальные центры – проблемы обороны, энергетики, здравоохранения, окружающей среды и т.д.
2. Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований учеными, находящимся вне государственных лабораторий – в основном в университетах.
3. Обеспечение благоприятных условий для частного производства научных знаний и технологий – предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования.
Вопрос 3. Исторический аспект развития науки
Государство исторически поддерживало науку, технические и институциональные нововведения в добывающей промышленности, средствах связи, транспорте, строительстве, разработке вооружений и общественных услугах.
Патент (patent) – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Патент ограничен по времени (15-20 лет) и территории действия (только на территории той страны, где он выдан
- Патентоспособность изобретения – предлагается техническое решение задач через создание новых машин или технологических процессов, обладающих новизной и применяется практически.
Степень огосударствления науки резко возросла в период Второй мировой войны – крупные атомные и космические проекты. 60-70-е годы – разнообразие гос.функций, научная и научно-техническая политика стала самостоятельным и приоритетным направлением гос.регулирования.
Государство в развитых странах берет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов. Для фундаментальных исследований от половины до 2/3.
Практически полностью из гос.бюджетов финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера в гос.лабораториях и по контрактам в частном секторе, создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.)