Факторы, определяющие состояние платежного баланса.




 

Методы государственного регулирования платежного баланса страны.

Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, валютных, финансовых и денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо. Арсенал применяемых при этом методов достаточно разнообразен, а их выбор зависит от валютно-экономического положения страны и состояния ее международных расчетов. В настоящее время наиболее известны следующие теории регулирования платежного баланса.

1. Теория автоматического равновесия (конец XIX – начало XX в.). Автор данной теории – шотландец Дэвид Юм. Автоматическим регулятором становится плавающий обменный курс национальной валюты, который падает при ухудшении состояния платежного баланса и возрастает при его улучшении.

2. Эластационный подход, разработанный Дж. Робинсон, А. Лернером и Л. Мецлером. Сердцевиной платежного баланса является внешняя торговля. Сальдо торгового баланса определяется прежде всего отношением уровня цен па экспортируемые товары (Ре) к уровню цен на импортируемые товары (Рг), которое умножено на валютный курс. Следовательно, для обеспечения равновесия ПБ наиболее эффективным средством является изменение валютного курса. Степень этих изменений определяется коэффициентом эластичности спроса на экспорт и импорт.

3. Абсорбционный подход (С. Александер) базируется на кейнсианской теории. Улучшение состояния платежного баланса увеличивает доход страны и вследствие этого абсорбцию в целом, т.е. и потребление, и капиталовложение. Отсюда следует вывод: нужно стимулировать экспорт, сдерживать импорт через повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

4. Монетаристский подход (X. Джонсон, Дж. Поллак). Именно неравновесие на денежном рынке страны определяет неравновесие платежного баланса в целом. Главная рекомендация правительству: не вмешиваться радикально не только в денежное обращение, но и в международные расчеты страны.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования ПБ, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Страны с дефицитным ПБ обычно применяют политику протекционизма и совершенствование таможенно-тарифного законодательства, которая включает стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров, привлечение иностранных капиталов, ограничение вывоза капиталов.

К протекционистским мерам, направленным на ограничение импорта, можно отнести лицензирование импорта, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничение нормы вывоза валюты туристами.

Страны с дефицитным платежным балансом обычно также предпринимают меры, стимулирующие экспорт товаров и ввоз иностранных капиталов, сдерживающие импорт и ограничивающие вывоз капитала. К таковым относятся следующие меры.

ефляционная политика – направлена на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей, политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

 

2. Девальвация – направлена на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лить при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят политику импортозамещения.

 

Девальвация (от англ. devaluation, от лат. de – понижение и valeo – иметь значение, стоить) – снижение курса национальной валюты страны но отношению к твердым валютам, международным расчетным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы. Открытая девальвация, признанная правительством страны, выступает иногда средством стабилизации национальной валюты, часто сопровождается обменом обесценившихся денег. При скрытой девальвации происходит обесценивание бумажных денег, снижение их реального содержания, но обмена денежной массы не производится. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от наличия ряда конкретных условий. В частности, девальвация стимулирует экспорт товаров только в том случае, если эти товары обладают не только ценовой конкурентоспособностью, но и высокими технико-экономическими показателями.

3. Оптимальная денежно-кредитная политика (monetary and credit policy) касается, прежде всего, обеспечения стабильности цен, устойчивости национальной валюты. Главный инструмент денежно-кредитной политики – регулирование учетной ставки и политика таргетирования валютного курса, денежной массы и уровня инфляции. Под таргетированием валютного курса понимается фиксация определенного объема национальной валюты к золоту или к валюте страны с низкой инфляцией. В качестве альтернативы фиксации может выступать введение валютного коридора, который обеспечивает ползучую фиксацию обменного курса в зависимости от уровня инфляции национальной валюты. Примером может служить Россия, которая вводила режим валютного коридора с 1995 по 1998 г.

 

Политика таргетирования денежной массы и уровня инфляции – это политика оптимизации инфляции путем регулирования денежных агрегатов и уровня инфляции. Она характерна для промышленно развитых стран: на протяжении 20 лет с 1974 г. в ФРГ и Швейцарии, с 1990 г. в Новой Зеландии, с 1991 г. в Канаде, с 1993 г. в Австралии и Испании. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

 

4. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 1970-х – начале 1980-х гг., несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 1990-х гг.

 

Также применяются специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей – торгового баланса, "невидимых" операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производство экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

 

В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как "зеленая нефть". Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара – от изучения иностранного рынка до послепродажного обслуживания за рубежом.

 

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например, США с Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 1980-х гг.).

 

К специфическим мерам по регулированию отдельных статей платежного баланса относится политика протекционизма. Пол протекционизмом (protectionism) понимается политика властей, которая ограничивает в страну импорт для обеспечения более благоприятных конкурентных условий национальным компаниям, что позволяет им поднимать цепы па свои товары, увеличивать доходы и занятость. Как правило, протекционистские меры касаются или квотирования (ограничения) импорта, или высоких таможенных пошлин.

 

Таможенная пошлина (от англ. customs duty) – налог, взимаемый государственными органами (таможенными службами) с импортируемых, т.е. провозимых через государственную границу, товаров по ставкам таможенного тарифа. В промышленно развитых странах экспорт товаров таможенными пошлинами не облагается. В России экспортные таможенные пошлины с 1 июля 1996 г. отменены и заменены акцизами. Используются следующие ставки таможенных пошлин:

 

• адвалорные – определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

 

• специфические – устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

 

• комбинированные – сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.

 

Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, и т.д. Протекционистская политика может носить только временный характер, так как вызывает ответные дискриминационные меры, касающиеся национального экспорта, со стороны стран, в отношении которых проводятся протекционистские мероприятия. С целью ограничения неудержимого роста таможенных пошлин государства создали ВТО (ранее ГАТТ). Вступление России в ВТО в 2012 г. ограничило возможности для финансового стимулирования экспорта со стороны государства.

 

Специфические меры по регулированию отдельных статей ПБ касаются, прежде всего, торгового баланса или отдельных операций баланса движения капитала. При этом принимаются следующие меры:

 

• прямое или косвенное содействие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

 

• формирование за счет бюджета государственных компаний, которые занимаются морскими перевозками, что оптимизирует расходы по разделу "Экспорт и импорт услуг";

 

• увеличение государственных расходов на НИОКР с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, развития торговли патентами и лицензиями, научно-техническими знаниями;

 

• регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда мигрантов с целью сокращения переводов за рубеж доходов иностранных рабочих и специалистов;

 

• политика импортозамещения, касающаяся развития тех отраслей производства, которые позволяют сократить ввоз иностранных изделий.

 

В целях регулирования платежей и поступлений по "невидимым" операциям ПБ принимаются следующие меры:

 

• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

 

• прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

 

• содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье "Транспорт";

 

• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

 

• регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов с целью сокращения денежных переводов иностранных рабочих в свои страны.

 

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой – на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

 

Государство принимает следующие меры по сдерживанию бегства капитала:

 

• экономическая и политическая стабилизация в стране;

 

• повышение доверия к правительству и национальной валюте;

 

• укрепление государственности;

 

• обеспечение национальной безопасности;

 

• борьба с коррупцией и теневой экономикой.

 

Важный метод пресечения бегства капитала – эффективный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера его вывоза и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

 

В мировой практике сдерживания бегства капитала применяется сочетание законодательных норм с мерами административного и финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и информируют государственные органы о подозрительных переводах наличных денег на банковские счета за рубежом, за авансовыми платежами по фиктивным внешнеэкономическим контрактам. Создание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер – таможня – банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о прибытии и проверке экспортных грузов) способствует ограничению масштабов бегства капитала.

 

Одно из средств сдерживания оттока капитала – эффективный валютный и экспортный контроль. При этом залогом успеха служит межведомственное разграничение функций, полномочий и ответственности контролирующих органов. Важный фактор сдерживания бегства капитала – международное сотрудничество, соглашения со странами, где оседают беглые капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия для беглого капитала в целях стимулирования его репатриации.

 

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные и др.), а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

 

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, бегства капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

 

В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и само производство экспортных товаров, создавая для этого дополнительные стимулы: предоставляет экспортные кредиты, валютные, налоговые и ценовые льготы; страхует от политических и финансовых рисков; вводит льготный режим амортизации основного капитала и т.д.

 

9. Платежный баланс РФ: состояние и перспективы.

 

По предварительной оценке Банка России, сальдо текущего счета платежного баланса Российской Федерации в 2015 году укрепилось по сравнению с 2014 годом, составив 65,8 млрд долларов США (58,4 млрд долларов США в 2014 году). Отчетный год характеризовался сжатием торгового баланса до 145,6 млрд долларов США (189,7 млрд долларов США) под влиянием падения цен на энергоносители на фоне значительного сужения внутреннего спроса на импорт. Растущий профицит текущего счета стал результатом существенного уменьшения отрицательного вклада баланса услуг и инвестиционных доходов, в том числе за счет сокращения платежей по обслуживанию внешнего долга в условиях снижения общего объема задолженности перед нерезидентами.

Чистый вывоз капитала частным сектором в 2015 году, предварительно, составил 56,9 млрд долларов США (153,0 млрд долларов США в 2014 году). При этом, в отличие от предыдущих лет, главной составляющей в структуре чистого вывоза капитала стало погашение частного внешнего долга. Наиболее значимым было сокращение внешних обязательств банков, которое осуществлялось не только за счет продажи иностранных активов, но и за счет средств, аккумулируемых по операциям текущего счета. Прочие секторы, находясь в жестких условиях внешнего финансирования, также вынуждены были осуществлять погашение внешней задолженности при минимальном за последние годы размере наращивания иностранных активов, главным образом, в форме прямых инвестиций.

 

 

Прогноз Банка России (выпущен в марте 2015 г. и по- этому несколько отличается по данным за 2014 г. от более свежих данных табл. 1 и 4) опирается на более пессимистич- ную гипотезу о предстоящей двухлетней рецессии: ВВП со- кратится на 3,5–4,0% в 2015 г. и 1,0–1,6% в 2016 г., инфляция в указанные годы составит 9 и 4% соответственно. Только в 2017 г. Банк России ожидает восстановление экономиче- ской активности (темп роста ВВП составит 5,5 – 6,3%), чему будут способствовать увеличение цен на нефть в среднем до 70 – 75 дол. за баррель, развитие импортозамещающих отраслей, постепенная диверсификация источников финан- сирования и смягчение внутренних условий кредитования. По прогнозу Банка России, платежный баланс может выгля- деть следующим образом (см. табл. 7).

 

Таким образом, как свидетельствуют оба прогноза, многое будет зависеть от того, как будут двигаться мировые цены на углеводороды, а также от того, как будут развивать- ся экспорт и импорт капитала. Что касается начавшегося им- портозамещения как фактора наращивания нетрадиционно- го для России экспорта и нового стимула для ее экономиче- ского роста, то рассчитывать на эффект от импортозамеще- ния следует в среднесрочной перспективе. В более далекой перспективе видится эффект от активных экономических реформ, которые, к сожалению, все еще не начинаются.

 

Практические задания по теме «Платежный баланс».

 

Задача 1.

Российская компания продает 5 000 т рыбы и морепродуктов японской фирме. В российском платежном балансе эта сделка будет показана как:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: