Уроки 48–49. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»




Уроки 48–49. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с творчеством В. Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке»; формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи; способствовать развитию памяти, мышления, навыка выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения, пополнению словарного запаса обучающихся
Планируемые результаты
Предметные: Познакомятся: с понятием«научно-познавательная сказка», с творчеством В. Ф. Одоевского и содержанием его произведения «Городок в табакерке»; научатся: создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения «про себя» Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как часть русской национальной культуры. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции
Образовательные ресурсы: портрет В. Ф. Одоевского, выставка произведений В. Ф. Одоевского

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте сообщение на тему «За что я люблю поэзию» Учащиеся выразительно или наизусть читают стихотворение одного из поэтов, с чьим творчеством они познакомились при чтении поэтической тетради. Читают сообщения. – Я люблю поэзию за то, что в стихотворениях много олицетворений. Поэты неживые предметы наделяют душой. – В стихотворениях поэты используют рифму Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Вы когда-нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может играть сам, без музыканта? – Что у меня в руках? – Я ее открываю, и что мы слышим? – Какая это музыка? Живая?     – Послушайте пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». Эта музыка механическая или живая? – Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок! Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри?.. – Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка? – Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать его название. Прочитайте сначала нечетные слоги (слова), потом четные.
ГО та РО ба ДОК кер В ке

– Как называется произведение?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».

– О чем вам говорит заголовок? Что же такое табакерка?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – У вас в руках шкатулка. – Мы слышим музыку. – Это механическая музыка, ведь она исполняется на инструменте, звуки издает механизм, сделанный из металлических деталей. – А это живая музыка, но очень похожа на механическую.   – «Городок в табакерке».     – Табакерка – это коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдет не о простой табакерке, а о старинной музыкальной Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Знаком-ство с творчеством В. Ф. Одоев-ского Знакомит с творчеством В. Ф. Одоевского. – Владимир Федорович Одоевский родился в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург. Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В. Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы. Его первый русский сборник – «Сказки и рассказы дедушки Иринея». В сборник рассказов и сказок вошли: «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «О четырех глухих», «Сиротинка», «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» и другие произведения Слушают рассказ, рассматривают слайды презентации. На доску магнитами прикрепляется портрет Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869).
«Дети были лучшими моими учителями, и за то до сих пор я сохранил к ним глубокую привязанность и благодарность»
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания
IV. Первичное восприятие текста сказки Первичное восприятие текста сказки. – Вы знаете, что такое табакерка? – В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, так как считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье. Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью. – На что похожа табакерка? Табакерка похожа на шкатулочку. В годы, когда Одоевский сочинял свою сказку, табак был дорогим удовольствием. Позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому и шкатулки для хранения табака обычно были дорогими, богато украшенными. – Табакерка – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и у него есть эстетический вкус. – В XIX – начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств. Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа – прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. Вот об одной такой музыкальной табакерке и пойдет речь в сказке, которую мы сегодня будем читать. Готовы слушать? – Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем часть этой сказки. – Вам понравилась эта сказка? – Что именно понравилось? – Что вы думаете о Мише? – Нравится он вам? Чем? – Почему мальчику хотелось попасть в табакерку? – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке? – Почему так называется эта сказка? – Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. – А знаете ли вы значения этих слов? Читают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Объясняют значения слов: Бахрома – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями. Табакерка – коробочка для табака. Пестренькая – окрашенная в несколько цветов. Счесть нельзя – сосчитать нельзя. Учтиво – очень вежливо. Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения. Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окнах в деревянных домах. Индо – даже. Опамятоваться – опомниться. Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг. Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда. Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки). Тисненая бумага – бумага с выдавленным рисунком. Флюгер – это металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Шатер – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды. Авось – может быть. С сими словами – с этими силами. Почел долгом – посчитал. Одинакие – одинаковые. Досадно – обидно. Набольший – старший Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
V. Анализ текста сказки Проводит повторное чтение с анализом произведения. – Назовите героев сказки. – С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека. – А теперь давайте послушаем пьесу А. Лядова «Музыкальная шкатулка». Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.   – О чем эта сказка? Чему она учит?   – Чему научился Миша, исследуя шкатулку? Какие открытия он сделал?   – Найдите описание табакерки. Как она выглядит? – Как называется этот «волшебный» городок? – С какой просьбой обратился Миша к папеньке? – Почему Мише очень захотелось попасть в таба-керку? – С кем Миша отправился в городок Динь-Динь? – Как вы думаете, почему папенька именно так назвал этот городок? – Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши при взгляде на табакерку. Предположите, о чем он мог мечтать? – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише. Почему? – Как вы думаете, что ему ответит мальчик-колокольчик. То есть как он ему это объяснит? – В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры. – Как выглядит этот городок? – Кто живет в этом городке? – Ребята! А где мы можем видеть предметы ста- рины? – Давайте вспомним из курса истории, как назывался первый русский музей? – Кто его основал? Как благодарил Петр I народ за посещение музея? Читают сказку самостоятельно. Отвечают на вопросы учителя. – Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Встретятся нам валик-надзиратель и дядьки-молоточки, напоминающие унылых господ, злые – колотят бедных мальчиков-колокольчиков. – Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы. Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца. – Миша сделал открытия: 1. Издали кажется все меньше. 2. У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. 3. Без учебников и учебы жить неинтересно. 4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.     Заранее подготовленные ученики рассказывают о первом музее в России. – В музее можно увидеть предметы старины. Первый в России музей открылся в Санкт-Петербурге в 1714 году по инициативе Петра I и назывался Кунсткамерой – «палатой редкостей». В нем демонстрировались вывезенные просвещенным монархом из Западной Европы модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных, уникальная коллекция анатомических препаратов. В отличие от европейских музеев тех времен – коммерческих учреждений с высокой входной платой, – первый русский музей был просветительским и бесплатным. Более того, для угощения посетителей Петр ежегодно выделял из казны деньги Выразительно читать. Понимать ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологи-ческие высказывания
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Прочитать сказку до конца. Подготовить чтение по ролям Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что особенно понравилось? Что бы хотели изменить? – Кто автор сказки? Какая это сказка? – Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?     – Чем же закончилась эта история? – С каким настроением уходите с урока? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.     – Владимир Федорович Одоевский – князь, русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Это литературная (авторская) сказка. – Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: