Вопросы:
1. Научные дискуссии о сущности финансов как экономической категории
2.Понятие и структура финансовой системы. Финансовая структура РФ.
3.Функции финансов. Роль финансовых инструментов в государственном регулировании экономики.
4.Структура управления финансами.
5.Финансовая политика и финансовая стратегия.
Темы эссе:
1.Финансы и деньги – близнецы братья?
Темы рефератов:
1. Развитие понятия финансы в историческом процессе эволюции экономических систем
2. Развитие теории и практики финансов в России.
3. Финансовые рычаги экономической политики государства.
Индивидуальные задания:
1.Сравните дефиниции финансов, приводимые различными авторами. Выделите основные признаки финансов и особенности трактовок различными авторами..
2.Объясните функции финансов в современной экономике.
3.Приведите схемы, систематизирующие основные элементы финансовой системы современной рыночной экономики дайте их критический анализ.
4. Составьте систематизирующую таблицу, отражающую цели экономической политики государства и финансовые инструменты, благодаря которым они могут быть достигнуты.
Тема 2.Система государственного бюджета РФ. (6 часов)
Вопросы:
1.Сущность, функции и структура государственного бюджета.
2.Принципы построения бюджетной системы РФ. Бюджетный федерализм как принцип взаимодействия бюджетов различного уровня.
3.Бюджетный процесс. Функции различных органов и организаций в бюджетном процессе.
4.Проблемы сбалансированности бюджетов различного уровня. Дефицитный и профицитный бюджеты, их причины и влияние на экономику. Источники покрытия дефицита бюджета. Проблемы профицитного бюджета.
5.Государственный долг: причины, виды и проблемы его обслуживания.
6.Особенности доходов и расходов федерального бюджета РФ.
7. Особенности доходов и расходов регионального бюджета РФ.
8. Особенности доходов и расходов, муниципального бюджета РФ.
9. Внебюджетные фонды: назначение, особенности образования и использования.
10.Пенсионный фонд РФ (ПФР): особенности образования и использования.
11. Фонд социального страхования РФ(ФСС): особенности образования и использования.
12. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС): особенности образования и использования.
13. Бюджетная политика государства: цели, инструменты, виды.
Задачи:
Задача 1.
Определите характер сбалансированности бюджета, оцените размер его профицита или дефицита, налоговое бремя, если известно, что ВВП страны составил за анализируемый год 20 000 млн. денежных единиц, налоги с граждан и корпораций – 3 000 денежных единиц, косвенные налоги – 2 000 денежных единиц, социальные трансферты населению составляют 2500 денежных единиц, содержание государственных органов обходится в 1 000 денежных единиц, на культуру, здравоохранение и др. нужды государство тратит 2700 денежных единиц.
Задача 2.
Определите расходы государства на обслуживание государственного долга, если бюджет сбалансирован, налоги с граждан и корпораций – 5 000 денежных единиц, косвенные налоги – 2 000 денежных единиц, социальные трансферты населению составляют 2500 денежных единиц, неналоговые поступления в бюджет 500 денежных единиц, содержание государственных органов и правопорядка обходится в 1000 денежных единиц, на культуру, здравоохранение и др. нужды государство тратит 2800 денежных единиц,.
Темы эссе:
1. Как обслуживают господина по имени «Государственный ДОЛГ»?.
2. Зачем утверждают профицитные и дефицитные бюджеты?
Темы рефератов, докладов:
1. Развитие принципа бюджетного федерализма в российской бюджетной системе.
2. Современные проблемы функционирования бюджетной системы РФ.
3. Бюджетная политика РФ на современном этапе.
4.Модели бюджетного федерализма.
Индивидуальные задания:
1. Расшифруйте принципы бюджетной системы РФ, предусмотренные Бюджетным Кодексом РФ.
2. Проанализируйте последнее бюджетное послание президента РФ.
3. Проведите сравнительный анализ (в табличной форме) профицитного и дефицитного бюджета.
4. Проведите в табличной форме сравнительный анализ внебюджетных фондов РФ.
5. Составьте аналитическую записку или статистический обзор объемом 3-4 стр.(подберите статистические данные, и проанализируйте их) по одному из заданий:
а) сравните государственные бюджеты двух стран (по выбору);
б) проведите анализ бюджета одной из стран (по выбору) в динамике за ряд лет;
в) сравните доходы и расходы двух региональных бюджетов РФ(регионы по выбору);
г) сравните структуру доходов и расходов одного из региональных бюджетов (по выбору) и федерального бюджета РФ.
д) проведите анализ одного из муниципальных бюджетов
е) проанализируйте в динамике степень сбалансированности одного их бюджетов(Федерального, регионального, муниципального).
ж) проанализируйте объем и структуру региональных бюджетов в РФ
3) проанализируйте один из внебюджетных фондов РФ(ПФ, ФОМС, ФСС)
И) проанализируйте один из специальных фондов РФ(инвестиционный, дорожный, благосостояния, стабилизационный, и т.д.)