Психика – это субъективный образ объективного мира.




Человеческая психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования (М.И. Еникеев).

Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Оно не является зеркальным, сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается обработке.

Особенности психического отражения:

§ оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида;

§ оно избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир; взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он опирается на свой социальный, профессиональный опыт;

§ психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

§ оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность. Правильность отражения подтверждается практикой;

§ оно не одномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, то есть психическое отражение углубляется и совершенствуется;

§ опережающий характер. Позволяет предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познаний тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

Выделяют три уровня психического отражения:

1) досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);

2) сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный);

3) послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный – автоматизмы, установки и т.п.).

Таким образом, в психике выделяется две стороны:

1. неосознаваемое (досознательное, послесознательное);

2. осознаваемое.

Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения человеком исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

В коре головного мозга человека выделяются:

- сенсорные зоны – принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов;

- моторные зоны – управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека;

- ассоциативные зоны – служат для переработки информации.

Ассоциативные зоны, расположенные в разных частях коры головного мозга, отвечают за разные процессы обработки информации. Пример: ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

Специализация мозговых полушарий у человека достигла наивысшего развития. Различия в функциях правого и левого полушарий:

Функции левого полушария головного мозга человека Функции правого полушария головного мозга человека
Хронологический порядок. Чтение карт, схем. Запоминание имен, слов, символов.   Речевая активность, чувствительность к смыслу. Видение мира веселым, легким. Детальное восприятие. Текущее время. Конкретное пространство. Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лица людей. Восприятие эмоционального состояния. Видение мира мрачным. Целостное, образное восприятие.

 

Важной особенностью психики человека является то, что она не дана человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе.

Только в процессе обучения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями, но сформироваться и успешно функционировать она может лишь при определенных биологических условиях:

- уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга;

- температура тела;

- обмен веществ и т.д.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма.

Возраст. Неизбежность процессов старения: изменения происходят медленно, мало заметно, но неуклонно (аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную педантичность; бережливость - в скупость; твердость – в тупое упрямство). Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут эгоцентризм, черствость, подозрительность, недоверчивость и злобность.

Пол. Об этом написано множество книг (дна из них «Пол и характер О.Вейнингер, остается бестселлером уже почти 90 лет). Обнаружены некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Так, у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части головного мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Что может означать – у женщин межполушарные связи более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации. Может это и объясняет некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями, тонким ручным манипулированием можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.

Творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин – правое полушарие мозга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: