Уроки 53–54. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В. М. Гаршина; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; научить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия: счастье, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота; продолжить развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристике главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установления причинно-следственных связей | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с понятиями «счастье», «смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»; научатся: слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности, находить изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение), способствовать развитию творческой активности, воспитывать любовь к чтению | Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? Как называется его произведение? – Дома вам надо было изобразить главных героев. Какими вы их себе представляете? Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Учитель обращается к рисункам учащихся. – Почему вы изобразили розу именно такой. – Какие краски вы использовали для своих ри- сунков? – Вы брали светлые тона. А теперь посмотрите на жабу. Почему вы изобразили ее такой? – Какие краски использовали? – То есть для своих рисунков вы брали темные тона. – Какие слова использует автор для описания розы, жабы? – Что говорила жаба, когда подбиралась к розе? – Почему мальчик не выходил в сад? – Какие звуки издавал ежик? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают характеристики розы и жабы, которые выписали из прочитанной ими части произведения. Затем несколько человек выразительно читают отрывок из сказки, подготовленный дома. – Потому что она красивая, добрая, нежная, прекрасная. – Розовую, алую, желтую. – Потому что она страшная, гадкая, безобразная. – Черную, серую, темно-зеленую, коричневую | Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке нам с вами предстоит выяснить, что собой олицетворяет роза в этом произведении, а что жаба. – Какие отношения сложились между героями в этом произведении? – Скажите, пожалуйста, чем же закончилась история? Что вы думаете об этом? Обратите внимание на заглавие этого произведения – «Сказка о жабе и розе». Почему? – Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Мир жабы злобен; Нам предстоит его раскрыть, А роза – милое создание, Она сотворена любить. Задача нашего урока – Добро и зло разоблачить. Учащиеся затрудняются дать ответ. – Узнать, почему такой финал. – Зачем в произведении дети? – Разгадать загадку заголовка | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Анализ сказки | Организует анализ произведения. – Найдите в тексте и прочитайте, где жила роза. – Какие условия необходимы для жизни розы? – А теперь найдите и прочитайте, где жила жаба. – Какие места для своей жизни выбирала она? – Найдите в тексте описание розы. Прочитайте его. – Назовите слова, которые использует автор для описания розы. – А теперь найдите описание жабы. – Какие слова использует автор для описания жабы? – Что олицетворяет в этом произведении роза? Почему? Докажите. Что олицетворяет жаба? Почему? Докажите. – Расскажите, как произошла первая встреча жабы и розы. Какая у жабы была цель? – Как жаба добивалась поставленной цели? – Какие чувства испытывала роза в этот момент? Подтвердите словами текста. – А какие чувства испытывала жаба? Подтвердите словами текста. – Найдите в тексте и прочитайте, как встретились герои во второй раз. Что в этот момент почувствовала роза? Почему? – А как вела себя жаба? Что ею двигало? – Злость, которую испытывала жаба, не могла остановить это животное, хотя ей было и больно. Она чувствовала, что победа близка, что ненавистный ей цветок будет уничтожен. Кто же спас розу? – Прочитайте, как она это сделала. – Почему автор не позволил жабе погубить розу? Что олицетворяет в этом произведении роза? а жаба? Что происходит в сказках между добром и злом? – Что было самым главным в жизни розы? Для чего? – А долго ли радует роза других? Докажите текстом. – Итак, какая же цель у розы была в жизни? – А как относилась к жизни жаба? Какое у нее было желание? Для кого она жила? –Но ведь в этом произведении помимо жабы и розы есть еще один главный герой. Кто это? – Каким вы себе его представляете? Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом.Прочитайте этот отрывок шепотом. – Как описывает Гаршин этого мальчика? – А как вы думаете, к кому из наших героев ближе мальчик? Почему? Докажите. – Встретились ли мальчик и роза? Расскажите, как произошла эта встреча. Какие слова мальчик сказал, умирая? А почему мальчик так сказал? – А как роза закончила свою жизнь? – «Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы». Почему же эта слезинка оказалась самым лучшим происшествием в жизни розы? | Выполняют выборочное чтение. Отвечают на вопросы учителя. – Свет, тепло, солнце, яркое небо, бабочки летают, соловей поет. – Темные, сырые, жила внизу, между корнями куста. – Нежная, роскошная, прекрасная, добрая. – Жирная, страшная, старая, безобразная, бородавчатая. – Роза олицетворяет добро. – Жаба олицетворяет зло. – Жаба хотела уничтожить розу. – Она все лезла и лезла вверх, цепляясь за ветки куста. Ей было трудно это делать, так как она могла ползать и прыгать только по ровному месту. Она делала усилие над собой, он все равно ползла, при этом злобное животное постоянно смотрело на цветок. – Страх, ужас, беспокойство. – Злость, ненависть. – Страх, ужас, шок испытала, она пожалела о том, что не может сорваться и улететь, как птицы, насекомые. Роза поняла, что погибает. – Она храбро лезла вверх, не жалея ни лапок, ни брюха. Злоба. – Сестра мальчика. – Роза хотела распуститься, чтобы радовать других. – Роза хотела радовать других и приносить счастье всем. – Жаба жила только для себя. У нее было желание поесть. – В сказке есть герой – мальчик.Он худой, бледный, сильно болеет. – Бледный, кроткий, худой, его не боялись даже маленькие звери. Они понимали, что он не сделает им ничего плохого. – К розе. – Последние слова мальчика: «Ах, как хорошо!». Роза принесла ему радость в последний момент его жизни, спокойствие, умиротворение. – Ее поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала, когда ставила. – Роза поняла, что не зря распустилась, так как она в последние минуты жизни принесла мальчику радость | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
IV. Анализ произведения | Организует перечитывание текста сказки с предварительным заданием. – В произведении несколько сюжетных линий, и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета? – Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе? – Вспомните, что Гаршин сравнивал розу с человеком, может быть, это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя. – Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «роза» и «жаба» и чему учат символы. – А жаба – она плохая или хорошая? – Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина жаба – символ. А вспомните жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – Люди, которые делают добро, – прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить. – В этом произведении жаба, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит, плохая. – Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду. Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту жабы» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Чему вас научил сегодняшний урок? – Изменилось что-то в вас, ваших душах, сердцах после нашего урока? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |