От генералов Гитлера до современных неонацистов и правых экстремистов




Мартин Ли

ФАШИЗМ

РЕИНКАРНАЦИЯ

От генералов Гитлера до современных неонацистов и правых экстремистов


УДК 327.8

ББК 66.4(0)

Л 55

Martin A. Lee

The Beast Reawakens: Fascism's Resurgence From Hitler's Spymasters to Today's Neo–Nazi Groups and Right–Wing Extremists Routledge (Taylor &Francis Group LLC), 2000

Ли, Мартин

Л55

Фашизм: реинкарнация. От генералов Гитлера до современных неонацистов и правых экстремистов

/ Пёр. с англ. А. Ю. Колгашкина под ред. Е. В. Гориной. — М.: Кучково поле, 2017. — 512 с. (Серия «Реальная политика»)

ISBN978–5-9950–0802–6

Западный фашизм 1930‑х годов обновил свои формы и методы и вновь пытается захватить Россию. Книга «Фашизм: реинкарнация» даёт самое полное обозрение эволюции «нового» фашизма в период «холодной войны» и после распада Советского Союза. Параллели с сегодняшним днём — откровенные и пугающие. Американский исследователь Мартин Ли раскрывает средства маскировки и смыслы обновлённой идеологии, стратегию и тактику лидеров, организационные структуры и ресурсы. Автор показывает, как «старые» фашисты камуфлировались в новые понятия, брали новые темы, создавали новый язык. Криптофашизм — замаскированный, зашифрованный фашизм — теперь идёт во власть.

«Мартин Ли очерчивает более четко, чем любой другой исследователь до него, сложную сеть связей между выжившими нацистскими организациями и послевоенными фашистскими движениями в Европе и США — убедительно подтверждённое документальными доказательствами и очень нужное предупреждение».

 

Даниэль Уик,

«San Francisco Chronicle»»

 

«Это захватывающее глубокое расследование читается не только как исторический урок, но и как триллер, и помогает понять политику ненависти».

 

«Publisher's Weekly»

 

«Важная книга. Самое лучшее документально подтвержденное исследование быстро меняющегося курса ультраправых в Европе и Америке».

 

Конор Круз О’Брайан, ирландский политик, учёный и писатель.

 

Если вы думали, что нацизм умер с Гитлером, придется подумать вновь. Американский исследователь Мартин Ли откроет вам совершенно другую реальность, о существовании которой вы вряд ли подозревали. Автор прослеживает возвращение идей фашизма — от высокопоставленных нацистских генералов, избежавших наказания, до сегодняшнего ультраправого насилия и идеологии в Европе и США. После распада Советского Союза подпольные нацистские сети вышли на поверхность и распространились по всей Европе. В США растет число ультраправых вооруженных группировок прославляющих насилие и ненависть к иммигрантам, мусульманам и этническим меньшинствам.

 

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США доказывает, насколько автор был прав в своих опасениях двадцать лет назад, когда писал эту книгу. Но даже он не предполагал, что ультраправым кругам удастся привести к власти «своего» кандидата так скоро. Книга Мартина Ли ценна тем, что помогает «расшифровать» ультраправую реальность Трампа и его европейских эквивалентов.

УДК 327.8 ББК 66.4(0)

ISBN978–5-9950–0802–6

© Taylor&FrancisGroup, 2000


© АНО «Институт внешнеполитических исследований и инициатив», издание на русском языке, название серии, 2017

© ООО «Кучково поле», оригинал–макет, художественное оформление, 2017


ИНСТИТУТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНИЦИАТИВ

Мартин Ли

ФАШИЗМ

РЕИНКАРНАЦИЯ

От генералов Гитлера до современных неонацистов и правых экстремистов


Предисловие от издателей

— Но в твоей стране немного фашистов?

— Много таких, кто не знает, что они фашисты, но узнают, когда придёт время.

Диалог из романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол»

Книга «Фашизм: реинкарнация» американского исследователя Мартина Ли откроет вам, читатель, совершенно другую реальность, о существовании которой вы вряд ли подозревали.

Предыдущие книги нашей серии «Реальная политика» развенчивали преступления американского империализма под руководством либеральных и центристских лидеров. Приход к власти Дональда Трампа, с его «консервативными» убеждениями, авторитарными методами и личной агрессией, заставляет анализировать угрозы теперь уже ультраправого американского империализма.

Победа Трампа на президентских выборах в США доказывает, насколько Мартин Ли был прав в своих опасениях двадцать лет назад, когда писал эту книгу. Но даже он не предполагал, что ультраправым кругам удастся привести к власти «своего» кандидата так скоро.

Приход Трампа к власти сделал исследование Мартина Ли гораздо более актуальным: автор раскрывает процессы и идеологию, которые заложили фундамент для его победы. Избрание ультраправого деятеля с задатками фюрера на пост президента США реализовало цель, к которой американский неофашизм шёл долгие десятилетия. Аналогичный фундамент, показывает Мартин Ли, существует и в европейских странах.

Да, Трамп привлёк в свой электорат миллионы голосов против истеблишмента, но «своим человеком» Трампа считает каждый американский расист и ультраправый. Так, нацист и «Великий мудрец» Ку–клукс–клана Дэвид Дюк написал в Твиттере после выборов: «Это один из лучших дней в моей жизни — будьте уверены, наши люди сыграли ОГРОМНУЮ роль в избрании Трампа!» (выделено Дюком). Лидер так называемых «альтернативных правых» Ричард Спенсер приветствовал победу Трампа на конференции в Вашингтоне словами: «Хайль Трамп, хайль наш народ, хайль победа!», и участники в зале зиговали в ответ. Мало «альтернативного» в таких правых — даже лексику не изменили.

Может показаться, что Дюк со Спенсером — маргинальные экстремисты. Но нет. Спенсера в ранг идеолога «альт–правых» возвёл Стивен Бэн- нон, создатель и идеолог самого крупного «альт–правого» медиа–ресурса «Брейтбарт ньюс». Бэннон был «генералом» предвыборного штаба Трампа и сыграл ключевую роль в его победе. Теперь Бэннон — советник Трампа по стратегии в Белом доме, главный официальный идеолог государства. Это было первое кадровое назначение Трампа, объявленное через пять дней после подведения итогов выборов.

Как Трамп и американские ультраправые нашли друг друга? На протяжении последних лет Трамп настойчиво подавал этой публике необходимые сигналы. Анти–иммигрантская риторика — главное направление современных ультраправых. Ненависть к мусульманам — ещё одна константа. Наконец, расизм — это фундамент американского ультраправого экстремизма. И все эти три потока ненависти сошлись в движении «рожденцев» против президента Обамы (Birthermovement): «рожденцы» утверждали, что Барак Обама родился в Кении, является африканским мусульманином и, таким образом, не может быть легитимным президентом в Белом — «белом» — доме. Трамп был самым заметным публичным лидером этого расистского конспирологического движения.

Окончательное подтверждение своей идеологии Трамп выдал в речи на инаугурации, заявив главным принципом «AmericaFirst» — «Америка превыше всего». Да, это утверждение в 1930‑е годы звучало на немецком. А в Америке в годы перед Второй мировой войной действовал «Комитет Америка превыше всего» (AmericaFirstCommittee). Его сторонники ставили целью удержать США от войны против Германии — не потому что пацифисты, а потому что поддерживали идеи фюрера.

Но есть и более ранние свидетельства ультраправых убеждений сегодняшнего президента США. В 1990 году тогда супруга Трампа Ивана сообщала своему адвокату, что её муж держит на прикроватном столике сборник избранных речей Гитлера «Мой новый порядок» и время от времени перечитывает его. Сам Дональд рассуждал о своих «высших» генах, полученных от отца: «Я горд тем, что во мне течёт немецкая кровь. Никаких сомнений. Это здорово». По части «крови» Трамп (Trump) ссылается на своего деда Фредерика Дрампфа, прибывшего в Америку из Баварии. Дед переделал фамилию на английский манер; «totrump» на старом английском значит «обманывать, вводить в заблуждение». Отец Трампа Фред известен своими расистскими убеждениями. Он был арестован в 1927 году в белом с прорезями балахоне Ку–клукс–клана во время беспорядков, учинённых этой радикальной расистской организацией (читайте «Нью–Йорк таймс» от 1 июня 1927 года).

Книга Мартина Ли очень ценна именно сейчас тем, что помогает «расшифровать» ультраправую реальность Трампа и его европейских эквивалентов.

Автор подробно описывает средства маскировки «старого» фашизма. Маскировка необходима потому, что пропаганда фашизма после Второй мировой была запрещена в западных государствах. Поэтому ультраправая идеология чаще всего выражается как криптофашизм — замаскированный, зашифрованный фашизм. Мартин Ли показывает, как «старые» фашисты камуфлировались в новые понятия, брали новые темы — придавали своей идеологии «современный облик». Скинхеды отрастили волосы, оделись в приличные костюмы, учредили десятки «патриотических» организаций и пошли во власть. Они создали новый язык: «вешать евреев» уже давно никто из них не призывает. Современные антисемиты «политкорректно» обозначают евреев «Ротшильдами», «глобалистами», «банковским капиталом» — в противоположность «правильному» промышленному капиталу.

Точно так же призывов «линчевать негров» сегодня не услышишь. Современные расисты говорят о «выживании западной культуры», о необходимости «сохранения белой идентичности и защите прав белых», которые «подвергаются угрозе». «Добрый» дискурс расовой ненависти даже заботится о цветном населении: цветных нужно отделить от белых — все та же старая сегрегация — чтобы они могли «сохранить свою идентичность». Действуя в обход, современные расисты критикуют социальные программы — потому что большинство малоимущих слоёв составляет цветное население.

Конспирология — любимое занятие ультраправых. Однако, какими бы замысловатыми путями их мысли не блуждали, они неизменно приходят к одному выводу: во всем виноваты евреи. В советское время были виноваты коммунисты — но они ведь тоже «евреи». Например, американский отрицатель Холокоста Юстас Муллинс, автор статьи под заголовком «Адольф Гитлер: слова признания», на демонстрациях рассказывал, как евреи убили Эйзенхауэра и заменили его двойником, который полностью находится в их власти. Президента Рузвельта он называл «президентом Розенфельдом», а его «Новый курс» NewDeal — «JewDeal», «еврейским курсом». Социальное государство — без национал–социализма — никогда не устраивало фашизм.

Антиамериканизм — на первый взгляд, парадоксальное убеждение современных фашистов. Но объясняется оно легко. Американские и другие ультраправые считают, что Америку захватили евреи и наводнили чернокожие и цветные; и они до сих пор не простили Вашингтону войну против гитлеровской Германии. Америку, которая вернётся к своим «белым» корням, они готовы принять (хотя корни у Америки, конечно, индейские). Естественно, с приходом Трампа они сразу же сменили оценку Америки на противоположную: «антиамериканизм более неуместен».

Россия всегда была интересна западным фашистам — как «белая нация» и как бастион против Америки. После войны охранник Гитлера Отто–Эрнст Ремер, отпущенный британцами из плена, пропагандировал германо–русский союз против Америки. Американский расист и антисемит Фрэнсис Паркер Йоки, автор книги «Империя», современной библии неонацистов, в 1950‑е годы проповедовал тактический альянс с СССР, чтобы освободить Европу от американского господства. Сторонник фашистского панъевро- пейства бельгиец Жан Тириар, после войны сидевший в тюрьме за коллаборационизм, в 1970‑е годы изобрёл проект «Евро–советской империи». Очень часто проекты фашистской идеологии упаковываются в концепцию «Третьего пути» — это значит, не капитализм и не коммунизм.

Книга Мартина Ли также демонстрирует стратегию послевоенного фашизма. Массовые неофашистские организации провели преобразования, чтобы выглядеть скорее радикальными правыми демократическими партиями; так они смягчали свою репутацию, скрывая неизменную приверженность расизму и ксенофобии. Они даже боролись за «демократию» и за «свободу слова», ибо их идеология запрещена законом. Убеждённое неофашистское ядро стремилось нарастить вокруг себя массу сторонников, предлагая им легитимные цели: критику неэффективности правительства, коррупции, проблем глобализации, брюссельской бюрократии и политики в отношении иммигрантов и беженцев. Идеолог и стратег американских нацистов Уиллис Карто в 1960–1970‑е годы ставил целью построить «партию внутри партии» — Республиканской, чтобы правые расисты могли тайно прийти к власти, прикрываясь консервативными декорациями. Такой «партией внутри партии» стало «Движение чаепития», внутри которого в свою очередь существуют более радикальные структуры. За широким фронтом обедневших напуганных люмпенов и среднего класса стоит ядро сети, которое идёт к своим целям. С Трампом они празднуют победу. Но при этом, Трамп для них — не конечная цель; они планируют идти дальше.

Мартин Ли разъясняет последствия правого крена для всего политического спектра и общества. Даже проигрывая выборы, неофашисты отравляют общественный дискурс и вынуждают партии истеблишмента занимать позиции, ранее считавшиеся экстремистскими, чтобы отразить выпады со стороны крайне правых и сохранить власть. Правоцентристы вынуждены забирать дальше вправо, и все оппортунисты во власти не брезгуют попользоваться голосами ультраправых. Кроме того, ультраправые часто выдают себя за настоящих «патриотов». Не зря Марин Ле Пен думала о смене названия «Национального фронта», дискредитированного своей профашистской историей, на «Партию патриотов».

Послевоенная история делает нам серьёзные предупреждения. Говоря о причинах популярности современной ультраправой идеологии, Мартин Ли подчёркивает: современный фашистский облик может существовать только в ситуациях социальной несправедливости. Слабые личности, сокрушаемые порывами безжалостного ветра экономических и социальных перемен, попадают в правоэкстремистские группировки не в результате своих патологических отклонений, но в силу злобы, отчаяния и смятения. Все большее число людей в странах западной демократии и в других будут с интересом внимать призывам неофашистов, которые маскируются под националистических популистов и предлагают простые решения сложных проблем.

Примо Леви, бывший узник Освенцима, предупреждал о приходе «нового фашизма … идущего на цыпочках и называющего себя другими именами». В 1933 году приход к власти Гитлера стал неожиданностью для всего мира. Те, кто слишком сосредотачиваются на образах фашистского прошлого, отрицая растущие опасности настоящего, снова рискуют оказаться застигнутыми врасплох, предупреждает свидетель германского нацизма.

Это утверждение тем более актуально для России: у нас резко негативные термины фашизм и нацизм привязаны к гитлеровскому Третьему рейху, режимам Муссолини и Франко. Они не были приведены в соответствие с послевоенными реалиями обновлённого «облика» фашизма и чаще всего проходят незамеченными. Общество, потерявшее политический компас в 1990‑е, принимает технологично «упакованную» популистскую ультраправую пропаганду за чистую монету и даже за «патриотизм».

Фашизм — отнюдь не историческая случайность, подчёркивает автор. Он возник в Европе на основе общественного согласия. Он вырос из маргинальных, но глубоко укоренившихся ценностей и традиций, которым не нашлось места среди засилья массовой культуры и популярных общественных взглядов. Но Муссолини и Гитлер никогда не пришли бы к власти, если бы их не поддержал капитал, консервативная элита большого бизнеса, в качестве защиты от левых сил. Власть и капитал назначат козлами отпущения тех, на кого будет выгодно направить растущее социальное недовольство, чтобы только отвести его от себя — на евреев в 1930‑е годы, на мусульман и беженцев сегодня.

В свете раскрытых в этой книге процессов сегодняшняя реальность предстаёт пугающей. Практически все пропагандистские аргументы, которые использовали западные ультраправые в 1990‑е годы, сегодня продолжают звучать — только гораздо громче и шире. И особенно прискорбно наблюдать, как расизм и ксенофобия диктуют тон российских государственных медиа в их освещении кризиса с беженцами в Европе и избрания Трампа в США.

Книга Мартина Ли — самое полное обозрение эволюции «нового» фашизма в период Холодной войны и после распада СССР. Автор охватывает европейские и американские особенности, смыслы обновлённой идеологии, стратегию и тактику лидеров, организационные структуры и ресурсы. Мартин Ли — серьёзный, глубокий исследователь, работал над этой книгой более пяти лет и изучил итальянский язык, чтобы читать первоисточники по итальянскому фашизму в оригинале. Он не был поклонником советского строя, и к эпизодическим контактам нацистов Третьего рейха с СССР относится так же критично, как и к нацистским связям с Америкой. Автор утверждает, что главный диверсант Гитлера Отто Скорцени контактировал с советскими спецслужбами, хотя и не указывает ссылок на источники. Очевидно, что советские спецслужбы стремились проникнуть в послевоенные нацистские круги с целью получения информации и раскола изнутри. Однако, возможно, что в Советском Союзе после войны оставались русские поклонники фашизма и генерала Власова.

За рамками этой книги остались последние двадцать лет эволюции ультраправых сил в мире. А годы эти были богатыми на события: процессы 1990‑х годов активно продолжались; в Америке на авансцену вышло «Движение чаепития» и так называемые «альтернативные правые»; в Европе ультраправые «популисты» и «евроскептики» набирали электорат на проблемах Евросоюза и кризисе беженцев, и массово проходили в Европейский парламент; французский «Национальный фронт» перелицевал свой фасад персоной Марин Ле Пен; антииммигрантские «Альтернатива для Германии» и Пегида служат огромным пулом для ядра откровенно неонацистской Национал–демократической партии Германии; в Британии аналогичным путём идут «Партия независимости» Найджела Фараджа и неонацистская Британская национальная партия; вокруг ультраправых партий растут ряды христианских фундаменталистов и традиционалистов, которые в критические моменты сливаются в один политический поток; наконец, западные ультраправые устремились в Россию реализовывать свои мечты восьмидесятилетней давности, но теперь другим идеологическим путём — и это самое грубое, изощрённое и изуверское оскорбление, которое можно нанести истории России и национальному сознанию россиян.

В этом свете будущее выглядит весьма мрачно. В случае продолжения экономического кризиса фашизм получит дополнительный стимул: капитал ужесточит методы и средства извлечения прибыли, а беднеющие, растерянные, озлобленные массы пополнят электорат ультраправых.

И самая главная причина для тревоги. Если ранее на пути фашизма непреодолимым препятствием стоял Советский Союз, сегодня организованного сопротивления фашизму в мире нет. Капиталистические консервативные круги в России оппортунистически ставят на союз с западными «консервативными» партиями.

Однако надежда есть: российский народ по–прежнему считает победу Советского Союза над фашизмом фундаментом национальной идентичности, и миллионы людей ежегодно выходят на марш «Бессмертного полка». И правда — за народом.

Вероника Крашенинникова Член Общественной палаты РФ Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив

20 января 2017 года, день вступления в должность президента Дональда Трампа

Духу дяди Макса посвящается

Все люди мечтают, но по–разному. Одни грезят ночью, в тёмных закоулках разума, но стоит им проснуться, как мечты их превращаются в прах. Другие грезят наяву, и это опасные люди, ибо они действуют с открытыми глазами, чтобы их мечта сбылась.

Т. Э. Лоуренс «Семь столпов мудрости»

Благодарности

Занимаясь исследованиями и работая над этой книгой, я обязан был прибегнуть к помощи многих людей. Мне хотелось бы в первую очередь поблагодарить Джея Мюллера и Джека Рили за их дружбу, энтузиазм и прекрасную музыку. Я также признателен Грэму Аткинсону и Джерри Гейблу из журнала «Searchlight» за их добросовестный поиск материалов. Карл Огелсби и Кевин Коган заслуживают особой благодарности, так как они поделились со мной рядом идей и соображений, без которых эта книга никогда не приобрела бы свой окончательный вид.

Я признателен Дэвиду Собелу, ставшему моим провожатым по всем юридическим «лабиринтам» практики применения Закона о свободе информации, Эбену Форбсу за помощь в исследовательской работе, Джеффу Коэну и сотрудникам FAIR, а также Чипу Берлету из PoliticalResearchAssociates. Кроме того, мне хотелось бы поблагодарить коллег из берлинской AntifaInfoblatt, Хенрика Крюгера, Ричарда Хердинга из Informationdienst, Ксавье Винадера, Лоренцо Руджеро, Паолу Ортенци, Эдгардо Пеллигрини, Вольфганга Пуртшеллера, Луизу Бернстайн, REFLEX, Кристофера Симпсона, Джона Гетца, Леонарда Зискинда, Маргариту Фар и Петко Азманова.

За перевод материалов из иностранных источников я хотел бы поблагодарить мою тётю, Берту Джелинек, и Ариэля Зевона. В переводе также помогали Сабина Фейзер, Клаудиа Пласс–Фидлер, Ромми Арндт, Дженифер Хейлман, Мириам Ланской, Деанна Родригес, Эрик Ольсен, Ульрике Боде, Вэл Текавец и Гислейн Вотье.

За финансовую поддержку и поощрение моей деятельности я чувствую себя в долгу перед Фондом Поупа, Фондом за Конституционное правительство и Институтом социальной справедливости. Особая благодарность Пиа Галлегос.

Я признателен Джону Тейлору, который был моим проводником в Национальном архиве, а также Рувену Навату, Аллисон Гласс, Лоуренсу Пруски, Брюсу Маррэю, Джону Эскоу, Аналлейсе Арч, Готтфриду Вагнеру, Полу Хоху, Дану Леви, Биллу Смиту, Хьюитту Прату и Стюарту Сендеру.

На разных этапах проекта его редактировали Джим Зильберман, Джордан Павлин и Джефф Клоске. Стивен Ламонт обрабатывал копии рукописи. Джери Тома из издательского агентства ElaineMarksonсделала для книги значительно больше, чем требуется от обычного литературного агента.

Последними по порядку, но далеко не последними по значению я хотел бы поблагодарить Сильву и Гудвина Ли, Майкла Ларднера и мою сестру Алану, Зака и Колби, Тома и Ронни Девиттов.

Больше всего мне хотелось бы поблагодарить мою жену Тиффани, подарившую мне двух чудесных детишек в период написания книги.


Предисловие

Однажды, поздним вечером в июне 1997 года, в городе Джаспер, штат Техас, чернокожего инвалида по имени Джеймс Берд привязали за ноги цепью к бамперу пикапа и несколько километров волокли по неровной просёлочной дороге, пока у него не оторвало голову. Этот жуткий случай потряс страну жестокостью и напомнил о прежних временах, когда расистские линчевания были обычной практикой в глубинке южных штатов. Обвинение в убийстве было предъявлено 24-летнему расисту Джону Кингу и двум его друзьям. Ранее Кинг уже сидел в тюрьме за кражу со взломом и, находясь в заключении, примкнул к тюремной арийской банде. Его руки и торс были покрыты татуировками с символикой нацистов и Ку–клукс–клана, в том числе изображением повешенного на дереве негра, а на двери его тюремной камеры был нацарапан лозунг «Белая гордость» («Whitepride»).

Кинг воспринял вынесенный ему смертный приговор совершенно равнодушно и через своего адвоката ответил суду кратким заявлением. В конце заявления следовали надменные слова идеолога американского фашизма Фрэнсиса Паркера Йоки (FrancisParkerYockey), совершившего самоубийство почти за 40 лет до описываемых событий: «Успеха достигнет тот, кто готов гордо умереть, когда уже не может гордо жить». То, что имя Йоки всплыло в связи с чудовищным расовым преступлением в Джаспере, лишний раз доказывает, что он до сих пор остаётся культовой фигурой в неофашистских кругах. Кроме того, это свидетельство нерушимой связи популяризаторов идеологии экстремизма и их фанатичных учеников, воплощающих такую идеологию в жизнь.

Скрывавшийся под многочисленными псевдонимами Йоки был убеждённым и влиятельным антисемитом, чья книга «Империя» («Imperium») стала современной Библией неонацистов. Этот так называемый философ–расист, иногда выступавший в роли альфонса, путешествовал по всему миру, плетя паутину загадочных связей. Когда в 1960 году ФБР наконец арестовала его, у него обнаружили семь свидетельств о рождении, а также три паспорта на разные фамилии с его фотографией. Вскоре после этого Йоки покончил жизнь самоубийством в одной из тюрем Сан–Франциско, приняв ампулу с цианистым калием.

Последним человеком, видевшим Йоки перед самоубийством, был Уиллис Карто (WillisCarto), основатель и крёстный отец одиозной антисемитской организации «Лобби свободы» («LibertyLobby»), размещавшейся в Вашингтоне, округ Колумбия. Отпетый апологет нацистов, Карто в наибольшей степени способствовал тому, чтобы популяризировать работы Йоки и создать ему среди фашистов посмертную славу «американского визионера». Во многом благодаря усилиям Карто Йоки превратился в своего рода интеллектуального покровителя неонацистов всего мира.

Еженедельная газета «Лобби свободы» «Spotlight» не только постоянно повторяет утверждения Йоки о том, что Холокоста не существовало, но и публикует на своих страницах статьи откровенных фашистов и расистов. В этом крайне правом таблоиде также размещаются фрагменты едкой прозы Йоки, в том числе эссе, адресованное молодёжи Америки[1].

Сегодня «Лобби свободы» и конспирологическая «Spotlight» тесно связаны с движением правых боевиков в Америке и неофашистскими группами во всем мире. Совершившие теракт в Оклахома–Сити Тимоти Маквей (TimothyMcVeigh) и Терри Николс (TerryNichols) были читателями «Spotlight». Маквей даже разместил в этой газете объявление о продаже оружия и боеприпасов. Именно у «Spotlight» Маквей приобрёл телефонную карту, с помощью которой совершал междугородние звонки в течение нескольких месяцев до бойни в Оклахома–Сити. Федеральные прокуроры воспользовались этой важной уликой, чтобы выследить и осудить Маквея и Николса, чей круг знакомых включал в том числе американских и немецких расистов.

Как и преступление, совершенное в Джаспере, штат Техас, взрыв в Оклахоме не был случайностью. Это был сознательный акт, ставший результатом совокупности убеждений и мыслей, присущих нынешнему политическому движению. Фашизм и этнические чистки имеют давнюю историю в США — этой теме и посвящена предлагаемая книга. «Зверь пробуждается» рассказывает об убеждённых американских экстремистах, включая и загадочного Фрэнсиса Паркера Йоки, объединившегося с бывшим личным охранником Адольфа Гитлера и другими уцелевшими германскими нацистами для продолжения борьбы и после Второй мировой войны. Источающее зло ядро старой фашистской гвардии сохранило приверженность своим идеям и передало свой пыл новому поколению «политических солдат», о делах которых сообщают заголовки новостей по всему миру.

В период после первого издания книги «Зверь пробуждается» фашистские и правоэкстремистские движения продолжали свою активную деятельность в различных странах, поэтому в настоящей публикации я обновил информацию об этих группах и добавил новые данные в две последние главы и в заключение, включая и описание теракта в Оклахома–Сити.

Смертный приговор Маквею, похоже, не отрезвил доморощенных американских фанатиков правого движения. Создаётся впечатление, что мировой экономический кризис и приближение нового тысячелетия сильнее, чем обычно, разожгли страсти и апокалиптическую паранойю христианских патриотов. Резко выросло число террористических актов на территории США, федеральные власти раскрыли ряд заговоров с целью подрыва правительственных зданий и женских консультаций, проводящих аборты, организации железнодорожных крушений, покушений на видных общественных деятелей, насильственного отделения американских территорий. Группы, одержимые идеей создания партизанской армии с намерением основать религиозного государство только для белых, готовились к предстоящему расовому Армагеддону. Так, например, «Свободные люди Монтаны» («MontanaFreemen») в течение 81 дня противостояли федеральным агентам[2].

Насколько безумными оказались эти истинно верующие, стало очевидным, когда ФБР попыталось допросить брата находившегося в бегах Эрика Роберта Рудольфа (EricRobertRudolf) — основного подозреваемого по делу о взрыве, произошедшем в 1998 году в женской консультации в Бирмингеме, штат Алабама, и повлекшем за собой человеческие жертвы. Вместо того чтобы сотрудничать с правоохранительными органами, брат Эрика заснял на видео, как он отрезает себе руку электропилой. Затем он направил плёнку в ФБР, предупредив тем самым федеральные власти, чтобы они от него отстали. Этот вызывающий ужас акт членовредительства воплотил в себе весь фанатизм отчуждения от общества, которым пронизан крайне правый американский экстремизм.

Тогда ещё не пойманному Эрику Рудольфу, отрицателю Холокоста и воинствующему стороннику выживания в лесной глуши, будут предъявлены дополнительные обвинения в связи с тремя взрывами в районе Атланты, в том числе и в Олимпийском парке в 1996 году. В результате последнего погибла одна женщина и было ранено 111 человек. Одной из целей его безумной ярости стал бар для гомосексуалистов — ещё одно омерзительное проявление актов гомофобии, ставших печальной реальностью во всей Америке. За сопровождавшимся пытками убийством Мэтью Шепарда, произошедшим в октябре 1998 года в Лэрами, штат Вайоминг, последовали жестокие убийства гомосексуалистов в Баффало и Ричмонде. В сельской Алабаме гомосексуалист, работавший на текстильной фабрике, был похищен, кастрирован, забит до смерти, а его тело сожжено. Это совершил человек, который часто носил футболку с эмблемой Ку–клукс–клана и надсмехался над чернокожими.

Преступления, вызванные ненавистью, имеют одиозный политический, расовый, культурный и идеологический подтекст, усугубляющий последствия для отдельных жертв и усиливающий влияние на общество, в котором они совершаются. Подобные преступления нацелены против целой группы лиц, и именно поэтому подобные вызванные ненавистью преступления требуют специального законодательства. Невзирая на рост числа таких преступлений и их все более порочный характер, о многих из них не сообщается в полицию, а средства массовой информации редко освещают их надлежащим образом[3].

На этом фоне исключением стала привлёкшая внимание мировой журналистики история в Иллинойсе и Индиане, продолжавшаяся три дня и завершившаяся 4 июля 1999 года. Тогда в результате стрельбы, открытой 21-летним белым расистом Бенджаменом Смитом, погибло двое и было ранено девять человек. Смит, бывший адептом «Всемирной церкви Создателя», девизом которой является RaHoWa (RacialHolyWar — Священная расовая война. — Примеч. пёр.), расстреливал негров, азиатов и ортодоксальных евреев. Разгул завершился самоубийством Смита, которое он совершил, когда его преследовала полиция. Несколько других приверженцев этой неонацистской секты, утверждающей, что правительство США отдаёт предпочтение этническим меньшинствам, а не белому населению, в последние годы также участвовали в насильственных действиях. На веб–сайте секты представлены анимации расстрелов «еврейских свиней» и Папы Римского.

Подпитываемая расовой, этнической и религиозной нетерпимостью эпидемия преступлений, вызванных ненавистью, имеет всемирный масштаб. Кровавая бойня 4 июля случилась в ту же самую неделю, что и организованный неонацистами взрыв автомобиля в Стокгольме, в результате чего серьёзные ранения получили шведский журналист, его сын и двое полицейских. Двумя месяцами ранее произошёл взрыв на автостоянке у главной синагоги Москвы, расположенной поблизости от Кремля, а через несколько мгновений ещё одна бомба взорвалась около другой синагоги в столице России. Эти инциденты совпали по времени с организованной нацистами волной подрывов самодельных бомб, начинённых гвоздями, и посеяли страх в районах проживания этнических меньшинств и в гомосексуальных пабах Лондона. В результате погибло два человека, а свыше сотни получили ранения.

Взрывы в Москве и Лондоне ушли в тень после событий, произошедших 20 апреля 1999 года в школе Колумбайн (Columbine) в Литтлтоне, штат Колорадо, где два душевнобольных подростка расстреляли 12 учеников и учителя, ранили 23 человека, а затем застрелились сами. Выкрикивавшие расистские лозунги стрелки целились в первую очередь в афро– и латиноамериканцев. Вдохновлённые расистскими высказываниями и нацистской литературой, они приурочили свою акцию ко дню рождения Адольфа Гитлера.

В то время как эксперты продолжают спорить, относится ли трагедия в школе Колумбайн к преступлениям, вызванным ненавистью, важно отметить, что происшествия, связанные с насилием со стороны экстремистов, возможно, служат для того, чтобы отвлечь внимание от более опасной и масштабной по своим последствиям угрозы. Движения радикально правых популистов с очевидно фашистскими корнями уже стали частью политического мейнстрима и представляют собой серьёзную силу, с которой некоторым странам мира приходится считаться.

Для того чтобы понять, какое место ультраправые занимают в политическом спектре Америки, следует задуматься о связях Совета консервативных граждан США (CouncilofConservativeCitizens, CCC) с влиятельными выборными должностными лицами и с местными и зарубежными неофашистскими группами. Совет иначе называют «городским Ку–клукс–кланом» или «Ку–клукс–кланом белых воротничков». Его поддерживал ни больше ни меньше лидер большинства в Сенате Трент Лотт, самый высокопоставленный республиканец страны. Несколько родственников Лотта, носящие не балахоны с колпаками, а респектабельные костюмы и галстуки, возглавляли местные представительства организации, отождествляющей смешение рас с геноцидом. «Никогда прежде белым американцам в такой степени не угрожало самоуничтожение в результате смешанных браков и ассимиляции», — заявил исполнительный директор ССС Гордон Ли Баум[4].

Более известный своими высказываниями против гомосексуализма, нежели неприкрытым расизмом, Лотт появлялся на ряде мероприятий ССС, а также принимал руководителей организации в своём вашингтонском офисе. Фото Лотта, выступающего с приветствием Совету консервативных граждан США в 1992 году, было опубликовано в информационном бюллетене организации. В своей речи Лотт высоко оценил деятельность членов Совета, назвав их хорошими людьми, «выступающими за правильные принципы и имеющими правильные взгляды».

Эти «правильные взгляды» были высказаны членом руководства Совета консервативных граждан Сэмом Фрэнсисом (SamFrancis), сокрушавшимся в своём комментарии: «В американском университете невозможно читать курс истории Юга, в котором одобрялись бы рабовладение или рабовладельцы». Убеждённые защитники заветов конфедератов Юга, представители ССС описывали Авраама Линкольна как «возможно, величайшего злодея в истории США», а Мартин Лютер Кинг именовался ими «развратным негодяем». Намного теплее делегация Совета консервативных граждан общалась с французским неофашистским фюрером Жан–Мари Ле Пеном. В 1998 году они даже подарили ему флаг Конфедерации. «Это знамя мне знакомо, — сказал Ле Пен своим американским поклонникам. — Мы сочувствуем делу конфедератов»[5].

Через несколько месяцев после братания с Ле Пеном в американских СМИ пронёсся шквал новостей, привлёкших внимание к связи Лотта с Советом консервативных граждан. Это запоздалое разоблачение вызвало со стороны сенатора ряд противоречивых объяснений и словесных увёрток, будто позаимствованных у Клинтона. Сначала он отрицал своё выступление перед ССС, затем дал обратный ход, утверждая, что забыл про него. При этом он постоянно повторял, что ему «не были известны» идеи, пропагандируемые Советом. В этих объяснениях правды было не больше, чем в утверждени<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: