Анализ результатов исследования




Цель исследования: выявить динамику развития познавательных процессов старших дошкольников экспериментальной группы..

В контрольном эксперименте мы используем те же диагностики, что и в констатирующем эксперименте. Результаты исследований отражены в таблицах.

в экспериментальной группе 72% детей показали высокий уровень познавательного развития, 28% - средний уровень. В контрольной группе 24% показали высокий уровень познавательного развития, 64% - средний уровень, 12% - низкий уровень познавательного развития.

Результаты контрольного эксперимента представлены на диаграмме (рис. 2.).

 

Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента

 

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных занятий. Испытуемые экспериментальной группы показали, в основном, высокий уровень познавательного развития. Дети контрольной группы тоже повысили свои результаты, но это специфика учебно-воспитательного процесса ДОУ.

Таким образом, мы видим динамику познавательного развития экспериментальной группы (на 46%) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (см. рис 3.).

 

Рис. 3. Динамика познавательного развития

 

Таким образом, педагогические условия, реализованные в экспериментальной группе является эффективным, так как по результатам исследования испытуемые данной группы показали высокий результат. Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза доказана.

 

 

 

 


Выводы по главе 2.

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о средней норме в познавательном развитии детей в период дошкольного возраста. Все испытуемые, получив инструкцию к выполнению задания, старались проявить все свои способности в плане познавательного развития, а именно сосредотачивали свое внимание, напрягали память, развивали речь, что, в конечном счете, способствует увеличению объёма знаний, и, как следствие, общему психическому развитию. Но на наш взгляд этого недостаточно в период старшего дошкольного возраста. Данный этап в развитии ребенка характеризуется его подготовкой к обучению в школе. Следовательно уровень познавательного развития ребенка должен быть высоким.

Формирующий эксперимент нашего исследования представлен комплексом педагогических условий, способствующим общему познавательному развитию ребенка в период дошкольного возраста. Применяя данный комплекс занятий регулярно можно добиться повышения уровня развития всех психических процессов у ребенка (памяти, воображения, мышления, восприятия, внимания, речи), что в конечном итоге мы и получили.

На этапе контрольного эксперимента мы диагностировали уровень познавательного развития старших дошкольников, применяя уже знакомую нам батарею тестов. По результатам исследования видно, что уровень познавательного развития старших дошкольников экспериментальной группы выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Следовательно, формирующий эксперимент, представленный комплексом занятий по развитию речи, позитивно влияет на познавательное развитие ребенка.

Заключение

 

Целью нашей работы являлось: теоретически обосновать и апробировать в практике педагогические условия, способствующие развитию познавательного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы сделали следующее:

1. Провели анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявили и обосновали организационно-педагогические условия развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

3. Разработали организационно-педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста в ходе опытно-поисковой работы.

В главе 1 изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

В главе 2 изучили уровень развития познавательного развития детей, разработали комплекс экспериментов, который в организованном педагогическом процессе будет способствовать развитию исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.

С целью развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, нами был выбран такой метод как экспериментирование, нами был разработан комплекс экспериментов, способствующий развитию исследовательских способностей. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы рекомендуем использовать детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашей работы достигнута.


 

Список литературы

1. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.// Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб.: Союз, 2007. – 599 с.; С.88 – 94.

2. Савенков, А. К проблеме детской одаренности [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 2.

3. Смолярчук, И. Развивать творческие способности детей [Текст] / И. Смолярчук // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8. - С. 51-52.

4. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно [Текст] / А. С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981.

5. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций [Текст] / С. Ю. Степанов. - М.: Наука, 2000. - 174 с.

6. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. - С. 29.

7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 2001.- 400 с.

8. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 340 с.

9. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2006.- 500 с.

10. Тесты для детей [Текст]: сб. тестов и развивающих упражнений / сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Тараканова. - СПб.: Дельта, 2009. - 384 с.

11. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М., 1999. – 450 с.

12. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., 2005. – 400 с.

13. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Урунтаева Г.А., Ю. А. Афонькина. - М., 2000. -340 с.

14. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольника [Текст]: Хрестоматия / Г. А. Урунтаева. - 2001. – 600 c.

15. Шаграева, О. А. Детская психология [Текст]: теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 c.

16. Ярвиленко, Т. Мозг и психика [Текст] / Т. Ярвиленко. - М.: Прогресс, 2002. – 450 c/

17. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987. - 280 с.

18. Бондаренко С.М. Психология развития дошкольников. - Минск, 2005.- 300 с.

19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 180 с.

20. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., 2010. - 134 с.

21. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой В.В. - М., 1966. – 340 с.

22. Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у дошкольников: Автореф. дис. к. п. н. - М., 1972. – 560 с.

23. Киреева О.В. Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.// Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, апрель 2008. – 219 с.; С.184-196.

24. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №33 (73). Педагогика и психология, теория и методика обучения. – СПб., август 2008. – 244 с.; С. 83-87.

25. Киреева О.В. Условия развития исследовательских умений в старшем дошкольном возрасте.// Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. – 424 с.; С. 323 – 325.

26. Киреева О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста// Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 506 с., С. 62 – 66.

27. Киреева О.В. Готовность воспитателя детского сада к развитию исследовательской активности старших дошкольников.// «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике»: Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, апрель 2008. – 422 с.; С. 418-425.

28. Киреева О.В. Детское экспериментирование как средство развития ребенка в предшкольном образовании.// Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития: Материалы Международной конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – 396 с.; С. 282 – 287.

29. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5.

30. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н. - Барнаул, 2000.

31. Куликова Т.А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2003 С 78

32. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка. - М., 2009 С. 46

33. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - №4. С15

34. Поддьяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. - Нижний Новгород, 1999.236 с.

35. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н. И Говорковой А.Ф. - М., 1985.280 с.

36. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. - М., 1986.320 с.

37. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н. - М., 1970.340 с.

38. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.

39. Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников: Автореф. дис. к. п. н. - Тбилиси, 1966. С.123

40. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М., 1975. С. 63

41. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 2001. - 230 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: