Развитие психики в животном мире
ПЛАН
1. Развитие форм психического отражения и эволюция нервной системы;
2. Формы поведения животных: а) инстинкт; б) навык; в) интеллектуальное поведение;
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека;
4. Структура сознания.
Развитие форм психического отражения
Выше уже отмечалось, что возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве, а также притягивание, отталкивание).
Растительный и Животный мир обладают раздражимостью. Но растения реагируют лишь на те вещества, которые на них воздействуют непосредственно; они не осуществляют активного поиска этих веществ. Однако уже для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами.
· Фототропизм (к свету);
· Термотропизм (к теплу);
· Хемотропизм (к определенным химическим раздражителям);
· Геотропизм (корня растения в сторону центра земли);
· Отрицательный тропизм (от вредного воздействия).
Раздражимость – биологический уровень отражения, для которого характерной является реакция живых существ на непосредственно биологически значимые раздражители.
Раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на биологически полезные или вредные воздействия (биологическая форма отражения). Для этого не нужно нервной системы: даже простейшие одноклеточные организмы (амеба, инфузория) способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.
По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы, но приобрели сигнальное значение.
Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность и есть психическое, то есть сигнально-приспособительное отражение действительности. Это – раздражимость по отношению к воздействиям среды, выполняющим сигнальную функцию.
Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по их отдельным свойствам).
В отличие от растений животный организм активно ищет пищу или уходит от вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам (изгиб пробирки, ток, одноклеточные организмы).
Эволюция НС
Диффузная НС – гидра, нет управляющего центра – не дифференцированные реакции всего организма на раздражители.
Ганглиозная НС – присуща червям, при ганглиозной НС есть простейший управляющий центр. Более дифференцированные реакции на внешние раздражители.
Ганглиозная НС усложненная – у насекомых. Разделение на головной и брюшной узлы (зрение, обоняние). Присущая сенсорная стадия развития психики. На этой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов.
Для этой стадии характерно выделение спинного и головного мозга, происходят процессы кортикализации (появление серого вещества) и иерархизация.
Усиливается целостная деятельность коры головного мозга в единстве все более точной в дифференциации функции отдельных ее участков.
По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган чувствительности – ЦНС.
Развитие ЦНС у различных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида и особенностями среды обитания. Присуща перцептивная стадия развития психики.
Таким образом, Развитие психики на основе усложнения нервной системы происходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, а это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы Развивающаяся нервная система, далее, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.
Формы поведения животных
В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.
Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.
Инстинкты заданы в готовом виде уже при рождении. Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.
Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Подражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанию курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появившееся на свет существо не может иметь никакого представления ни об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.
Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животными, запасание пищи на зиму и т. д.
Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятельность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска правильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наименьшей затрате строительного материала создать помещения максимальной вместимости.
Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, причем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искусством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки. Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м и шириной 1—2 м), причем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «отлавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.
Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведением муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хранят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи разводят грибы— в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грибы — лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых используют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.
Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное поведение производится автоматически, без какого-либо признака разума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действия из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмысленные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполняет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.
Инстинкты, характерные, прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.). В поведении человека инстинкты носят совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе человека.
Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, перестраиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые вообще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.
Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.
Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совершенный приспособительный механизм, так как животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.
Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведенные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.
Что касается разума, мышления, то в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.
Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой задачей. Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в первую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению — простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.
Этот тип обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям среды.
1. На этом уровне происходит установление связей между различными формами предметов (цветные кубики на разные кучки);
2. Возможность устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации (палка-банан);
3. Способность решать «2-фазные задачи». Первая часть действия животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает к необходимым условиям (2 палки – банан).
Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки различной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвлекаясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды.
Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мыслительной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на маленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке помещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в некоторых случаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис.).
Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Почему же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а водой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке — разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее представление о воде и ее свойстве. Она знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.
Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Павлов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3—4-летнего возраста.
В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм поведения и все большую и большую роль начинают играть приобретенные формы поведения.
У животных не происходит закрепления функции орудия (делает опять палку).
Способность к научению – интеллект.
Человеку присуще сознание, как высший уровень развития психического отражения. Возникновение сознания у человека является качественно новым этапом развития психики. Основой перехода явился труд людей представляющий собой их совместную цель. Сознание – коллективный продукт. Основной предпосылкой и условием возникновения человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором влияющим на развитие сознания была трудовая деятельность основанная на совместном употреблении орудий труда. Мозг; рука, как орган труда; речь!
Сознание имеет целенаправленный, активный характер и является общественным продуктом.
Структура сознания
1. Совокупность знаний о мире;
2. Различие субъекта и объекта; отношение субъекта к объекту;
3. Возможность целеполагающей деятельности.