Формы поведения животных




Развитие психики в животном мире

ПЛАН

1. Развитие форм психического отражения и эволюция нервной системы;

2. Формы поведения животных: а) инстинкт; б) навык; в) интеллектуальное поведение;

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека;

4. Структура сознания.

Развитие форм психического отражения

Выше уже отмечалось, что возникновение психики есть резуль­тат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жиз­ни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые сущест­ва не обладают способностью психического отражения. Они отли­чаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве, а также притягивание, отталкивание).

Растительный и Животный мир обладают раздражимостью. Но растения реагируют лишь на те вещества, которые на них воздействуют непосредственно; они не осуществляют активного поиска этих веществ. Однако уже для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами.

· Фототропизм (к свету);

· Термотропизм (к теплу);

· Хемотропизм (к определенным химическим раздражителям);

· Геотропизм (корня растения в сторону центра земли);

· Отрицательный тропизм (от вредного воздействия).

Раздражимость – биологический уровень отражения, для которого характерной является реакция живых существ на непосредственно биологически значимые раздражители.

Раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на биологически полезные или вредные воздействия (биологическая форма отражения). Для этого не нужно нервной системы: даже простейшие одноклеточные организмы (амеба, инфузория) способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психи­ка как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

 

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы, но приобрели сигнальное значение.

Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность и есть психическое, то есть сигнально-приспособительное отражение действительности. Это – раздражимость по отношению к воздействиям среды, выполняющим сигнальную функцию.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по их отдельным свойствам).

В отличие от растений животный организм активно ищет пищу или уходит от вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам (изгиб пробирки, ток, одноклеточные организмы).

Эволюция НС

Диффузная НС – гидра, нет управляющего центра – не дифференцированные реакции всего организма на раздражители.

Ганглиозная НС – присуща червям, при ганглиозной НС есть простейший управляющий центр. Более дифференцированные реакции на внешние раздражители.

Ганглиозная НС усложненная – у насекомых. Разделение на головной и брюшной узлы (зрение, обоняние). Присущая сенсорная стадия развития психики. На этой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов.

Для этой стадии характерно выделение спинного и головного мозга, происходят процессы кортикализации (появление серого вещества) и иерархизация.

Усиливается целостная деятельность коры головного мозга в единстве все более точной в дифференциации функции отдельных ее участков.

По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган чувствительности – ЦНС.

Развитие ЦНС у различных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида и особенностями среды обитания. Присуща перцептивная стадия развития психики.

Таким образом, Развитие психики на основе усложнения нервной системы про­исходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяю­щиеся условия жизни вызывают изменения в поведении живот­ных, а это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы Развивающаяся нервная система, далее, обусловливает усложне­ние приспособления животного к окружающей среде. В итоге про­исходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

Формы поведения животных

В зависимости от уровня развития нервной системы и психи­ческой деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, на­выки и простейшие формы интеллектуального (разумного) пове­дения.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного реф­лекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкты заданы в гото­вом виде уже при рождении. Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как ре­зультат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.

Выразительный пример: незадолго до того, как цып­лята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Под­ражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанию курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появив­шееся на свет существо не может иметь никакого представления ни об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.

Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животны­ми, запасание пищи на зиму и т. д.

Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятель­ность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска пра­вильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наимень­шей затрате строительного материала создать помещения макси­мальной вместимости.

Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, причем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искус­ством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки. Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м и шириной 1—2 м), при­чем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «отлавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.

Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведени­ем муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хра­нят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи разводят гри­бы— в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грибы — лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых исполь­зуют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.

Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное пове­дение производится автоматически, без какого-либо признака ра­зума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действия из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмыслен­ные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполня­ет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вер­нувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.

Инстинкты, характерные, прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборони­тельного инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.). В поведении человека инстинкты носят совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе че­ловека.

Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, пере­страиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые во­обще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.

Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспо­собиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни жи­вотных ведущее значение начинает приобретать новый, более со­вершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе на­выка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совер­шенный приспособительный механизм, так как животное получа­ет возможность в соответствии с изменениями среды сравнитель­но быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.

Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведен­ные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Что касается разума, мышления, то в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клет­ки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку повора­чивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему ме­сту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспо­собления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препят­ствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни ин­стинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой зада­чей. Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в пер­вую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению — простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.

Этот тип обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям среды.

1. На этом уровне происходит установление связей между различными формами предметов (цветные кубики на разные кучки);

2. Возможность устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации (палка-банан);

3. Способность решать «2-фазные задачи». Первая часть действия животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает к необходимым условиям (2 палки – банан).

Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки различной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвле­каясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление живот­ного к меняющимся условиям среды.

Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли­тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на ма­ленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке по­мещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в некоторых слу­чаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис.).

Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Поче­му же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а во­дой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке — разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее пред­ставление о воде и ее свойстве. Она знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.

Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав­лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3—4-летнего возраста.

В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм поведения и все большую и большую роль начинают играть приобретенные формы поведения.






 


 

У животных не происходит закрепления функции орудия (делает опять палку).

Способность к научению – интеллект.

Человеку присуще сознание, как высший уровень развития психического отражения. Возникновение сознания у человека является качественно новым этапом развития психики. Основой перехода явился труд людей представляющий собой их совместную цель. Сознание – коллективный продукт. Основной предпосылкой и условием возникновения человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором влияющим на развитие сознания была трудовая деятельность основанная на совместном употреблении орудий труда. Мозг; рука, как орган труда; речь!

Сознание имеет целенаправленный, активный характер и является общественным продуктом.

Структура сознания

1. Совокупность знаний о мире;

2. Различие субъекта и объекта; отношение субъекта к объекту;

3. Возможность целеполагающей деятельности.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: