Рейтинговая контрольная работа




Нурмухаметова Елена Алексеевна МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»

«Знания даются всем одинаково, но получают их и применяют все по- разному»

Если мы сегодня будем учить детей так, как вчера,

то мы украдем у них завтра

Джон Дьюи

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные. Впервые в новом Стандарте сделан акцент не на содержании образования, а на его результатах. Фактически впервые продекларирован отказ от приоритета только репродуктивных знаний, умений и навыков. Результаты освоения основной образовательной программы рассматриваются как интегральная характеристика личности младшего школьника, которая включает в себя предметные результаты, ключевые компетенции, личностное развитие. Такой подход к планируемым образовательным результатам вынужден был изменить подходы к системе оценивания школьников, а именно переход на критериальную, содержательную оценку, расширения форм и способов оценочных процедур.

Актуальность данной темы заключается в том, чтосовременная начальная школа – нацелена на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Поэтому сегодня, у нас, учителей, меняются подходы к системе оценки учебных достижений.

Таким образом, система оценки по новым ФГОС становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования конечно, это все усложняет работу учителя, но только на первом этапе, т. е. в первом классе. Необходимо учащихся с первых дней пребывания в школе учить самооценке, взаимооценке и фиксации своего результата условными обозначениями, Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

- оценивать свою работу по заданным учителем критериям

- соотносить свою оценку с оценкой учителя;

Для фиксации оценки и результатов учитель использует.

Рабочий журнал.

Дневник наблюдений или Листы наблюдений.

Таблицы образовательных результатов по предметам.

Тематические оценочные листы.

У обучающихся

Портфолио (Портфель достижений).

Карта достижений или Карта успехов

Рефлексивная карта.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Понимая важность этой проблемы, я начала искать пути её решения. Я ввела в практику развёрнутую систему оценочных взаимоотношений, сотрудничество ребёнка и взрослого в процессе оценивания. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания, как важнейшей составляющей самообучения.

Поделюсь опытом, какие виды и формы содержательной оценки я использую в своей работе.

Рейтинговая контрольная работа

Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Непременное условие – рейтинг анонимный: на доске демонстрируется сумма баллов максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания.

«Доска достижений» – этоместо для презентации детских работ.

Так, попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он это делал,

Особое внимание на уроке я уделяю совместному определению критериев оценивания различных видов работ, на это на уроке тратится 3-4 минуты, но время окупается: учащиеся становятся участниками процесса оценивания. Ребёнок оценивает свою работу по заданным критериям сразу после её выполнения. Такая самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю.

Остановиться хочу на Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)?

2. Справился правильно или с ошибкой?

3. Справился самостоятельно или с помощью

4. Каков был уровень задачи (задания)?

5. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

6. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

«Рефлексивная карта ученика»

Ученики на листах или в тетради записывают основные темы программы и отмечают, как они справились с работой: безошибочно или допустили ошибки Эта работа позволяет чётко видеть ученику неусвоенные вопросы и неотработанные умения.

Портфолио

Для оценки достижений планируемых результатов начального общего образования, создаем «Портфолио» в него включаем материалы., характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах. - Выборки детских работ –результаты стартовой диагностики; итоговой комплексной работы

Стартовую диагностику проводим в начале учебного года, в 1 классе - это диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Для выявления уровня развития метапредметных УУД используем комплект «Учимся учиться и действовать» и методические рекомендации для учителя.В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса.

При текущей аттестации учитель оцениваетдиагностические работы, или стандартизированные контрольные работы. Диагностическая работа может носить тестовый характер. Но обязательно содержать разные задания: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом.

Стандартизированные контрольные работы составляются на разных уровнях сложности (базовый и повышенный). Самое главное в стандартизированной контрольной работе – это не «разброс знаний», а их глубина. Кроме того, оценивая предметные результаты, учитель оценивает и метапредметные результаты.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.) Личностные результаты оценке не подлежат.

Итоговой аттестацией является выполнение комплексной работы, которая проверяет не только предметные, но и метапредметные результаты. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований Успешное выполнение заданий дополнительной части может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

Вывод Работая по новым стандартом, каждый учитель в полной мере должен владеть новой технологией оценки образовательных результатов. Грамотно фиксировать результаты и учить детей оценивать свою работу.

« Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»

Желаю Вам творческих успехов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: