Современные теории демократии.




Понятие "демократия"(от греч. demos -народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа. Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Характерные черты:

-избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании; -наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

-разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; -многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, нодействующих в рамках конституции;

-принятие политических решений

большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия - прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и


управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

Либеральная теория демократии.

Демократию рассматривает как

ответственное и компетентное правление. Источник власти - народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

Теория плюралистической демократии.
отрицают наличие в обществе единой воли
народа как основы для деятельности
власти, так как люди в своих действиях
исходят из принципа не общественной, а
личной пользы. Таким образом, общество
рассматривается как совокупность
социальных групп, стремящихся к
реализации своих интересов.
Теория эгалитарного элитизма. И.
Шумпетер. свободный и суверенный народ
обладает в политике весьма

ограниченными функциями. Рядовые
граждане лишь избирают промежуточный
институт, который впоследствии

формирует правительство, а затем
полностью отстраняются от управления.
Поэтому демократия представляет собой
не что иное, как сугубо институциональное
мероприятие, обеспечивающее

соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Конкурентная теория демократии исходит
из признания возможного несовпадения
интересов различных групп и права
выражать собственное мнение. Основой
для соглашения считается принцип
большинства, но признается, что
меньшинство имеет право быть
услышанным. Идеи конкурентной

демократии конкретизируются в

либеральных и плюралистических теориях демократии.

Либеральная концепция демократии
основана на парадигме автономности
личности и ее первичности по отношению
к народу, на требовании ограничения
внешнего давления на индивидуальную
свободу, на утверждении, что вся
политическая власть, в конечном счете,
находится в руках людей.
Теория консенсуальной демократии,
разработанная А. Лейхартом. четыре
принципа: максимальная автономность
каждой группы в решении своих
внутренних вопросов; пропорциональное
представительство в органах власти и в
распределении ресурсов; коалиционное
правительство; принцип взаимного вето,
гарантирующий меньшинствам

дополнительные механизмы защиты собственных интересов. Подобная модель


может быть эффективна в многосоставных
обществах, т.е. в обществах с
выраженными сегментными

противоречиями религиозного,

культурного, регионального, расового и
этнического характера.
Плебисцитарная модель (М.Вебер)

сводит участие граждан к периодическому
вынесению «вотума доверия» тому или
иному кандидату и обычно изучается с
точки зрения деградации института
выборов. По его мнению, понятия
народного суверенитета и общей воли
народа в настоящее время обесценены,
поскольку их реализация возможна только
при прямом волеизъявлении народа, что
можно организовать лишь в малых
обществах. Любая организация

представительства интересов граждан неразрывно связана с их вытеснением из политики и с установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать право контроля над властью и аппаратом управленцев всенародно избранному лидеру. Поэтому демократия, с данной точки зрения, представляет собой совокупность процедур и соглашении, направленных на выбор легитимного лидера.

Джеймс Бучанан и Гордон Таллок
придерживаются неолиберального подхода
. Они полагают, что элиты стремятся
усилить роль государства и бюрократии в
собственных интересах за счёт не слишком
внимательной общественности. Они также
обращают внимание, что вклад одной
конкурирующей группы в исход
голосования обычно не играет решающей
роли, так же как и голос одного
гражданина. Лишь немногие круги
способны оказывать влияние на
правительство, и они это делают за счёт
всех остальных. Неолибералы утверждают,
что попытка организовать

демократическое государство с широкими
полномочиями заведомо будет

неэффективной. В настоящее время понимание демократии продолжает активно разрабатываться в соответствии с новыми реалиями и тенденциями развития политической жизни, в соответствии с учетом особенностей функционирования сложных современных обществ. Например, для изучения так называемых переходных обществ в политической науке было разработано понятие делегативной демократии (Г.О Доннел), которая характеризуется слабостью имеющихся политических институтов, место которых, как правило, занимает клановость и коррупция. Делегативная демократия


основывается на предпосылке, что победа
на президентских выборах дает право
победителю управлять страной по своему
усмотрению в рамках существующих
конституционных ограничений и

установившихся властных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: