В связи с появлением такого явления как «скулшутинг» за последние годы было опубликовано множество работ о предотвращении школьного насилия. Некоторые из них, были посвящены конкретно предотвращению стрельбы в школах. Другие же больше внимания уделяли предотвращению школьного насилия в целом. Однако для того, чтобы люди могли определить потенциальную угрозу, им нужно знать, каковы отличительные признаки потенциальных школьных агрессоров, каковы их причины.
Так что же происходит с детьми, почему они берут в руки оружие и идут расстреливать одноклассников? Общество навешивает ярлыки и обвиняет во всем Интернет, социальные сети, компьютерные игры, боевики и множество чего еще, забывая о главном. Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.
Рассматривая эти факторы, мы будем вместе с ними рассматривать возможные пути решения этих проблем.
Среди внешних факторов можно выделить:
- отсутствие внимания родителей к ребенку ( Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем).
Возможное решение: организация совместных с родителями коллективных дел, праздников, поездок, экскурсий. Например в нашем классе в этом году уже прошли такие мероприятия: театральный фестиваль «Маленькая страна» (репетиции фрагмента спектакля, подготовка декораций, костюмов осуществлялась родителями совместно с детьми); сейчас полным ходом идет подготовка к конкурсу на лучший украшенный к новому году кабинет (декорации готовят дети с помощью родителей).
-ссоры с членами семьи (Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.)
Возможное решение: родительский всеобуч по психолого-педагогическому просвещению родителей:
1. Тематические родительские собрания
2. Практикум по обмену родительским опытом воспитания
3. Круглые столы по обсуждению проблем воспитания. Например: «Воспитание самостоятельности у детей», «Можно ли обойтись без наказаний?»;
-доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме (Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет.)
Возможное решение: Лекция для родителей « Защитите ребенка от огнестрельного оружия!" (в которой особое внимание уделяется хранению оружия в доме, если таковое имеется);
- трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами (Сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Задача учителя совместно с родителями – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.);
Возможное решение: помочь родителям организовать досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций); Мы вместе с детьми сформулировали правила жизни в классе: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся -- их разнимают."и.т.п.
- буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части (Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»)).
Возможное решение: Я с самого первого дня пресекаю любые насмешки над неудачами одноклассников. Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует – попросить его о помощи в оформлении класса, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе – предложить ему выступить с докладом на уроке, и т.д.). Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, и т.д. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
- смерть родственников и друзей;
Возможное решение: Смерть близкого человека – одно из самых тяжёлых событий в жизни. Поэтому дети, испытывающие горе в связи с потерей близких людей, нуждаются в особом подходе, поддержке.
Обычно рекомендуют, чтобы после похорон дети возвращались в школу по возможности быстрее, но подходить к этому вопросу нужно строго индивидуально. Ребёнок часто боится оставить родителя, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребёнку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома. Возвращение в школу может быть трудным: встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Однако дети, как правило, не очень-то чуткие, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребёнка не дразни" ли и не задирали. Когда ребёнок придёт в школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия к себе. Его семья также требует поддержки. Важно знать, что именно и в каком объёме близкие сказали ребёнку об утрате. Поглощённый собственными переживаниями родитель может потерять контакт с ребёнком, и учителя нередко оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия;
-интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга». Под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни. При совокупности перечисленных выше факторов СМИ, видеоигры, социальные сети могут явиться триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка.
Возможное решение: Установление программ «родительского контроля», отслеживание круга общения ребенка в интернете родителями.
К внутренним факторам следует отнести:
- Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
Возможное решение: учить разрешать конфликты мирным способом, словами, не таить и не копить обиду, говорить, что не нравиться (Классные часы «Как разрешить конфликты мирным путем?», «Конфликты и пути их разрешения»), обратитесь за помощью к специалисту (школьному психологу) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.
- внушаемость и ведомость ребенка;
-психические отклонения у ребенка (Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг.
Возможное решение: Своевременное обращение к соответствующим специалистам.К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью).
Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и не все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали свое влияние пролонгированно, то есть воздействовали на психику ребенка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, но ему понадобится помощь психолога и родителей.