Регион как социально-экономическая система, основы классификации типов регионов РФ




Регион — определённая территория,

обладающая целостностью и взаимосвязью её
составных элементов. Также используется в
значении территориальной

единицы государства. Существует несколько
подходов к определению понятия «регион».
Экономический подход определяет регион
как часть народнохозяйственного комплекса
страны, характеризующаяся завершенностью
воспроизводственного процесса и в
совокупности обеспечивая целостность
национальной экономики. Регион
социально-экономическая система, основные
звенья которой (мат. производство и соц.
сфера) сбалансированы. Регион
территориальное образование, имеющее
собственное региональные органы

управления и четко очерченные границы, в пределах которых воспроизводятся соц. и экономические процессы жизнеобеспечения населения. Регион - система, образующая социальную общность.

Чаще всего в основу классификации регионов
кладутся следующие критерии: уровень и
темпы экономического развития, тип
территориальной структуры, коэффициент
плотности населения, темпы прироста
населения, характер и коэффициент
производственной специализации и др.
В настоящее время в Российской Федерации
насчитывается 8 экономических районов,
совпадающих с региональными и
межрегиональными ассоциациями

экономического взаимодействия. Понятие
«экономический район» является основным
элементом территориальной структуры
народно-хозяйственного комплекса страны.
Он выделяется специализацией в
территориальном разделении труда, имеет
присущую только ему структуру хозяйства,
получившую развитие на основе
специфического для данной территории
сочетания природных ресурсов и социально-
экономических предпосылок. Обязательный
признак экономического района —
относительно законченная система

воспроизводственного процесса.


Военный округ (ВО) — территориальное общевойсковое

объединение соединений, частей, военно-

учебных заведений и различных местных военных учреждений, на 1 декабря 2010 года-4.

Другой крайностью являются попытки
регионального анализа и выработки
рекомендаций для экономической политики
по максимально укрупнённым

территориальным ячейкам - федеральным
округам (8). При этом упускается из вида, что
в состав каждого из федеральных округов
входят принципиально разные по потенциалу,
специализации и проблематике регионы.
Административно-территориальный признак
классификации регионов особенно

распространен в РФ (83).
Выделяют 4 базовые группы регионов:
«локомотивы роста», «опорные»,

«депрессивные» и «спецтерритории». Группа
«локомотивов роста» характеризуется
высоким уровнем социально-экономического
развития, наличием центров науки и высоких
технологий, сформированной стратегической
инициативой, имеющей значение для всей
страны. «Опорные регионы» - недостаточная
конкурентоспособность выпускаемой

продукции, низкий уровень жизни населения,
отсутствие реалистичных проектов развития.
Наиболее многочисленна группа

«депрессивных» регионов (более половины
субъектов РФ). Особое внимание
федеральных властей привлекают

«спецтерритории», к которым отнесены
Чеченская Республика и Ингушетия.
Особый интерес концепция кластерного
управления региональной экономикой
приобретает в свете усиления роли
внешнеторговой деятельности в социально-
экономическом развитии регионов,
способствующей экономическому росту.
Одним из преимуществ является усиление
роли экономических факторов и снижение
административных. Кластер —
сконцентрированная на некоторой
территории группа взаимосвязанных
компаний: поставщиков оборудования,
комплектующих и специализированных
услуг; инфраструктуры; научно-
исследовательских институтов; ВУЗов и
других организаций, взаимодополняющих
друг друга и усиливающих конкурентные
преимущества отдельных компаний и
кластера в целом.

Кластеры в России: Поволжский
автомобильный кластер, фармацевтический
кластер в Калужской области, кластер по
производству автомобилей и

автокомпонентов в Калужской области.

22. Сущность и состав региональных
финансов, их роль в экономическом и
социальном развитии территории.

Финансы региона - неотъемлемая составная


часть финансовой системы страны. Это денежные ресурсы и потоки (в наличной или безналичной форме), обеспечивающие нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый жизненный уровень населения данного региона.

Региональный бюджет — это фонд денежных
средств, формируемый по решению и под
ответственность соответствующего

регионального депутатского корпуса и
исполняемый на основе регионального
законодательного акта — закона о
бюджете — уполномоченной

государственной структурой.
Консолидированный бюджет региона
включает в себя непосредственно сам
бюджет, бюджеты городов областного
подчинения, бюджеты районов, каждый из
которых объединяет входящие в состав
района бюджеты местных органов власти.
Региональные бюджеты получили название
бюджетов субъектов РФ. Региональные
бюджеты занимают двойственное положение,
поскольку одновременно являются и
самостоятельным элементом, и звеном в
единой бюджетной системе государства.
Доходы бюджета слагаются из налоговых и
неналоговых поступлений. Трансферты,
предоставляемые регионам из федерального
фонда поддержки регионов, обладают
выраженной социальной ориентацией и
призваны содействовать выравниванию
бюджетной обеспеченности разных

территорий в расчете на душу населения. Под трансфертами понимаются дотации, субсидии и субвенции. Дотация — это денежные средства, не имеющие целевого назначения; субвенция — средства, имеющие целевое назначение; субсидия — средства на финансирование части совместного проекта. Из бюджетов регионов осуществляется финансирование расходов: 1) на содержание региональных органов власти; 2)проведение референдумов и выборов; 3) деятельность СМИ; 4) формирование государственной собственности; 5) поддержание и развитие региональной дорожной сети; 6) реализацию региональных целевых экономических и социальных программ; 7) обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ; 8) оказание финансовой помощи местным бюджетам.

При дефиците средств бюджета регион может взять кредит или использовать другие формы заимствований.

Для финансирования текущих расходов и обслуживания долга регионы могут проводить эмиссию ценных бумаг, но здесь имеются свои ограничения. Главное из них -лимитирование размеров долга. Объем годовых заимствований не должен превышать 30%, а общая сумма обслуживания долга в год не должна превышать 15% объема расходной части регионального бюджета.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: