Философия Нового времени. Ф и л о с о ф и я




Ф и л о с о ф и я

 

Античная философия
этапы главный философский интерес
натурфилософия материальная субстанция – Фалес, Гераклит атомы + пустота – Левкипп, Демокрит числа - Пифагор
интеллектуализм идеи – Сократ, Платон форма – Аристотель
эллинистическая философия самодостаточность человека – киники счастье человека как наслаждение – эпикурейцы человек и его космическая судьба – стоики мудрое молчание - скептики
неоплатонизм иерархия: Единое – Благо – Мировой Ум – Мировая Душа - Материя
Средневековая философия
философствования в вере Августин «Верую, чтобы понимать» основной интерес – люби Бога и тогда делай, что хочешь; воля как сущность личности; свобода как черта воли, а не разума. основные идеи – монотеизм, теоцентризм, вера в Бога, любовь к Богу, надежда на спасение, добрая воля
гармонизация веры и разума Фома Аквинский основной интерес: вера ведет разум, разум подкрепляет веру; философия – это введение к религии; свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога. основные идеи: совесть, духовность человека, символизм.
Философия Нового времени
XV-XVIвв. гуманизм, эстетическое отношение к действительности
XVIIв. Декарт ясные идеи и дедуктивные построения теории
XVIIв. Локк теория познания: сенсуализм
XVIIIв. Кант априорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIXв. Гегель универсальная системная философия идей
XIXв. Маркс концепция общественного труда, критика капитализма
XIXв. Ницше критика «разумных» ценностей
Философия XX века
феноменология «работа» сознания с феноменами
герменевтика бытие человека в мире, поиск сущего
аналитическая философия логический анализ языка, употребление языка
постмодернизм деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
Философия о человеке
античность микрокосмос
душа + тело; душа есть проявление идеи – Платон душа – это форма человека - Аристотель
средние века духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
новое время
  • существо разумное и действующее по законам разума –
Локк, Кант
  • проявление общественных отношений – Маркс
  • существо волевое и страстное - Ницше
XX век
  • существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания – Гуссель и феноменологи
  • существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) – Хайдеггер и герменевтики
  • существо, границей которого, его подлинной природой является язык – Витгенштейн, Остин и аналитики
  • существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразия – Деррида, Фуко, Лиотар и постмодернисты
  • существо, в котором бессознательное господствует над сознательным - Фрейд
Философия об обществе
античность совокупность людей, более или менее удачно живущие по законам справедливости
средние века «Град земной», стремящийся к «граду небесному»
новое время · люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором – Локк, Руссо · продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности - Маркс
XX век · система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей – Вебер, Парсонс, Сорокин · коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организованной дискуссии - Хабермас
Философия о красоте
античность космически гармоничное и соразмерное
средние века символ божественности
новое время · характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций – классицизм · характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру - романтизм
XX век · ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства – феноменология · сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины – герменевтика · эмоция – аналитическая философия · воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного - постмодернизм
Философия о добре
античность идеал добра – благо; основные добродетели – мудрость, справедливость, мужество
средние века идеал добра – Бог; основные добродетели – вера, любовь, надежда, совесть
новое время · рассудочный свободный человек – Локк, Руссо · абсолютный нравственный закон – Кант; основные добродетели – разумность, свобода · общество без эксплуатации – Маркс; основные добродетели – преданность делу пролетариата · сверхчеловек – Ницше; основные добродетели – воля к власти
XX век · идеал добра – положительные ценности - феноменологи; основные добродетели – умение пользоваться феноменологическим методом. · идеал добра – достижение единства с сущим, с сущностью вещей - герменевтики; основные добродетели – адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. · идеал добра – умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков - аналитики; основные добродетели – быть последовательным в своих действиях · идеал добра – деконструкция лого- и других центризмов - постмодернизм; · основные добродетели – умение «рассеивать» устоявшиеся ценности.
Философия природы
античность природа – это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
средние века природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог – человек – природа последним звеном является природа
новое время природа – это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе
XX век · природа – это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой – Вернадский, Шарден · природа – это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу – герменевтики · природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека – аналитики · природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества - синергетики
Мыслители прошлого об обществе и человеке
древнеиндийские веды мир богов мир людей мир демонов (райская жизнь) брахманы, кшатрии духов, обитателей вайшья, судры ада
японская мифология боги Идзанаги и Идзанами отделили земную твердь от хляби. Две идеи: идея творения (мир создан божественным существом) и идея развития (мир развивался из хаоса, воды и пр.)
даосизм человек делит мир на Инь (темное начало) и Янь (светлое начало). Человек идет по «срединному пути»
конфуцианство Личность не «для себя». Но для общества

 

Античная философия

Основные понятия:

 

1. Киники – основатель Антисфен. Бедственное и унизительное положение избиралось ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки мнимостью.

2. Эпикуреизм – основатель Эпикур. Учение и образ жизни, в основе которого предпочтение материальным радостям жизни.

3. Стоицизм – наиболее яркие представители Зенон и Хрисипп. Основа философии – логика. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору.

4. Скептицизм – основатель Пиррон из Элиды. Отказ от возможности дойти до истины. Не только обратили внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агностицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.

 

Для философии античности характерны:

1. органическая связь натурфилософии и космогонии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;

2. понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;

3. подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;

4. отсутствие субъективного восприятия мира. Любое знание, любая мысль проникают в разум индивида извне, как частица Логоса, единого бытия и воли божественных сил;

5. антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона);

6. инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловленного физическими законами;

7. обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «рождение – гибель»;

8. параллельное развитие науки и философии.

 

Средневековая философия

Основные понятия:

 

1. Патристика (IV-VIII вв.) – система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства – Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Григорий Нисский.

2. Схоластика (VI-XVвв.) – период соединивший теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры.

3. Эсхатология – учение о конце мира: история – это процесс, направляемый Богом к заранее определенной цели – царству Божию. Достижение его – это конечная цель и смысл человеческого существования.

4. Пантеизм – учение эпохи Возрождения, согласно которому Земля – центр мироздания; идеи вечности и бесконечности Вселенной, наличие бесчисленного множества миров, вращение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Отождествляло Бога и природу.

 

Для средневековой философии характерны:

 

1. теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего провозглашался Бог. Высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии);

2. одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. сreation – создание), согласно которому вселенная была сотворена Богом;

3. в основу мирового порядка положен принцип провиденционализма (от лат. providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение;

4. основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное провидение.

 

Философия Нового времени

Основные понятия:

1. Гносеология – учение о познании

2. Эмпиризм – течение в гносеологии. Сторонники эмпиризма выводили знание из чувственного опыта (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк)

3. Рационализм – учение в гносеологии. Решающая роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить.

4. Агностицизм – учение о непознаваемости мира

5. Деизм – учение о том, что Бог – это безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться.

6. Теизм – официальное учение католической церкви.

 

Современная философия

 

1. Феноменология – философское направление, изучающее феномен сознания. Источник всех теорий и понятий – мир повседневности (жизненный мир).

2. Экзистенциализм – философское направление, признающее подлинной реальностью бытие единичной человеческой личности.

3. Позитивизм – философское направление, развивающее методологию и методики научного познания. Истинным является лишь то знание, которое получено при помощи эксперимента или опыта.

4. Постмодернизм – направление в современной философии, предпринявшее критику некоторых положений классической философии XIXв. И видящее своей задачей обоснование необходимости философского плюрализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: