Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с информацией о развитии автомобилестроения в России, о назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ», с технологическим процессом сборки на конвейере; учить анализировать конструкцию реального объекта, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное, неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отверткой, составлять план, заполнять технологическую карту, выполнять сборку модели «КамАЗ» с имитацией бригадной работы; развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, мышление; воспитывать интерес к предметно-практической деятельности |
Тип урока | решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Автомобильный завод, конвейер, операция |
Наглядно-демонстрационный материал | · мультимедийная презентация по теме, образец изделия. · Видеоряд: https://yarovenkosp.ucoz.ru/_pu/1/41927917.jpg https://www.findfoto.ru/foto/medium/18/17512.jpg https://www.detskie.org/uploads/f1/s/18/262/image/579/403/medium_4.jpg https://www.remarkablecars.com/antique-fire-trucks.jpg https://tainy.net/wp-content/uploads/2010/08/36zis131.jpg https://img11.nnm.ru/6/2/e/d/d/9c1c7c9d10d6b05f22587c8d6d4.jpg https://www.graycell.ru/picture/big/zil.jpg https://inetauto.ru/uploads/posts/2010-03/thumbs/1268931994_32.jpg https://www.oldmos.ru/upload/photos/1/5/a/800_15a283f91ef5cec7b82c7f0d72b0b559.jpg https://mirtransporta.ru/uploads/posts/2011-01/1296477491_img_0038.jpg https://www.rbauto.ru/images/banners/splash_kamaz_2.jpg https://i1.i.ua/prikol/pic/2/4/304442_296538.jpg https://www.carobka.ru/imgs/b/49454.jpg |
Продолжение табл.
Оборудование | учебник, рабочая тетрадь; металлический конструктор и конструктор «Лего» | ||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с назначением и конструкцией автомобиля «КамАЗ», с технологическим процессом сборки на конвейере; научатся выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное, неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отверткой, составлять план, заполнять технологическую карту, выполнять сборку модели «КамАЗа» с имитацией бригадной работы. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге; регулятивные – научатся организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу ее выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные – принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого» | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | |
I. Организационный | Эмоциональная, | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Что мы будем делать на ближайших двух уроках технологии? Отгадайте! | Слушают учителя, отгадывают | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельнос- | Устные ответы | |
Продолжение табл.
момент | психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока | Читает загадку: Силач на четырех ногах В резиновых сапогах Прямиком из магазина Притащил нам пианино. – Правильно, это грузовая машина. Без этих машин не сможет существовать ни одно предприятие. Что могут перевозить эти автомобили? Какая грузовая машина самая известная в нашей стране? Это КамАЗ. Модель этой машины вы и будете делать на предстоящих уроках | загадку | ти; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | ||
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | организует проверку выполнения домашнего задания. – Прочитайте текст (рабочая тететрадь, с. 18). – Какие пропущенные слова вставили в предложения? – Перечислите технологические операции, которые будут общими для изготовления малахитовой шкатулки, выполняемой из пластилина в технике «русская мозаика» | Участвуют в коллективной беседе, зачитывают свои рассказы-описания изделий из поделочного камня | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового мате- | Словесно-ил- люстративный | – Перед человеком за всё время его существования стояла проблема преодоления расстояния. К этому его толкало не только любопытство, желание увидеть новые земли и наладить сообщение с соседями, но и необходи- | Смотрят презентацию, слушают учителя, | Фронтальная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятель- | Устные ответы |
Продолжение табл.
риала | рассказ «История автомобилестроения». Просмотр мультимедийной презентации. Работа с учебником (с. 28) | мость перевезти груз из одной точки в другую. Еще в далеком 1896 году началась история грузовых автомобилей, и начал ее известный изобретатель и автомобилестроитель Готлиб Даймлер, соорудив грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Днем рождения автомобильного транспорта России следует считать 16 июля 1872 года, когда Александр Иванович Орловский получил первую государственную лицензию на перевозку тяжестей в Санкт-Петербурге посредством паромобиля. С тех пор грузовые автомобили претерпели значительные изменения. А. И. Орловский начал проводить эксперименты с двигателями внутреннего сгорания в 1884 году. А в 1889 году на собственный страх и риск организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей на основанном им небольшом заводе в Санкт-Петербурге. Двигатели конструкции А. Яковлева имели для того времени немало передовых конструкторских особенностей (электрическое зажигание, съемая головка цилиндра, смазка под давлением). В 1893 году они экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго и были отмечены премией. Прочитайте, каким был первый автомобиль, в учебнике (с. 28). Давайте рассмотрим, как выглядели первые грузовые автомобили и как выглядят современные. Показывает слайды, комментирует их. – Где же производят современные грузовые автомобили в нашей стране? Прочитайте об этом в учебнике (с. 28). Отметьте эти города на карте страны (рабочая тетрадь, с. 4–5) | делятся впечатлениями; работают с учебником, анализируют информацию, выполняют задание, отвечают на вопросы | ностью. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на них. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Продолжение табл.
Работа с учебником (с. 28– 29). Камский автомо- бильный завод и модели автомобилей | – КамАЗ – наиболее известный российский автомобиль за рубежом. Знаете почему? Прочитайте об этом в учебнике (с. 28). Да, команда КамАЗа очень известна. И вы, вероятно, тоже слышали об их победах в ралли Париж – Дакар. Но, кроме гоночного варианта автомобиля «КамАЗ», существуют и другие. Его используют для перевозки самых разных грузов. Давайте, рассмотрим модели КамАЗа в учебнике (с. 29). Определите особенности каждой модели, сравните их | Слушают учителя; работают с учебником: рассматривают рисунки, читают текст, анализируют информацию, делают выводы | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы. Познавательные:общеучебные – осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации; логичес- кие – осуществляют поиск информации из разных источников. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
Работа с учебником (с. 29– 30) и рабочей тетра- | – А теперь пора узнать, как собираются машины на авто- мобильных заводах. Прочитайте об этом в учебнике (с. 29) и ответьте на вопросы: – Что означает термин «конвейер»? – С чего начинается сборка автомашины? – Чем заканчивается сборка? – Где делают кузова? | Слушают учителя, работают с учебником, рабочей тетрадью, рассматривают | Фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: под руководством учителя и в | Устные ответы |
Продолжение табл.
дью (с. 19). Технологический процесс производства грузового автомобиля | – Что означает термин «операция»? Где можно получить информацию об этом? – А теперь выполните задание в учебнике (с. 30) и ответьте на вопросы теста «Конвейер автомобильного завода» в рабочей тетради (с. 19). Прочитайте в учебнике (с. 30), люди каких профессий работают на автомобильных заводах. Выполните задание 2 в рабочей тетради (с. 19) | иллюстрации; анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы | сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; умеют наблюдать | |||
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |
IV. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Продолжение табл.
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учеб- ником (с. 31– 34) и рабочей тетрадью (с. 20–21) | помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие инструменты необходимы для изготовления модели. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 31–34), затем предлагает заполнить технологические карты в рабочей тетради (с. 20– 21). предлагает выполнить модель автомобиля с имитацией конвейерной сборки, помогает распределить роли в «бригадах», составить план работы над изделием | Анализируют готовое изделие, ин- формацию, слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах; умеют договариваться с партнерами. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия | Устные ответы | |
Практическая работа | – выполните модель автомобиля «КамАЗ» из деталей металлического конструктора и конструктора «Лего». В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Групповая | Регулятивные: умеют определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, корректировать работу по ходу ее | Выполнение модели автомобиля из конструктора |
Продолжение табл.
выполнения. Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные: умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого» | по своему творческому плану | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, оригинальность, соответствие замыслу, самостоятельность, инициативность | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, | Организует беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Устные ответы |
Окончание табл.
оценивание результатов работы | и аргументировать свою точку зрения | |||||
Домашнее задание | Объясняет задание. – Выполните задания в рабочей тетради (с. 20, 21). Принесите на следующий урок: кальку, фольгу, пластилин | Слушают учителя | Индивидуаль- ная | Наблюдение |