План урока
1. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой.
2. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
3. Вхождение Украины в состав России.
Западнорусские земли в составе Речи Посполитой
Оказавшись перед угрозой распада, Великое княжество Литовское обратилось за помощью к Польше. Поляки предложили объединиться в единое государство. Летом 1569 г. в польском городе Люблине начал работать сейм, призванный решить вопрос об объединении. 1 июля 1569 г Люблинская уния была подписана. На европейской политической карте появилось новое государство - Речь Посполитая, которой объединило земли Польши, Литвы и Украины.
Работая с п. 1 § 23 учебника, выясните причины тяжелого положения украинцев и белорусов, проживающих на территориях, которые вошли в состав Речи Посполитой.
Текст из учебника
Украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство, и имели с русскими единые национальные, религиозные и культурные корни. Большая часть украинских земель в первой половине XVII в. входила в состав Речи Посполитой. На этих землях создавались огромные владения польских и литовских магнатов. Украинские крестьяне были крепостными, их жизнь и имущество полностью находились в распоряжении феодалов. Крестьяне были обязаны нести в пользу своих господ различные повинности: работать на барщине, поставлять на хозяйский двор хлеб, птицу, яйца и др.
Невыносимые и унизительные условия труда заставляли украинских крестьян бежать от помещиков. Чтобы предотвратить бегство крепостных, землевладельцы часто посылали их на работу в кандалах и неделями не отпускали из имений.
Украинскому населению запрещалось говорить на родном языке.
Особую прослойку населения украинских земель составляли запорожские казаки. Часть из них польские короли освобождали от налогов, брали на военную службу, записывая в особые реестры (списки). Реестровые казаки состояли под началом гетмана, получали от короля жалованье и участвовали в войнах Речи Посполитой с Россией, Османской империей и Швецией. Однако большую часть запорожских казаков составляла голытьба (беднейшие казаки).
При поддержке польского короля в 1596 г. была осуществлена Брестская церковная уния, согласно которой православные епископы Киевской метрополии признали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. При этом сохранялись богослужение на славянском языке и православные обряды. Униаты отнимали у православных их храмы и монастыри, а священников, отказывавшихся присоединиться к унии, изгоняли из приходов.
Таким образом, украинское население в Речи Посполитой подвергалось тройному гнёту — феодальному, национальному и религиозному.
· Работая с п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику традициям и обычаям Запорожской Сечи.
Дополнительный материал
Запорожская Сечь в XVI— XVII вв. стала средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли к невольничьей службе».
Запорожская Сечь представляла собой что-то наподобие военного поселения, где казаки жили в казармах. Женщины туда не допускались. Казаки жили в Запорожской Сечи без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего охотничьим ирыболовным промыслом. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику коша, или общины, - кошевому атаману.
Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Все командные должности, вплоть до самого гетмана, управлявшего всем войском, были выборные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кроме того, войско имело еще и пушки.
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, егоне принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в Святую Троицу» — и перекрестить ся.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, - должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убийцу вместе с убитым им человеком зарывали в землю.
Запорожская вольница, непритязательный быт, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа. Победить или погибнуть» - такой девиз казаки писали на своем оружии.
Казаки не обременяли себя вещами. По словам Н.В. Гоголя, «деньги, платья, весь харч, каша и даже топливо» хранились у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».
«Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, всамом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны», — писал Н.В.Гоголь. Промежутки же между ними «козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». Все свободное от битв время «отдавалось гульбе — признаку широкого размета душевной воли». Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и независимость родной земли.
Н.В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.
Вопросы
· Что вам понравилось в традициях и обычаях казаков?
· Что не понравилось в традициях и обычаях казаков?