Уроки 70–71. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»




Уроки 70–71. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; создать условия для раскрытия смысла художественного произведения; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям посредством работы с текстом; воспитывать любовь к чтению
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»; научатся: раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке Метапредметные: Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста, основную мысль и тему эпизода. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать свое высказывание, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним, опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где еще может пригодиться данное умение

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Чем вам понравился Дениска? – Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему? – Мы с вами пофантазировали и решили написать письмо Дениске. Давайте посмотрим, что у вас получилось. На доске план: 1. Приветствие. 2. Представление. 3. Что тебе понравилось в Дениске? 4. А что не очень? 5. За что бы ты хотел похвалить Дениску? 6. А за что поругать? 7. Что бы ты хотел рассказать Дениске о себе? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку письма Дениске. Составляют вопросный план к сочинению-письму. «Привет, Денис! Меня зовут Надя. Мне восемь лет. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе. Итак, что я люблю?.. Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет. А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравится есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей. Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю. Пиши мне! До свидания! Надя» Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушатьв соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Внимательно прослушайте стихотво- рение.   – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? – Прочитайте тему урока. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел»? Какому человеку? – Что думают о мальчике окружающие? – Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на вкус? – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. В. Голявкина Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Все для всех» Юлиана Тувима (перевела с польского Елена Благинина). (См. ресурсный материал.) – Мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд – учеба и т. д.   – Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. – Человеку, у которого выражение лица «горькое», чело- веку, у которого грустное выражение лица, человеку грустно... Герой, скорее всего, мальчик. – Его обидел кто-то. Не хотел учиться. – Горчица горькая, ее просто так есть не будешь, ее намазывают тонко на хлеб и др. – Надо выявить причины грустного настроения героя. Цель урока: выяснить, почему мальчику грустно, и почему ему сказали, что он наелся горчицы? Гипотеза: Кто-то обидел героя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения.Знакомство с биографией В. Голявкина Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. (См. ресурсный материал.) – Виктор Голявкин – писатель, а еще кто? – Откуда автор брал сюжеты для рассказов? – Продолжите предложение: «Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…» Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.     – Виктор Голявкин – художник и писатель. – Сюжеты для рассказов брал из жизни.   – Героями чаще всего являются мальчики Выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содер-жанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Прочитайте слова, читая только подчеркнутые буквы: Эк па с м ка ун в т а б т ы ор (экскаватор). Э м кс л к ыв ав ун а щ то пф рщ с и о к (экскаваторщик). За бр че ре р а пы ш ва та е л т (зачерпывает).     – Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины? – Придумайте предложение с прочитанными словами. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему? – Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик? – Почему в ясный, солнечный день ему было скучно? – Чему учит рассказ В. Голявкина? – Какой по настроению рассказ вы услы-шали? – Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему? – Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»? – Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите. – Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать: «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся»? – Попробуйте изобразить его мимикой. – Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?! Давайте перечитаем рассказ частями по ролям заполним таблицу и выясним это Работают с толковым словарем. Экскаватор – машина, которую используют при земляных работах, она ковшом вычерпывает землю и др. Проспект – это большая широкая улица в городе. Строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения). Патент – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением. Штукатурить – покрывать (стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки. – Экскаватор ковшом зачерпывает землю.     Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Веселый рассказ. – Название рассказа – это слова мальчика из текста.   – Когда объелся горчицы, то выражение лица – горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное… Читают рассказ и заполняют таблицу Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Читать рассказ будем по частям и составлять по ходу чтения план. Прочитаем первую часть с начала рассказа до слов «…ходи себе и ходи». – Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. – Как можно его назвать, если он прогуливает занятия? – Как вы думаете, что могло произойти дальше? – Что даст ему встреча? – Проверим наше предположение. Читаем рассказ дальше и составляем план. – Прочитаем вторую часть по ролям до слов «вздохнул и дальше пошел». – С кем встретился мальчик? – Чем закончилась встреча с шофером? Почему? – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем третью часть по ролям до слов «значит, я опоздал немножко…». – С кем заговорил мальчик? – Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? – Как они отнеслись к мальчику? – Какие чувства он испытал? – Прочитаем четвертую часть по ролям до слов «метлы даже жалко». – Почему дворник прогнал мальчика? – Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик? – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем пятую часть до слов «рабочие на лесах штукатурят, красят». – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем шестую часть по ролям до слов «неудобно как-то». – Как удалось кондуктору разоблачить мальчика? – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем седьмую часть по ролям до конца. – Заполните таблицу по разделам.   Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?   – Но почему мальчик прогуливает занятия в школе? Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.   – Хотелось петь, испытывал радость.   – Прогульщик.   – Его могут отругать, сделать замечание и т. д.     – Мальчик встретился с шофером. – Шофер его прогнал.   – Эти двое были изобретателями.     – Метла для работы.     – По выражению лица мальчика кондуктору удалось разоблачить его.   Заполняют таблицу во время чтения по частям.
Название части Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми он встретился Вывод. Чему встреча должна научить мальчика?
Прогульщик Хотел петь, радовался свободе    
Шофер Вздохнул и дальше пошел Прогнал («Не умеешь, не надо») Делай то, что умеешь
Изобретатели Удивление, обиду, возмущение Смеются над ним, иронизируют В мире много непознанного. Познай!
Дворник Нечем заняться, скучно, обида Злится, прогнал. «Метла для работы» Не мешай другим работать
Строители Удивление, ин-терес («головой верчу во все стороны») Прогнали, накричали Знай правила безопасного поведения
Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх Определила, что он прогульщик, разоблачила Тайное становится явным
Экскава-торщик Удивление, желание работать на экскаваторе Не захотел разговаривать Учиться надо, чтобы стать профессионалом

– Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, потому что не хочет учиться.

– Ленится, не выучил уроки, может быть, ему трудно
учиться

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных ком-муникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализации
VI. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося (рассмешившего) эпизода, готовиться к чтению по ролям. Нарисовать подробную карту маршрута мальчика. Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика. Подобрать пословицы или крылатые выражения. Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика». Продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Так почему же испортилось настроение мальчика?     – Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? – Какие выводы мы сделали? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.   – Мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, так как не хочет учиться. – Это поучительный рассказ Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: