Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр




Главным содержанием подвижных игр являются разнообраз​ные движения и действия играющих. При правильном руководст​ве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосуди​стую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в сус​тавах.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является про​ведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усили​вается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белко​вый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значе​ние могут иметь подвижные игры только при правильной поста​новке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возмож​ности заранее предусмотреть действия каждого участника. Посто​янно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содер​жание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические на​грузки были оптимальными. При систематических занятиях игра​ми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы орга​низм детей постепенно к ним приспосабливался.

Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных на​грузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.

Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызыва​ет у игроков положительные эмоции

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Игра оказывает большое воздействие на формирование лично­сти: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседнев­ной практической деятельности, в самих занятиях играми, а так­же в гимнастике, спорте и туризме.

Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в об­ществе отношениях между людьми.

Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влия­ние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элемен­тарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко пере­страиваются при последующем, более углубленном, изучении техни­ки движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесо­образно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях.

Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно вос­принимать многое и реагировать на воспринятое.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотак- тильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершен­ствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.

При проведении подвижных игр на уроках физкультуры руко­водитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронталь­ный и групповой методы (делить классный коллектив на несколь­ко групп), показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различ­ные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Подвижные игры в большой степени способствуют воспита­нию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливо­сти, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества раз­виваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с пре­одолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый пере­ход участников от одних движений к другим способствуют разви­тию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно- силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значитель­ные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников поло­жительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабе­вающей активностью многократно проделывали те или иные при­емы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значе­ние имеет путь к достижению игровой цели — характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получе­ния конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда бу­дет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр так­же может активизировать действия игроков, вызывать проявле­ние решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не долж­на разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каж­дый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, друж­ных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответствен­ности за свои поступки.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение свер­стников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды — другой, когда перед играющими возникают са­мые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают уме­ния быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быст­ро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвиж­ная игра будет эффективным средством разностороннего физи­ческого воспитания детей и подростков.

 

Развивающее значение подвижных игр.

Подвижные игры для школьников – это такие игры, которые не только приносят удовольствие и занимают детей делом, но и развивают координацию их движений, ловкость и другие физические способности их тела. По этой причине, в школе на уроках физкультуры детям предлагаются именно такие игры. Это дает возможность развивать не только их умственные способности, но и тренировать тело. Проводят подвижные игры для школьников в помещении, а также на улице. Естественно, на свежем воздухе занятия являются более полезными, но в зимнюю пору больше актуальны спортзалы. Подвижные игры для школьников дают много положительных моментов: Развивают координацию движений. Ребенок учится двигаться, управлять своим телом, а также реагировать на проявления внешнего мира. При этом, с каждым разом его реакция становится быстрее. Внутреннее чутье и логика. Если ребенок играет в одну и ту же игру уже постоянно, то он уже пытается «предсказать», что будет дальше, полагаясь на воспоминания, логику и интуицию. Выносливость. Некоторые игры особенно способствуют увеличению выносливости ребенка, что делает его в буквальном смысле сильнее. Ловкость. Ребенок быстрее не только реагирует в умственном плане, но и действует в ответ в физическом. Концентрация внимания. Фигура. При таких играх, которые в своей основе имеют некие физические нагрузки, укрепляется тело ребенка, формируется хорошая осанка, укрепляются мышцы, а соответственно, и ускоряется обмен веществ. Все эти факторы положительно влияют на фигуру ребенка и направление ее развития в будущем. Развитие творчества. При таких играх развивается не только физическая форма, но и творческий подход к действию у ребенка. Это позволяет развивать фантазию.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: