Мотивация и запоминание.




Мотивации тесно взаимодействуют с механизмами памяти. Мотивации, формирующиеся под воздействием внутренних метаболических потребностей и факторов окружающей среды, обладают выраженной способностью по опережающему принципу извлекать из памяти генетический и индивидуальный опыт субъектов по удовлетворению лежащей в их основе доминирующей потребности. Итак, в системной организации целенаправленных поведенческих актов мотивации выступают как ведущий фактор фиксации опыта в памяти, способности его удержания при наличии препятствий к достижению цели и, наконец, обусловливают быстрое извлечение накопленного опыта из памяти. Из этого следует важная практическая рекомендация: запоминание всегда успешно при наличии выраженной мотивации. Лучше запоминается тот предмет, который представляет для обучающегося наиболее значимый интерес.

Мотива́ция (от lat. «movere») — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Произвольное запоминание является специальным действием, задача которого запомнить на долгий срок. Нередко говорят о специальной мнестической деятельности. Для успешного осуществления этой деятельности производится работа по выделению смысловых блоков, составлению плана, выявлению ключевых слов, составлению схем. Кроме того, проводится деятельность по организации повторения. Длительность произвольного запоминания зависит от мотивов. Жизненно важный материал несущий большую смысловую нагрузку, обычно, быстро и хорошо запоминается.

 

26. Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.

Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Речь включает процессы коммуникации передача информации.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Таблица из учебника маклакова Функции речи

Функции речи(по маклакову):

- выражение (высказывание своего отношения)

- воздействие (попытка воздействовать на кого либо)

- сообщение (обмен информации)

- функция обозначения (способность давать название предметам и явлениям)

Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

 

Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов, звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Устная речь является простой формой разговорной речи,. Речь устная – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь подразделяется на диалоговую, монологовую.

Устная речь может быть активной и пассивной. Активная речь это речь говорящего человека, пассивная речь – речь слушающего человека.

Письменная речьобладает сложностью в своем построении, Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами, возникает позже устной речи (6-7 лет), подвержена изменению (переписать), всегда можно посмотреть что написал.

Речь письменная – речь, реализующаяся в форме доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит также речь жестовая или мимическая. В отличие от нее, письменная речь закреплена в виде письменного текста. С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает спецификой на трех уровнях: а) В ней используется графический ряд; б) Существуют отношения в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. в) Существуют языковые формы, принятые в письменной речи, но необязательные в устной. Полностью умения письменной речи формируются не раньше старшего школьного возраста.

 

Кинетическая речь – речь в виде жестов. Эту речь используют люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания.

Внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления.

Речь и мышление Речь процесс формирования и передачи мысли по средством языка. 1) между речью и мышлением существует единство; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики. Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: