Определение пародонтального индекса




Пародонтальный индекс (ПИ) (Рассел А., 1956), дает возможность учесть наличие как гингивита, так и других симптомов патологии пародонта: подвижность зубов, глубину клинического кармана и др.

Используют следующие оценки:

· 0 - нет изменений и воспаления;

· 1 - легкий гингивит (воспаление десны не охватывает весь зуб);

· 2 - гингивит без повреждения прикрепленного эпителия (клинический карман не определяется);

· 4 - исчезновение замыкающих кортикальных пластинок на вершинах альвеолярного отростка по рентгенограмме;

· 6 - гингивит с образованием клинического кармана, нарушения функции нет, зуб не подвижен;

· 8 - выраженная деструкция всех тканей пародонта, зуб подвижен, может быть смещен.

Состояние пародонта оценивается у каждого имеющегося зуба. В сомнительных случаях ставят наивысшую из возможных оценок.

Для расчета индекса полученные оценки складывают и делят на число имеющихся зубов по формуле:

 
Индекс ПИ = сумма оценок у каждого зуба
число зубов у обследуемого

Значение индекса оценивается следующим образом:

· 0,1-1,0 - начальная и легкая степень патологии пародонта;

· 1,5-4,0 - средне-тяжелая степень патологии пародонта;

· 4,0-8,0 - тяжелая степень патологии пародонта.


Индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN)

Для определения индекса CPITN необходимо обследовать окружающие ткани в области десяти зубов, представленных ниже:

17 / 16   26 / 27
47 / 46   36 / 37


Указанная группа зубов создает полное представление о состоянии тканей пародонта обеих челюстей.

Исследование проводится методом зондирования для выявления кровоточивости, над- и поддесневого «зубного камня», клинического кармана с помощью специального (пуговчатого) зонда.

Оценка индекса CPITN осуществляется по следующим кодам:

· 0 - нет признаков заболевания;

· 1 - кровоточивость десны после зондирования;

· 2 - наличие над- и поддесневого «зубного камня»;

· 3 - клинический карман глубиной 4-5 мм;

· 4 - клинический карман глубиной 6 мм и более.

В соответствующих ячейках регистрируют состояние лишь шести зубов. При обследовании 17 и 16, 26 и 27, 36 и 37, 46 и 47 зубов учитывают коды, соответствующие более тяжелому состоянию. Например, если в области 17 зуба обнаружена кровоточивость, а в области 16 - «зубной камень», то в ячейку заносят код, обозначающий «зубной камень» (т.е. 2).

 

Комплексный периодонтальный индекс — КПИ (П.А. Леус).У подростков и взрослых исследуют 17/16, 11, 26/27, 31, 36/37, 46/47 зубы.

Обследование пациента производится в стоматологическом кресле при адекватном искусственном освещении. Используется обычный набор зубоврачебных инструментов.

0здоровый периодонт3зубной камень1зубной налет4патологический карман2кровоточивость5подвижность зуба

При наличии нескольких признаков регистрируется более тяжелое поражение (более высокий балл). В случае сомнения, предпочтение отдается гиподиагностике.

КПИ индивидуума рассчитывается по формуле: КПИ=(?кодов)/n

где n – число обследованных зубов.

 

17. Заболевания пародонта у детей: гингивит, пародонтит. Причины возникновения, принципы лечения.

Пародонт - это комплекс тканей, окружающих зуб и имеющих тесную генетическую, морфологическую, функциональную связи. Он включает десну, костную ткань альвеолы, периодонт, цемент корня.

Классификация болезней пародонта по ВОЗ.

I. Гингивит - воспаление десны, обусловленное неблагоприятным воздействием общих и местных факторов и протекающее без нарушения целостности зубодесневого прикрепления.
Формы: катаральный, гипертрофический, язвенный.

Течение: острое, хроническое, обострившееся, ремиссия.
Распространенность: локализованный, генерализованный.
Степень тяжести: легкая, средняя, тяжелая.

II. Пародонтит - воспаление тканей пародонта, к-е хар-ся прогрессирующей деструкцией периодонтальной связки и кости.
Течение: острое, хроническое, обострившееся (в т.ч. абсцедирующее), ремиссия.
Степень тяжести: легкая, средняя, тяжелая.

Распространенность: локализованный, генерализованный.

III. Пародонтоз - дистрофическое поражение пародонта.
Степень тяжести: легкая, средняя, тяжелая.
Течение: хроническое, ремиссия.
Распространенность: генерализованный

IV. Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тк пародонта (синдром Папийона-Лефевра, Х-гистиоцитоз, акатолазия, нейтропения, агам-маглобулинемия и др.)

V. Пародонтомы - опухолевые и опухолеподобные процессы пародонта.

Причины возникновения.

Подразделяются на 2 большие группы:

1) эндогенные неблагоприятные факторы.

2) экзогенные факторы.

Наиболее частыми причинными факторами в детском возрасте являются местные (экзогенные).

- функциональная перегрузка/ недогрузка, вызванные патологией прикуса, аномалиями положения зубов, привычкой пользоваться при жевании одной стороной зубного ряда, недостаточная гигиена полости рта => нарушение процессов самоочищения п.р. и накопление м/ф в виде пришеечных микробных бляшек.

- непосредственное механ-е/ хим-е раздражение десны з/о, краем кариозной полости, нависающей пломбой, ортодонт-ми аппаратами, различными мед-ми => локализованные поражения тк пародонта.

- скученность зубов

- недостаток апикального базиса — это когда с вестиб-й части чел очень тонкая костная пластинка и корни зуба прикрываются порой только СО, она постепенно атрофируется и появл обнажение шейки зуба.

- гипосаливация или вязкая слюна;

Под воздействием эндогенных (общих) причинных факторов, при ряде сомат-х забол-й: болезни ЖКТ, С-С и легочные забол-я, инфекц-е болезни и дисфункции желез внутренней секреции в период полового созревания, а также различные эндокринные заболевания у детей => генерализованные поражения.

Поражение пародонта у детей м.б. первичными, вызванными местными неблагоприятными факторами п.р., и вторичными (симптомат-ми), возникающими при системных забол-х детского орг-зма. Системные болезни снижают сопротивляемость ор-зма и способствуют изменению р-ции тк пародонта на местные бактер-е воздействия.

Принципы лечения

1. Профессиональная гигиена, уроки гигиены полости рта. Гигиеническое воспитание детей.

2. Симптомат-я терапия, лек-я. Хронический катаральный гингивит. Применяют:

1. протеолитические ферменты: 0,3—0,5% растворы трипсина, химотрипсина;

2. мази, содерж-е антибиотики (полимиксиновая. дибиомицииновая);

3. р-ры антибиотиков, антисептиков, трихопола 1% р-р, трихомонацид 1%, р-ры фурациллина, цитраля, микроцида;

4. противовоспал-е ср-ва растительного происхождения (сок каланхоэ, календулу, настойку чистотела).

Хронический язвенный гингивит. К противовоспал-м ср-вам добавляют пр-ты кератопластического действия:

1. Dibiomicini 2,0;

2. Metacini 0,05;

3. Lanolini 30,0.

Хронический гипертрофический гингивит. Применяют склерозирующие средства: криовоздействие, р-р глюкозы 65%, электрофорез с р-ром гепарина, лекарственные пленки с гепарином. Применяют р-ры сангивирина, гербадонта, фитодонта, мараславина на тампонах.

3. Физиотерапевт-е леч.

1. Гидротерапия (хронический катаральный гингивит).

2. Электрофорез.

3. УФО.

4. Оксигенотерапия (хрон эрозивный гингивит).

4. Устранение зубочел-х аномалий.

5. Коррекция аномалий преддверия п.р.(пластика уздечек верх и ниж губы, языка, устранение тяжей).

Методика чистки зубов и обучение детей, контролируемая чистка зубов в организованных детских коллективах. Выбор предметов гигиены полости рта у детей (зубные щетки, флоссы, зубочистки, ёршики) для индивидуальной чистки зубов.

Круговой метод Fones. При этом методе происходит очищение вестибулярных поверхностей зубов в сомкнутом состоянии. Щеточное поле ставится в правый угол на верхние или нижние вестибулярные поверхности зубов, очищение производится круговыми движениями, исключая краевую часть десны. При открывании рта производят очищение оральных поверхностей маленькими вращательными движениями. Горизонтальными или вращательными движениями очищаются окклюзионные поверхности зубов. Этот метод показан детям и взрослым.


Стандартный метод чистки зубов Пахомова Г. Н. Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.


Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.

 

Обычно выделяют 7 последовательных этапов:

1) мытье рук;

2) полоскание рта водой;

3) мытье зубной щетки с мылом;

4) нанесение зубной пасты на головку щетки;

5) чистка зубов;

6) полоскание рта водой;

7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

 

Дошкольников 2-4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:

1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;

3-е занятие - рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

4-е занятие - обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5-е занятие - чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.

6-е занятие - чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7-е занятие (дома) - чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

 

Контролируемая чистка зубов включает в себя следующие этапы:

1) Очищение зубов пациента привычным для него самого способом. Этот этап необходим для того, чтобы стоматолог мог выявить ошибки, которые допускает пациент в процессе такой чистки;

2) Проводится нанесение на оставшийся на зубах пациента налет стойкого красителя - это необходимо для оценки эффективности чистки;

3) Оценка качества проведенной пациентом чистки. Благодаря нанесенному красителю места, в которых остался налет, будут окрашены. Также врач оценивает показатель гигиены и рассказывает пациенту о всех допущенных им ошибках;

4) Врач-стоматолог предлагает своему пациенту методы, с помощью которых получится исправить ситуацию. Врач показывает пациенту, в каком порядке необходимо осуществлять движения при чистке зубов (демонстрация проводится на специальных моделях). Также пациенту предлагается использовать современные методы и средства гигиены ротовой полости, рассказывается, как правильно выбрать наиболее подходящую зубную нить, щетку и пасту, а также ополаскиватель для рта. Пациент получает подробную информацию о новейших способах и методов удаления зубного налета;

5) Врач предлагает пациенту опять провести чистку зубов, но уже с учетом всех сделанных ему замечаний;

6) Стоматолог снова оценивает количество налета и показатель гигиены и сравнивает данный результат с первоначальным.

Особенности клинического течения, профилактика заболеваний пародонта в детском возрасте, принципы лечения. Индивидуальная, контролируемая и профессиональная чистка зубов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: