Растения в японском саду




 

Растения — несомненно, самый важный элемент любого сада. Но с размещением растений в японском саду надо быть очень осторожным. Любой перебор может негативно сказаться на общем восприятии сада, и даже полностью перечеркнуть все усилия по его созданию.


В японских садах очень редко можно встретить пестролистные растения или яркие цветы. Гораздо большее значение имеют различные оттенки зеленого цвета, сочетание форм и текстур, игра света и тени. Кроме того, японские сады должны выглядеть привлекательно не только летом, но и в остальные сезоны, акценты должны сменять друг друга, создавая череду картин. Древесные растения. Как правило, весна в японских садах ассоциируется с сакурой. Это дерево является олицетворением чистоты, благополучия, стойкости, и даже символом самой Японии. Многие японские сады открываются именно в период ее цветения, непродолжительность которого еще более усиливает эффект. Но сакура — это не определенное дерево, а, скорее, собирательный образ, включающий в себя некоторые виды вишен, слив, черемух.


Осенью роль первой скрипки играют клены. Несомненно, японские клены необыкновенно хороши. Некоторые из них успешно выращиваются в российских садах. Для японского клена подойдет хорошее место: теплое, защищенное от ветра, желательно рядом с водоемом. Первые годы японские клены на зиму лучше укрывать. Клен ложнозибольдов также подходит для японского сада. Его листва настолько похожа на листья японских кленов, что при беглом взгляде их легко спутать. Правда, форма у этого клена — не «японская», что, впрочем, можно исправить правильной обрезкой. Клен маньчжурский, напротив, имеет очень красивую крону, но сами листья отличаются по форме от листьев японских кленов. Однако, на расстоянии это не заметно. И, наконец, клен серебристый также может подойти в качестве альтернативы. Но у него есть большой недостаток — он вырастает в огромное дерево. Поэтому такой клен можно сажать только при определенном достатке места. Зимой лидирующая роль переходит от кленов к хвойным растениям, в первую очередь, к соснам. Некоторые виды сосны обыкновенной и сосны горной годятся для формирования садовых ниваки. Ниваки не должно быть много на участке, достаточно одного красиво сформированного дерева в достойном окружении.

Бамбук — это уникальный по своим свойствам материал. Он очень прочен, красив, прост, быстро стареет на открытом воздухе, придавая саду благородный «налет времени». Он великолепно впишется в сад и придадут ему японский вид. В первую очередь это, конечно, различные изгороди, которые по своему назначению могут быть реальными или символическими. Реальные стены и изгороди выполняют оградительную или защитную функцию. Как правило, они созданы из дерева или камня. Однако если эстетические принципы сада того потребуют, уже существующую стену можно украсить бамбуком, а то и полностью сделать из него. Правда, толщина стволов при этом должна быть соответствующей.

Кустарники.

Здесь выбор более разнообразен. В первую очередь это рододендроны и азалии. К выбору походящих сортов и к выбору места посадки надо подходить очень внимательно. Для японских садов больше подходят листопадные сорта. Их «поэтическая корявость», более нежная и изящная, по сравнению с вечнозелеными рододендронами, листва — вполне в духе японского сада. Кроме того, они лучше зимуют, и их не надо укрывать. Но и им лучше подобрать хорошее место. Все рододендроны любят влажный воздух и не переносят пересыхания корневой системы. Поэтому посадить их лучше около водоемов, а землю замульчировать или хвойным опадом, или сосновой корой. Ну и, конечно, поливать в засушливые периоды. Ответственно нужно подойти и непосредственно к самой посадке рододендронов. Они любят легкую и кислую почву. Поэтому, если на участке сплошная глина, расти на ней рододендроны не будут. Необходимо найти место повыше, и заменить землю на кислый торф.

Очень привлекательно выглядят в Японии «всхолмленные» поверхности из азалий. Однако эти растения — более нежные по сравнению с рододендронами. Подойдут невысокие летнецветущие спиреи или барбарисы, из которых можно формировать «подушки», «волны», «холмы», подстригая их под наплывающие друг на друга полусферы. Спиреи, помимо всего прочего, еще и порадуют вас долгим и ярким цветением.

 

Многолетники.

В Японии они используются довольно ограниченно, но для некоторых сделано исключение. В первую очередь, это ирисы, листья которых символизируют мечи самураев. Лучше всего они смотрятся в больших группах, около водоемов или зигзагообразных мостов яцухаси. В Японии выращивают ирисы японские, но в наших услових стоит заменить их ирисами сибирскими, которые более устойчивы. Второе по значимости растение среди многолетников — хризантема. Этот цветок украшает сад осенью, словно излучая последние лучики солнца ушедшего лета. Хризантема является символом солнца, ее изображение часто можно увидеть на японских гравюрах.

Мхи и папоротники

Они не требовательны к почвам, но предпочитают чуть кислую реакцию. Поэтому, если вы хотите «состарить» камень, покрыв мхом, поливайте его кислым молоком или кефиром. «Состаренность» мхи могут придать не только камню, но и определенному уголку, и даже всему саду. Они смягчают контуры дорожек и камней, привносят аромат леса, их хочется потрогать — настолько они похожи на бархатный ковер. Но то, что мох можно встретить в лесу, растущий сам по себе, не значит, что в саду он не будет требовать ухода. Прополка, уборка опавшей листвы осенью для него жизненно необходимы. Ну и, конечно, самое главное для мха — полив. Если место тенистое, то поливать надо лишь в засушливые периоды. Если же туда попадает солнце, особенно полуденное, полив должен быть практически ежедневным. Часто можно видеть картину, когда мох летом буреет, подсыхает. В основном это происходит из-за сухой погоды. Однако осенью он восстанавливается и снова радует нас изумрудной зеленью, вплоть до установления снежного покрова.

История японского сада

В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.

1. период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство только-только позаимствовалось из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же с соблюдением китайских традиций.

Сады по общей своей конструкции состоят из двух элементов – гор и воды. В то же время японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия, бамбук – стойкости и т.п.

2. период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Помимо ставших уже привычными садов согласно веяниям времени формируется новый их вид – сады чайной церемонии. Островки живой природы перед чайным домиком доставляли истинное наслаждение всем участникам чайной церемонии.

3. во времена правления сёгуна Асикана (XV в.) появляется новая форма аранжировки – композиции, выставлявшиеся в нише токонома. Они представляли собой предельно простые, но тем и выразительные и одновременно загадочные аранжировки.

4. XIX – XX вв – в это время появляется своеобразное ответвление – морибана – существовавшее века садовое искусство теперь подгоняется под требования Запада, в частности под западный интерьер. Особенностью морибаны является использование низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых домов и зданий.

Создавая композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения темы японских садов выявлено, что все виды японских садов принадлежат к пейзажному стилю — приближенному к природе, словно рука человека не прикасалась к нему. А разновидностей японских садов множество, от садов при императорских дворцах, храмовых и монастырских садов, до сада чайной церемонии или японского миниатюрного сада. Были изучены особенности проектирования японского сада, и принципы подбора ассортимента растений. Японские сады продолжают развиваться и совершенствоваться, став излюбленным стилем малого сада. Каждая деталь сада имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны.

Умение создания садов передается из поколения в поколение, сохраняя черты древней цивилизации и приобретая признаки современной культуры.
Обязательными элементами любого японского сада являются природные камни, вода в форме пруда или ручья и растительность: сосна, сакура, ива, бамбук и пион.

 

Список литературы:

· Галкина Л.И. Серия: Приусадебное хозяйство

· Голосова Е. Сад в японском стиле..

· Елисеев В. Японская цивилизация

· Ландшафтный дизайн по-японски..

· Паршин А. Японский сад Серия: Твой сад.

· Роберт Кетчел. Японский сад за несколько дней.

· Японские традиции в оформление сада

· Интернет-ресурсы

 

 

 

 


 

 


 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: