Конфликтные ситуации в тренинге




1. Никто из нас не застрахован от конфликтных ситуаций. Поэтому во избежание споров во время проведения ПЛПР вам, как ведущим, не стоит пренебрегать правилами групповой работы, которые вводятся во второй день. ВАЖНО! Четко и грамотно ввести правила: объяснить так, чтобы каждый из участников понял их смысл. Например, правило «Я» (ответственность за свое мнение); запрет на критику, оценку личности (обсуждаем проблему, а не личность); правило «СТОП» и т.п. Такая мера профилактики позволяет сгладить конфликтную ситуацию, или умерить пыл спорщиков.

НА ЗАМЕТКУ

Правила вводятся с целью повышения эффективности работы, поэтому необходимо, чтобы правила принимались всеми участниками группы, как своего рода устав занятий.

Не стоит «зацикливаться» на тех правилах, которые прописанных в сценарии, вы и ваша группа можете придумать свои.

2. По ситуации: можно у группы спросить, чего не стоит делать вам, как ведущему. Например, если на вашем занятии присутствует человек другого вероисповедания (например, как строгие правила у мусульман), или есть какое-то дурацкое слово/фраза, которое может вызвать бурную реакцию.

3. Относитесь уважительно ко всем участникам. И помните, что ведущий в своей работе занимает позицию равного, или чуть-чуть выше (в зависимости от ситуации).

4. Избегайте категоричных, критических и оценочных суждений. И ни в коем случае не стоит их адресовать кому-то из участников.

5. Относитесь ко всем участникам одинаково внимательно. Согласитесь, что выделение ведущим «любимчиков», будет настраивать группу как против ведущего, так против этого «избранного». Так же и наоборот с теми, кому внимания уделяется меньше.

6. Если у вас есть возможность заранее узнать, кто будет присутствовать на вашем занятии, воспользуйтесь ею. Так вы сможете спрогнозировать свой примерный ход работы и возможные «подводные камни».

7. На самом тренинге помните про групповую динамику!

НА ЗАМЕТКУ

В ходе занятия может произойти так (и скорее всего так и будет), что первокурсники будут вас «проверять» на жизнестойкость, на уровень ваших знаний и пр. Главное, что надо помнить в этом случае: не нужно вестись на любые формы проявления поведения участников, целью которых является «зацепить» вас. Поэтому, распознав такое поведение, сохраняйте спокойствие, не ведитесь на всевозможные уловки и не вступайте в спор. Это может подорвать ваш авторитет в глазах участников. Оптимально, если назревающий спор вы переведете в дискуссию, в которой примет участие группа.

Что делать, если во время занятия накаляется обстановка, участники начинают агрессировать, или вовсе переходят в стадию «открытых военных действий»?

В первую очередь, вы должны сохранять спокойствие, а во вторую – понимать следующее: задуман ли бы вами этот конфликт (некоторые упражнения предусматривают «колючие» ситуации); на какой стадии находится (только начинается, или же уже в стадии конфронтации); имеет ли адресата, двусторонний ли конфликт; и наконец, в чем его причина.

И так, пройдемся по порядку. Вы ведете занятие, участникам дали задание, которое непременно вызовет спор (но не всегда). И спустя некоторое время результат достигнут. И это прекрасно. Значит все идет по плану. И чтобы дальше все так же шло своим чередом, вам просто необходимо наблюдать и отслеживать всю динамику, чтобы это не переросло в нечто большее. Как правило, это бывает редко, т. к. все регулируется планом проведения конкретного упражнения.

Если же случилось так, что напряженность возникла там, где она не предусматривалась, то нужно понять ее масштаб. Зарождающийся конфликт можно перевести в шутку (если вы умеете импровизировать и имеете чувство юмора). При необходимости вы можете воспользоваться вашими полномочиями, чтобы подавить конфликт в самом его начале, например, сославшись на правила групповой работы.

Более серьезные конфликтные ситуации можно уладить следующими способами.

• В условиях ограниченного времени, или в зависимости от других обстоятельств, вы можете перенести решение спорного момента на время после тренинга, или в перерыв, предварительно его нейтрализовав.

• Перевод в конструктив, в факты (благодаря чему «снижаются» эмоции, и работа возвращается в нужное русло). Этому могут способствовать техники «Условное согласие и уточнение», «Я-высказывание». Их можно применять начальном этапе спорных ситуаций.

• Если вы уверены в своих силах, то можете рискнуть, разобрав конфликтную ситуацию «здесь и сейчас». Особенно интересно, а главное полезно и наглядно, это будет в том случае, если случившийся эпизод перекликается с темой проводимого занятия.

P.S. При условии, что конфликтующих сторон две, дайте высказаться каждому участнику по очереди.

При агрессии в адрес ведущего, т. е. в ваш адрес. Здесь важно не терять самообладания, не «переключаться» на эмоции, а главное не вступать в конфронтацию с участниками, т. к. может отразиться на вашем авторитете. Поэтому при агрессии в ваш адрес рекомендую не изобретать велосипед, а использовать вышеописанные способы и приемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: