Эволюция внешнеполитических доктрин США и СССР в 1940-1950-е гг.




Вопрос 79.

В послевоенный период Соединенные Штаты вошли в совершенно новой роли - государства по всем показателям силы - военным, экономическим, технологическим, культурным - превосходившим любую другую страну мира. Все Другие «великие державы» либо потеряли свой статус, либо оказались значительно ослабленными. «События XX века и особенно две мировые войны и их последствия, - писал ставший позднее госсекретарем США Дж. Ф. Даллес, -создали совершенно новую ситуацию. В значительной мере Соединенные Штаты унаследовали ответственность за руководство, которую в прошлом разделяли несколько государств». Новое положение страны в мире требовало новых геостратегических решений: выделения ключевых регионов, определения периферийной зоны и выбора средств воздействия на ситуацию в каждом конкретном случае. При этом следует учитывать известную свободу маневра, являющейся следствием колоссальной экономической мощи США. Такими ключевыми регионами в первые послевоенные годы были Европа, Средний и Дальний Восток. В качестве периферии выступали Ближний Восток и Северная Африка. Остальные регионы в тот период не находились в центре внимания американской геостратегии, за исключением Латинской Америки. Таким образом, все важнейшие приоритеты американской геостратегии находились по периметру зоны влияния Советского Союза, вступившего в послевоенный мир в качестве альтернативного США центра силы, укрепившего свой морально-политический авторитет, но понесшего тяжелые материальные и людские потери. В Европе американская политика сталкивалась с тремя основными проблемами: курс в отношении Западной Европы, политическое будущее Восточной Европы и проблема Германии.

В феврале 1947 г. английское правительство уведомило Вашингтон, что в связи с ухудшившимся финансовым положением Великобритания не сможет продолжать оказание финансовой и военной помощи Греции и Турции. В правящих кругах США Грецию и Турцию рассматривали как поле принципиального столкновения демократии и коммунизма. К тому же обе эти страны занимали важное геополитическое положение в Восточном Средиземноморье, на подступах к ценнейшим запасам нефти и к стратегическим коммуникациям. 12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 млн. долл. для оказания помощи Греции и Турции, а также санкционировать посылку в эти страны американского гражданского и военного персонала для наблюдения за использованием предоставляемой помощи.

Доктрина Трумэна прокламировала новую глобальную роль США в противодействии Советскому Союзу и коммунизму. Эта борьба приобретала тотальный характер, что означало переход к полномасштабной холодной войне.

В этой ситуации США стремились обеспечить надежный тыл в Латинской Америке, использовать ресурсы этого региона в холодной войне. В августе – сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро состоялась межамериканская конференция министров иностранных дел "по поддержанию континентального мира и безопасности". Под давлением делегации США 2 сентября был подписан Межамериканский договор о взаимной обороне, который вступил в силу в декабре 1948 г. Договор предусматривал принцип коллективной обороны, ибо провозглашал, что "вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства", и каждое из них "обязуется оказать помощь при отражении нападения". Кроме того, договор предусматривал меры по борьбе с косвенной агрессией. Тем самым пакт Рио-де-Жанейро стал важным шагом на пути создания военно-политического блока стран Западного полушария под руководством США.

Институционализация связей государств Американского континента была осуществлена созданием Организации американских государств (ОАГ) в апреле 1948 г. В нее вошли США и подавляющее большинство стран Латинской Америки. Соединенные Штаты использовали ОАГ для давления на ее членов, для укрепления своих позиций на континенте. В целом США довольно успешно использовали возможности и ресурсы Латинской Америки в холодной войне.

В СССР Сталин поддерживал создание Израиля т.к. для него было важным изгнание Англии с Ближнего Востока. При этом, создавая зону постоянного конфликта между арабами и евреями, в которую неизбежно вовлекались США и западноевропейские страны, Сталин обеспечивал безопасность южных границ СССР. Это был своеобразный ответ на знаменитую «Доктрину Трумэна ». Поскольку США в это время обладали монополией на атомное оружие, то «Доктрина Трумэна» воспринималась в СССР как готовность американских политиков использовать именно это стратегическое преимущество. В 1946 году США и Великобритания были, главным образом, обеспокоены не столько политикой СССР в Восточной Европе, сколько положением на границе СССР с Ираном и Турцией и на границе Болгарии с Грецией.

Ситуация в Европе весной 1947 г. была тревожной и нестабильной. В Восточной Европе складывалась система народных демократий, СССР устанавливал все более жесткий контроль над этой частью континента. В Западной Европе наблюдались симптомы возможного экономического кризиса, нарастала социальная напряженность. Миллионы людей оказались без работы, голодали и мерзли суровой зимой 1946/47 г. Ухудшение экономического положения порождало чувство безнадежности и отчаяния.

Выступая 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл высказал идеи, которые стали исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер, получивших его имя. Осуществление плана Маршалла содействовало стабилизации и консолидации европейского капитализма. Товары и капиталы, направлявшиеся по плану Маршалла в Западную Европу, способствовали преодолению экономических последствий войны. План Маршалла позволил западноевропейским странам получать часть необходимой им американской продукции, помог преодолеть кризисное состояние торгово-финансовой системы в западном мире. Далее последовала «Программа европейского восстановления», продолжавшаяся с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г., в соответствии с которой 16 европейских государств (с июня 1949 г. к ним официально присоединилась и ФРГ) получили помощь на общую сумму в 13,3 млрд. долларов. Целевые установки «плана Маршалла» сводились к стабилизации социально-политического положения в Западной Европе; включению Западной Германии, которая рассматривалась в качестве «ступицы европейской экономики» в западный блок; уменьшение советского влияния в Восточной Европе. За «Программу европейского восстановления» Дж. К. Маршалл, пятизвездный генерал и герой второй мировой войны, стал единственным из профессиональных военных, кто был удостоен Нобелевской премии мира.

Фактически организация плана Маршалла и резко негативная реакция советского руководства означали важнейший рубеж на пути раскола Европы на сферы влияния, а сама разделенная Европа стала частью биполярного мира, характерного для периода холодной войны.

5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. К власти в СССР пришло новое руководство во главе с Н. С. Хрущевым. Холодная война продолжалась, однако в советской внешнеполитической стратегии произошли некоторые изменения. Уже 15 марта новый глава советского правительства Г. Маленков заявил, что между СССР и США не существует такой проблемы, "которая не могла бы быть урегулирована мирными средствами на основе взаимопонимания". Курс Кремля на мирное сосуществование был подчеркнут на XX съезде КПСС (14–25 февраля 1956 г.). В документах съезда отмечалась возможность предотвращения войны даже в условиях сохранения капитализма. Отсюда и политическая линия на мирное существование, хотя само это существование трактовалось как форма классовой борьбы. Внешнеполитические концепции советского руководства становились заметно более гибкими, отходили от жестких установок Сталина на подготовку к новой неизбежной войне. Советская внешнеполитическая доктрина создавала потенциальные предпосылки для смягчения международной напряженности. Позднее, в Программе КПСС (1962 год) подчеркивалось: "Мирное сосуществование социалистических и капиталистических государств – объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных споров". Советское руководство стремилось доказать преимущества социализма в ходе его соревнования с капитализмом.

Тогда же, в начале 1953 г., в Вашингтоне пришла к власти новая администрация во главе с президентом Д. Эйзенхауэром и государственным секретарем Дж. Ф. Даллесом. Международные позиции нового американского руководства были весьма противоречивы. Оно оставалось на позициях антикоммунизма. Более того, оно перешло от политической доктрины " сдерживания" к доктрине "отбрасывания коммунизма". Правда, эта установка оставалась скорее на уровне пропаганды, чем реальной политики.

Вместе с тем Эйзенхауэр выступал за ограничение гонки вооружений, против чрезмерных затрат на оборону. В ходе своей предвыборной кампании он призывал к завершению войны в Корее и к отказу от прямого вмешательства США в другие локальные конфликты.

Тем не менее гонка вооружений оставалась важнейшим аспектом холодной войны. В 1952 г. США провели первое успешное испытание водородной бомбы, в 1953 г. испытание такого же оружия осуществил Советский Союз. В 1954 г. в США появилась первая подводная лодка с атомным двигателем "Наутилус", а с конца 1959 г. на вооружение стали поступать подлодки с ракетами "Поларис". Соединенные Штаты стремились сохранить и закрепить свое превосходство, а СССР – сократить свое отставание.

В 1954 г. Вашингтон принял военную доктрину " массированного возмездия ". Она строилась на эффективности ударных сил США, их геостратегических преимуществах в виде военно-воздушных баз по периметру территории СССР, наличии носителей ядерного оружия для возможного ответного удара.Доктрина "массированного возмездия" предусматривала немедленное использование всей мощи американского стратегического потенциала в случае возникновения вооруженного конфликта с Советским Союзом в любом регионе, где бы такой конфликт ни возник.

Положение резко изменилось в 1957 г., когда Советский Союз создал межконтинентальную баллистическую ракету и осуществил успешный запуск первого искусственного спутника Земли. Тем самым Соединенные Штаты лишились былой стратегической неуязвимости. СССР сделал важный шаг к преодолению американского превосходства в средствах доставки ядерного оружия. В 1959 г. в СССР была введена в строй первая подводная лодка с атомным реактором на борту. Возникла совершенно новая военно-политическая ситуация. В результате Вашингтон вынужден был в начале 60-х гг. отказаться от доктрины "массированного возмездия" и перейти к доктрине " гибкого реагирования " Кеннеди. Новая доктрина предусматривала, что в случае нападения потенциального противника ему должен быть нанесен ответный удар в том же месте и теми же боевыми средствами, но такой силы, чтобы он потерпел сокрушительное поражение. Тем самым в холодной войне возрастала роль обычных вооружений. Обе стороны направляли громадные усилия и средства на совершенствование ракетно-ядерных и обычных вооружений

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: